Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 14 сентября 2011 г. N 33-13999/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Осининой Н.А.
Судей
Витушкиной Е.А., Володкиной А.И.
при секретаре
Иванове Н.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Военного Комиссариата Ленинградской области на решение Ленинского районного суда Санкт - Петербурга от <дата> по гражданскому делу по иску А.К. к Военному комиссариату Ленинградской области об обязании выплачивать денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения представителя Военного Комиссариата Ленинградской области Мишина А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя истца Бордуненко И.В., возражавшего против удовлетворения жалобы,
- судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
А.К. обратился в суд с иском к Военному Комиссариату Ленинградской области об обязании выплачивать денежную компенсацию за наем жилого помещения. В обоснование заявления указывал, что проходил военную службу более 11 лет, с <дата> признан нуждающимся в получении жилого помещения, как не обеспеченный таковым, <дата> уволен с военной службы по состоянию здоровья (пп. б п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), однако, при увольнении жилой площадью обеспечен не был, в связи с чем занимает жилое помещение на условиях договора найма, плата за которое составляет 18000 рублей ежемесячно, в период военной службы истцу выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения, однако с момента увольнения такие выплаты необоснованно прекращены. Просил обязать ответчика выплачивать с 01 июля 2009 года за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере 15000 рублей до фактического обеспечения жилым помещением.
Решением Ленинского районного суда Санкт - Петербурга от <дата> исковые требования А.К. удовлетворены частично, Военный комиссариат Ленинградской области обязан выплатить А.К. за период с <дата> по <дата> за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в сумме 345000 рублей; в пользу А.К. с Военного Комиссариата Ленинградской области взысканы судебные расходы в размере 200 рублей.
Военный комиссариат Ленинградской области просит отменить решение суда от <дата>, как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Из материалов дела следует, что А.К. на основании приказа командующего войсками Ленинградского военного округа N... от <дата> уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (пп. "б" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") с оставлением в списках очередников на получение жилой площади /л.д. 11/
Приказом командира войсковой части N... от <дата> А.К. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения; общая продолжительность военной службы в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении при увольнении по состоянию на 25 июля 2008 года составляет 11 лет /л.д. 12/.
Также из материалов дела усматривается, что А.К. с <дата> состоял в базе компьютерного учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади при в/ч 13821 с <дата> по <дата> /л.д. 13, 14/, по <дата> А.К. производилась выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений по месту прохождения службы /л.д. 16/.
В соответствии со справкой ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения от <дата> N... А.К. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и состоит в едином реестре военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещения с составом семьи 1 человек; избранное место жительства - Санкт - Петербург, жилые помещения не выделялись.
<дата> и <дата> между А.К. (наниматель) и Ф. (наймодатель) были заключены договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт - Петербург, <адрес>, ежемесячная плата за наем установлена в размере 18000 рублей /л.д. 17-21, 22 -25/.
<дата> между А.К. (наниматель) и Т. (наймодатель) заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт - Петербург, <адрес>, ежемесячная плата за наем установлена в размере 30000 рублей /л.д. 26 - 30/.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 года N 909 установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
При таких обстоятельствах, на основании приведенных правовых норм, с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлениях N 5-П от 05 апреля 2007 года и N 3-П от 03 февраля 2010 года, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, объяснения лиц, участвующих в деле, подробно проанализировав представленные доказательства, исходя из того, что право уволенных военнослужащих на получение компенсации за наем жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, истец имеет выслугу свыше 10 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета до настоящего времени не утрачено, пришел к правильному выводу о том, истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
При этом, с учетом того, что после увольнения с военной службы А.К. избрал местом жительства г. Санкт - Петербург, состоит на очереди по обеспечению жилым помещением в Санкт - Петербурге, с <дата> по <дата> занимает жилые помещения на основании договоров найма, расписками собственников жилых помещений подтверждается факт получения ими денежных средств от истца за указанный период, то, по мнению судебной коллегии, у суда имелись основания полагать, что А.К. имеет право на получение в указанный период ежемесячной денежной компенсации в размере установленном п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в соответствии с которым денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений уволенным с военной службы выплачивается в размере, не превышающем в г. Санкт - Петербурге - 15000 рублей.
Также судом обоснованно принято во внимание, что в случае отказа А.К. в удовлетворении исковых требований будет иметь место неравное положение истца, уволенного без обеспечения жилым помещением, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем, не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, а также неравное положение истца по сравнению с положением тех военнослужащих, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях в связи с избранием нового места жительства при увольнении, что недопустимо, поскольку такое положение привело бы к нарушению его конституционных прав, гарантированных ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что после увольнения с военной службы А.К. не исключен из списков на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, после его увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения, обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечить его жилым помещением сохранилась, и, следовательно, не имеется законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением.
Одновременно судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию за наем жилого помещения до фактического обеспечения А.К. жилым помещения, поскольку истцом не представлено доказательств проживания в конкретном жилом помещении по соответствующему договору и понесенных им расходов по найму (поднайму) жилого помещения на будущее время.
Довод кассационной жалобы о том, что представленная истцом справка КЭЧ, по мнению Военного комиссариата Ленинградской области, не может свидетельствовать о том, что А.К. признан нуждающимся в жилых помещениях и состоит на учете не может служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку Приказом командующего войсками Ленинградского военного округа N... от <дата> подтверждается, что А.К. уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади, каких - либо иных доказательств, что А.К. право на получение жилого помещения и соответственно право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения было утрачено, ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что размер ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате в пользу истца, составляет сумму в 15000 рублей, не могут быть судебной коллегией приняты во внимание, поскольку истец после увольнения с военной службы выбрал местом своего жительства город Санкт - Петербург, стоит на очереди по обеспечению его жилым помещением в Санкт - Петербурге, в связи с чем имеет право на получение компенсации в размере, установленном для лиц, проживающих на территории Санкт - Петербурга.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы кассационной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 362 - 364 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт - Петербурга от 26 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного Комиссариата Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2011 г. N 33-13999/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)