Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 12 сентября 2011 г. N 13478
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Вологдиной Т.И., Рогачева И.А.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 сентября 2011 года дело N 2-1504/11 по кассационной жалобе Мела Ричарда на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2011 года по заявлению Мела Ричарда об оспаривании действий (бездействия) УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерства юстиции Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2011 года Мелу Р. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерства юстиции Российской Федерации.
В кассационной жалобе Мел Р. просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Заявитель Мел Р., отбывающий наказание в местах лишения свободы, представитель заявителя - адвокат Коровин А.А., о месте и времени судебного заседания извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ, в суд представитель заявителя не явился, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил. Исходя из того, что заявитель подробно изложил свои доводы в кассационной жалобе, заявитель и его представитель надлежащим образом извещены о разбирательстве дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 2 ст. 354 ГПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что заявитель Мел Р., являющийся гражданином Федеративной Республики Нигерии, осужден "..." года приговором Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к 4 годам лишения свободы, отбывает назначенное наказание в местах лишения свободы.
Рассмотрев документы о нежелательности пребывания (проживания) в РФ осужденного "..." года Красногвардейским районным удом Санкт-Петербурга по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к 4 годам лишения свободы гражданина Федеративной республики Нигерии Мела Р., "..." года рождения, уроженца "...", содержащегося в Федеральном бюджетном учреждении "Исправительная колония N 6" Главного управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, принимая во внимание, что Мела Р. до осуждения находился на территории РФ незаконно и тот факт, что его пребывание создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ, а также руководствуясь ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", распоряжением Министерства юстиции РФ N 343-р от 01 февраля 2010 года пребывание (проживание) в Российской Федерации Мел Р. признано нежелательным сроком до года, и он обязан покинуть территорию Российской Федерации.
Будучи несогласным с вышеуказанным распоряжением Министерства юстиции РФ N 343-р от "..." года Мел Р. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании действий (бездействия) УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерства юстиции РФ, указал на то, что отбывает наказание в виде лишения свободы, УВД по Красногвардейскому району СПб утрачен его заграничный паспорт гражданина Нигерии и Великобритании. В связи с чем он обратился с заявлением в УФССИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, просил принять меры к обеспечению его паспортом гражданина Нигерии, такие меры предприняты не были, Распоряжением N 343-р от 01 февраля 2010 года Министерства юстиции РФ его пребывание (проживание) в РФ признано нежелательным сроком до "..." года и он обязан покинуть территорию РФ. Заявитель считает данное решение незаконным, просит обязать УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области устранить нарушение его прав в полном объеме, приостановить действие распоряжение Министерства юстиции, признать его необоснованным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" N 115-ФЗ от 25.07.2002 г. для подтверждения законности своего пребывания в РФ иностранный гражданин должен иметь миграционную карту.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от 15.08.1996 г. "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", иностранный гражданин либо лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, если он создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минюста РФ от 20 августа 2007 года N 171 "О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы" решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть принято:
а) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации;
б) в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
в) в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Согласно пункта 5 указанной Инструкции, администрация учреждения, исполняющего наказание, знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и приобщает копию указанного распоряжения к личному делу осужденного.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеуказанного федерального законодательства, анализа представленных документов, признал установленным, что Минюст России принял оспариваемое распоряжение в пределах своей компетенции исходя из представленных документов, а УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, при наличии распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) заявителя в Российской Федерации от 01.02.2010 года N 343-р, требования действующего законодательства своевременно исполнены, пришел к выводу об отсутствии оснований считать указанное Распоряжение необоснованным и незаконным.
В силу положений ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1).
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным Распоряжения от 01.02.2010 г. суд обоснованно признал, что настоящее заявление подано с нарушением установленных законом сроков.
При этом суд исходил из того, что согласно материалам личного дела осужденного указанное распоряжение Министерства юстиции РФ от 01 февраля 2010 года N 343-р заявителем получено лично 12 апреля 2010 года, о чем имеется расписка в получении, заявление в суд об оспаривании подано заявителем лишь 18 мая 2011 года, то есть за пределами сроков, установленных ст. 246 ГПК РФ, доказательств уважительности причин пропуска срока не предоставлено, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
Заявитель так же ссылался на то, что СУ при УВД по Красногвардейскому району СПб утрачен его паспорт, в связи с чем просил обязать УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязать устранить (восстановить) допущенное нарушение его права.
Приказом Минюста РФ (п. 5-10) N 225, ФМС РФ N 240 от 07.10.2008 "Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы" установлено, что в случае прибытия в учреждение, исполняющее наказание, иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение умышленного преступления и не имеющего документов, удостоверяющих личность, администрация учреждения, исполняющего наказание, в течение месяца со дня прибытия направляет информацию о таком иностранном гражданине или лице без гражданства в соответствующий территориальный орган ФМС России для организации оформления документов, включая свидетельство на возвращение, на иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение умышленного преступления.
При получении информации о направлении осужденным иностранным гражданином или лицом без гражданства в суд ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, в течение одного дня информирует об этом соответствующий территориальный орган ФМС России.
Руководитель территориального органа ФМС России в течение десяти дней с момента получения информации о прибытии в учреждение, исполняющее наказание, иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение умышленного преступления и не имеющего документов, удостоверяющих личность, либо срок действия которых на момент освобождения истечет, а в случае получения информации о направлении осужденным иностранным гражданином или лицом без гражданства в суд ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - в течение суток направляет ответственного сотрудника территориального органа ФМС России в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления с личным делом осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства в рамках компетенции ФМС России, а в случае отсутствия в его личном деле документов, подтверждающих гражданство, - проведения с ним беседы.
Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять дней до момента освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, уведомляет о сроке освобождения указанного лица соответствующий территориальный орган ФМС России.
При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом Российской Федерации срок.
Документы выдаются под роспись, о чем делается отметка на внутренней стороне второй обложки личного дела осужденного.
С учетом изложенного следует согласиться с суждением суда о том, что заявителю при освобождении должно быть выдано свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности. Срок освобождения заявителя - "..." года.
Вывод суда об отсутствии оснований считать нарушенными права заявителя действиями (бездействиями) УФСИН России по Санкт-петербургу и Ленинградской области следует признать обоснованным и по существу правильным.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 362-364 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 сентября 2011 г. N 13478
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)