Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 27 сентября 2011 г. N 33-14598
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Ю.
судей Белисовой О.В. и Вашкиной Л.И.
с участием прокурора Костиной Т.В.
при секретаре Сперанской С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-450/11 по кассационным жалобам Бабенко А.В. , Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, кассационному представлению Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2011 года по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к Бабенко А.В. , Администрации района Санкт-Петербурга о признании незаконным Распоряжения Администрации района Санкт-Петербурга, признании недействительным договора передачи земельного участка в собственность, прекращении права собственности на земельный участок с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения прокурора Костиной Т.В., Бабенко А.В., его представителя - Деревенского М.Г., представителя третьего лица - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - Галенкиной К.В., представителя Администрации района Санкт-Петербурга - Данилова Л.А., представителей третьих лиц ГУ "<...> - И.Л.О., Комитета <...> - Р.Е.С., Управления <...> - С.А.М. ,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
<дата> Администрацией района Санкт-Петербурга издано распоряжение N о передаче в собственность Бабенко А.В. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка под данным домом с кадастровым номером N, площадью ххх кв. м.
<дата> между Администрацией района Санкт-Петербурга и Бабенко А.В. заключен договор о передаче в собственность последнего вышеназванного земельного участка. В договоре указано, что выкупная стоимость участка в размере ххх руб. ххх коп. оплачена до заключения договора.
Право собственности Бабенко А.В. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>.
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к Бабенко А.В., Администрации района Санкт-Петербурга (далее - Администрация района) о признании незаконным распоряжения Администрации района от <дата> N в части передачи в собственность Бабенко А.В. земельного участка с кадастровым номером N площадью ххх кв. м., расположенного по адресу: <адрес>; признании недействительной ничтожной сделкой договор N от <дата>, заключенный Администрацией района с Бабенко А.В. о передаче ему в собственность указанного земельного участка; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде внесения записи о прекращении права собственности Бабенко А.В. на указанный земельный участок в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращении права собственности Бабенко А.В. на спорный земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что спорный земельный участок передан в собственность Бабенко А.В. незаконно, поскольку он находится на территории заказника "<...>" и в силу закона не может быть передан в чью-либо собственность.
Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2011 года требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены.
Признано не соответствующим законодательству РФ распоряжение Администрации района Санкт-Петербурга от <дата> N в части передачи в собственность Бабенко А.В. земельного участка с кадастровым номером N площадью ххх кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признан недействительным договор N от <дата>, заключенный Администрацией района Санкт-Петербурга с Бабенко А.В., о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью ххх кв. м., расположенного по вышеуказанному адресу.
Применены последствия недействительности ничтожной сделки: прекращено право собственности Бабенко А.В. на спорный земельный участок с внесением записи о прекращении права собственности Бабенко А.В. на указанный земельный участок в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним; данный земельный участок возвращен в собственность Санкт-Петербурга, а Бабенко А.В. постановлено возвратить из бюджета Санкт-Петербурга денежные средства, выплаченные им в качестве стоимости выкупа земельного участка в размере ххх руб.ххх коп.
С Бабенко А.В. и Администрации района Санкт-Петербурга взыскана солидарно государственная пошлина в размере ххх руб.
Бабенко А.В. и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с решением суда не согласны и в кассационных жалобах просят его отменить.
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в кассационном представлении просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части указание на взыскание с Администрации района Санкт-Петербурга государственной пошлины.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 14.03.1995 года N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" относит государственные природные заказники к особо охраняемым территориям.
В силу статьи 6 указанного закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 данной статьи.
В силу п. 2 той же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Из материалов дела следует, что заказник "<...>", в границах которого расположен земельный участок, переданный в собственность Бабенко А.В., образован распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга и Губернатора Ленинградской области от <дата> N.
Кадастрового паспорта земель заказника не имеется, однако границы его территории определены вышеуказанным распоряжением для целей сохранения и воспроизводства ценных видов лососевых рыб, охраны от исчезновения редкого вида моллюсков, занесенного в международную Красную книгу.
В соответствии со ст. 58 ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2005 года N 660-105 "О государственных природных заказниках и памятниках природы регионального значения" земли природных заказников и памятников природы, за исключением земельных участков, предоставленных физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование до введения в действие настоящего Закона Санкт-Петербурга, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям (дирекциям), осуществляющим обеспечение функционирования природных заказников и памятников природы.
В соответствии с п. 8 Положения "О комплексном заказнике "<...>" право собственности на территорию заказника не может быть передано полностью или частично физическим или юридическим лицам.
Суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше положениями закона, установив, что спорный земельный участок находится в границах территории заказника (т. 1 л.д. 82-84), изменений в Распоряжение от <дата> N, которым утверждены границы территории заказника, не вносились, спорный земельный участок из границ территории заказника "<...>" не исключен, пришел к выводу о том, что в отношении него действуют ограничения, предусмотренные Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем спорный земельный участок не подлежал передаче в собственность Бабенко А.В., и признал оспариваемое распоряжение Администрации района Санкт-Петербурга от <дата> N не соответствующим требованиям законодательства РФ.
Оспаривая постановленное судом решение, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству ссылается на то обстоятельство, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям п. 5 ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
При этом земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ч. 5 ст. 58).
Федеральным законом от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлены режимы особо охраняемых природных территорий.
Статьей 2 указанного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений установлены категории особо охраняемых природных территорий, к которым, в частности, отнесены государственные природные заказники.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ N 33-ФЗ от 14.03.1995 года государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Как следует из п. 2 Положения о комплексном заказнике "<...>", утвержденного распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга N и Губернатора Ленинградской области N от <дата>, заказник образован с целью сохранения, воспроизводства и восстановления ценных и редких рыб и моллюсков, поддержания общего экологического баланса и является природоохранной территорией регионального значения.
При этом пункт 8 указанного Положения устанавливает, что право собственности на территорию заказника, являющуюся государственной собственностью, не может быть предано полностью или частично физическим или юридическим лицам, а также муниципальным образованиям.
Пункт 3 Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения "<...>" на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от <дата> N, также предусматривает, что государственный природный комплексный заказник "<...>" является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Поскольку п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ не содержит исчерпывающий перечень земель, которые не подлежат приватизации, поскольку предусматривает, что не подлежат приватизации земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, принимая во внимание, что государственный природный комплексный заказник "<...>" является особо охраняемой природной территорией и создан с целью сохранения, воспроизводства и восстановления ценных и редких рыб и моллюсков, поддержания общего экологического баланса, суд обоснованно руководствовался положениями указанной нормой (ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") и пришел к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок не подлежал передаче в собственность Бабенко А.В., в связи с чем признал распоряжение Администрации района от <дата> N не соответствующим требованиям законодательства РФ.
Разрешая исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в части признания договора о передаче земельного участка в собственность Бабенко А.В. недействительной ничтожной сделкой, установив, что оспариваемый договор основан на распоряжении Администрации района, которое не соответствует действующему законодательству, руководствуясь ст.ст. 168, 180 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания договора недействительным в части передачи в собственность Бабенко А.В. земельного участка.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Исходя из указанных положений гражданского законодательства, суд первой инстанции правомерно применил последствия недействительности ничтожной сделки по передаче спорного участка в собственность Бабенко А.В., указав, что право собственности Бабенко А.В. на земельный участок подлежит прекращению, спорный участок должен быть возвращен в собственность Санкт-Петербурга, а Бабенко А.В. подлежат возврату денежные средства в размере ххх руб., указанные в договоре передачи земельного участка в собственность, как стоимость выкупа земельного участка, внесенная в момент заключения договора.
Доводы кассационной жалобы Бабенко А.В. и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Вместе с тем доводы кассационного представления природоохранной прокуратура Санкт-Петербурга о необоснованном взыскании с Администрации района солидарно с Бабенко А.В. госпошлины в размере ххх руб. заслуживают внимания.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, вынесенное решение в части взыскания с ответчика Администрации района, являющегося государственным органом, госпошлины не основано на законе, в силу чего в этой части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2011 года в части взыскания с Администрации района Санкт-Петербурга государственной пошлины в размере ххх рублей отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 сентября 2011 г. N 33-14598
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)