Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 29 сентября 2011 г. N 33-14825
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Белисовой О.В.
Чуфистова И.В.
при секретаре
Сперанской С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-2777/2011 по кассационной жалобе на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2011 года по делу по иску Амировой Т.Ж. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в районе Санкт-Петербурга о назначении пенсии по старости со дня обращения.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителей - Мороз Е.Н., Амирова М.Х., поддержавших доводы жалобы, представителя третьего лица Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и ЛО - Поповой О.С., возражавшей против доводов жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Амирова Т.Ж. обратился в суд с иском о назначении пенсии по старости со дня обращения. В обоснование требований она ссылалась на то, что 15 июля 2009 года обращалась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии о старости, но решением ответчика от 21 января 2010 года было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с невключением в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы с 01.10.98 года по 01.01.07 года, с 02.01.07 год по 01.08.08 год в должности Наименование в школе-комплексе-лицее N... с углубленным изучением английского языка <адрес>; решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14.12.10 года заявленные требования о включении в специальный стаж спорных периодов удовлетворены, однако ответчик несмотря на то, что право на назначении пенсии по старости было подтверждено судом, не назначил пенсию со дня обращения за ней - с 15.07.09 года.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2011 года в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе истица просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Амирова Т.Ж. 1959 года рождения обратилась 15.06.09 года в Управление Пенсионного фонда РФ в районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в районе от 21.01.10 года в досрочном назначении трудовой пенсии Амировой Т.С, отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. При этом из специального стажа истицы, дающего право на назначении пенсии в соответствии с п.п.19. п. 1 ст. 27 ФЗ исключены периоды ее работы с 01.10.98 года по 01.01.07 год, с 02.01.07 года по 01.08.08 год в должности Наименование в школе-комплексе-лицее N... с углубленным изучением английского языка, поскольку наименование учреждения школа-комплекс-лицей не предусмотрено Списками.
По решению Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, вступившего в законную силу, от 14.12.10 года Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга обязано включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы истицы с 01.10.98 года по 01.01.07 год, с 02.01.07 года по 31.12.07 год в должности Наименование школы-комплекса-лицей N... с углубленным изучением английского языка <адрес>.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на указанное решение суда и указывала, что ее право на пенсию было подтверждено именно данным решением.
Однако в указанном деле истица требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не заявляла, поэтому суд, рассматривая требования о включении в специальный стаж спорных периодов не рассматривал вопрос о праве истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по законодательству Российской федерации, что правомерно учтено судом первой инстанции при разрешении настоящего спора.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными ссылки истцовой стороны на то, что право истицы на назначение пенсии по старости подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что истица, являющаяся гражданкой РФ, чья трудовая деятельность протекала на территории другого государства, на территории района Санкт-Петербурга зарегистрирована по месту пребывания на срок с 25.02.09 года по 17.02.2011 год, с 09.02.2011 г. по 09.02.2013 г., постоянно проживает на территории <адрес>.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, с учетом требований ст. 1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участником которого является <адрес>, суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности назначить истице трудовую пенсию и о том, что право на трудовую пенсию истицей должно реализовываться на основании пенсионного законодательства, действующего на территории ее постоянного проживания.
Согласно преамбулы Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1.). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (п. 2).
В силу ст. 3 названного Федерального закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 18 названного Федерального Закона предусмотрено, что назначение трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией (п. 1); Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" поручено Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па и N 17/19пб утверждены Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3488) и Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Вышеуказанным Перечнем документов, предусмотрено, что настоящий Перечень определяет документы, необходимые для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(преамбула); к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены предусмотренные перечнем документы, в том числе: о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Вышеуказанными Правилами обращения за пенсией предусмотрено, что они регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии (преамбула); Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию и имеющих место жительства на территории Российской Федерации (п. 1); Под действие настоящих Правил подпадают граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации (п. 2). Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.(п. 6). При этом согласно п. 5 место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно (Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.11, 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, в установленном порядке регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется с выдачей им свидетельства о регистрации по месту пребывания (п. 11), а по месту жительства - с отметкой в паспорте гражданина либо с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п. 18).
Истица зарегистрирована по месту пребывания на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге, в кассационной жалобе ссылается на наличие у нее как гражданина Российской Федерации согласно п. 6 названных Правил от 27.02.2002 г. права обратиться за назначением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания, и на указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 N 1056), согласно п. 3 которого лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства; однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.
Доводы кассационной жалобы нельзя признать обоснованными.
Указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г. дано в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР. При этом предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России. В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
Истица зарегистрирована по месту жительства на территории <адрес>, что подтверждается отметкой в загранпаспорте о принятии на постоянный учет в консульском отделе Посольства России в <адрес> 15.03.2007 г. С указанного учета истица не снята. Истица по месту жительства на территории Российской Федерации не зарегистрирована, зарегистрирована на территории Российской Федерации по месту пребывания, о чем имеет свидетельство от 25.02.2009 г. о регистрации по месту пребывания, что в силу вышеуказанных положений Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г. дает основания полагать, что местом жительства истицы является <адрес>, истица не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации, не дает оснований считать ее прибывшей на жительство в Российскую Федерацию из <адрес>. При этом нет оснований для применения в настоящем случае Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г., в связи с чем ее ссылки на названное Указание несостоятельны. В то же время истицей не представлены надлежащие документы, подтверждающие в установленном законом порядке ее проживание на территории Российской Федерации и наличие у нее места жительства на территории Российской Федерации, в связи с чем ее обращение в территориальной орган Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть признано поданным по месту жительства. Заявление было подано по месту пребывания. Также нет оснований для применения п. 6 вышеуказанных Правил обращения за пенсией, предусматривающих подачу гражданами Российской Федерации, не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации подачу заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания. В силу п. 2 под действие Правил подпадают граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации. В настоящем случае в силу вышеизложенных положений п. 2 ст. 1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подлежат применению правила международного договора - Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в силу ст.ст.1 и 6 которого пенсионное обеспечение истицы, проживающей на территории <адрес>, осуществляется по законодательству <адрес>, и назначение ей пенсии производится по месту ее жительства - в <адрес>.
Судом правильно применены нормы материального права. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований и оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 сентября 2011 г. N 33-14825
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)