Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 10 августа 2011 г. N 33-12205/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Пучинина Д.А. и Вологдиной Т.И.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2011 года кассационную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2011 года по делу N 2-659/11 по иску Волобуева А.В. к военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя военкомата Санкт-Петербурга Черкасовой А.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия
установила:
Волобуев А.В. обратился в суд и, уточнив исковые требования в ходе судебного разбирательства, просил взыскать с военного комиссариата Санкт-Петербурга денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 01.01.2008 г. по 30.09.2010 г. в размере 330.000 рублей и с 01.10.2010 г. по 01.04.2011 г. в размере 90.000 рублей, указывая на то, что имеет право на ее получение на основании положений п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ, поскольку уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при увольнении жилым помещением обеспечен не был, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, снимает жилое помещение.
Решением Октябрьского районного суда от 28.03.2011 г. требования Волобуева А.В. удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить это решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и вынести новое об отказе в иске.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца, который извещен о времени и месте заседания суда кассационной инстанции (л.д.66), о причине своей неявки не сообщил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 п. 14 ст. 15 данного Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно абз.2 этого пункта при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, <...> Волобуев А.В. <...> уволен с военной службы досрочно в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 17.03.2003 г. исключен из списков <...> (л.д.6, 9).
Общая продолжительность военной службы Волобуева А.В. на 06.03.2003 г. в календарном исчислении составила 18 лет (л.д.6).
Согласно справке <...> истец с 03.01.2001 г. (в решении ошибочно указано с 03.01.2010 г.) состоит на учете по обеспечению жилой площадью при войсковой части <...> и включен в компьютерную базу данных <...> (л.д.18).
Из справки ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 24.02.2011 г. следует, что сведения об истце содержатся в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения ему не выделялись (л.д.28).
Установив на основе представленных доказательств, что истец не был обеспечен жилым помещением при увольнении с военной службы и на момент вынесения решения (л.д.26-28), при этом относится к категории лиц, указанных в п. 14 ст. 15 названного Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение денежной компенсации, предусмотренной абзацем 2 этого пункта.
Порядок выплаты и размер такой компенсации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Пунктом 2 Постановления установлены предельные размеры ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также условия и размеры его повышения, в частности в городах Москве и Санкт-Петербурге размер такой компенсации был определен равным 1 500 рублям, а с 01.01.2009 г. - 15 000 рублей в месяц.
Материалами дела подтверждается, что истцом были заключены договоры найма жилого помещения по адресу: <адрес>, на период с 01.01.2008 г. по 01.01.2012 г., при этом плата за наем с 01.01.2008 г. по 01.01.2009 г. составляла 1.500 рублей, а с 01.01.2009 г. - 15.000 рублей (л.д.29-36).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 01.01.2008 г. по 30.09.2010 г. в размере 330.000 рублей (из расчета 1.500 руб. в месяц за период с 01.01.2008 г. по 01.01.2009 г. и 15.000 руб. в месяц с 01.01.2009 г. по 30.09.2010 г.) и с 01.10.2010 г. по 01.04.2011 г. в размере 90.000 рублей (из расчета 15.000 руб. в месяц).
Довод жалобы о том, что истец не имеет право на получение денежной компенсации, поскольку состоит на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а в войсковой части N..., которая не относится к таким организациям, основан на неправильном толковании норм материального права и правового статуса истца.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03.02.2010 г. N 3-П, вытекает, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 августа 2011 г. N 33-12205/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)