Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 26 октября 2011 г. N 33-16020/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г.
судей
Ильичевой Е.В.
Ничковой С.С.
при секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-2232/11 по кассационной жалобе Степановой Г.Б. на решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 22 августа 2011 года по иску Степановой Г.Б. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу о признании незаконным перевода на работу в другое структурное подразделение, взыскании денежных средств, затраченных на лечение, вследствие незаконных действий работодателя, взыскании невыплаченной заработной платы и денежной премии, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,
Выслушав объяснения представителя ответчика УФССП по Санкт - Петербургу Ваулиной Е.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Степанова Г.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее по тексту - УФССП по Санкт - Петербургу), уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просила признать незаконным приказ руководителя УФССП по Санкт-Петербургу N...-л/с от <дата> о перемещении сотрудников УФССП по Санкт-Петербургу в связи с производственной необходимостью; признать незаконным приказ N... - к от <дата> в части перевода Степановой Г.Б. на должность <...> <...> районного отдела судебных приставов; взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за 1 отработанный рабочий день в <дата>; невыплаченную премию по итогам работы за <...> квартал <дата>; взыскать денежные средства в размере <...> в счет затрат на лечение; компенсацию морального вреда в размере <...>.
Свои требования Степанова Г.Б. мотивировала тем, что работает в должности <...> <...> районного отдела УФССП по Санкт - Петербургу. Приказом руководителя УФССП по Санкт-Петербургу N...-л/с от <дата> была переведена в связи с производственной необходимостью в <...> районный отдел УФССП по Санкт-Петербургу. Впоследствии приказом руководителя УФССП по Санкт-Петербургу N...-к от <дата> была переведена и назначена на должность <...> <...> районного отдела УФССП по Санкт-Петербургу. По мнению истицы, указанные действия работодателя нарушают ее трудовые права, поскольку работодатель не получил ее согласия на перевод, не согласовал с ней существенные изменения трудового договора, определив другое место работы, чем закреплено в трудовом договоре. Вследствие незаконных действий работодателя истица испытала сильный стресс, что, по ее мнению, привело к дальнейшей госпитализации с диагнозом "<...>" и <...>; в связи с медикаментозным лечением она понесла расходы.
Решением Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 22 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований Степановой Г.Б. отказано.
В кассационной жалобе истица просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Истица Степанова Г.Б., извещенная о дне судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 96 том 2), в судебное заседание не явилась, направила в суд кассационной инстанции посредством факсимильной связи заявление о рассмотрении дела без ее участия, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала (л.д. 98-99 том 2).
С учетом изложенного, в силу положений ст. 354 ГПК РФ неявка истицы в судебное заседание не является препятствием к разбирательству дела по доводам ее кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции по делу установлено, что на основании приказа N...-к от <дата> Степанова Г.Б. принята на государственную гражданскую службу в УФССП по Санкт - Петербургу на должность <...> <...> территориального подразделения службы судебных приставов <...>.
<дата> Степанова Г.Б. приказом N...-к была переведена на должность <...> <...> подразделения службы судебных приставов в <...>.
<дата> с истицей был заключен служебный контракт, в соответствии с которым Степанова Г.Б. должна исполнять обязанности по должности <...> <...> отдела УФССП по <...>; срок действия контракта - бессрочно.
В связи с производимыми в структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу организационно-штатными мероприятиями на основании приказа Федеральной службы судебных приставов России от <дата> N... "Об утверждении и введение в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт- Петербургу", <дата> руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу издан приказ N...-л/с "О перемещении сотрудников", в соответствии с положениями которого в целях равномерного распределения нагрузки на судебных приставов- исполнителей и в связи с производственной необходимостью с <дата>, в том числе <...> <...> районного отдела судебных приставов Степанова Г.Б. перемещена на должность <...> <...> районного отдела судебных приставов.
Впоследствии <дата> руководителем УФССП по Санкт-Петербургу был издан приказ N...-к, которым <...> <...> районного отдела судебных приставов Степанова Г.Б. <дата> переведена и назначена на должность <...> <...> районного отдела судебных приставов.
<дата> приказом руководителя УФССП по Санкт-Петербургу Г. N...-к отменен приказ УФССП по Санкт-Петербургу N...-к от <дата> в части касающейся перевода <...> <...> районного отдела судебных пристав Степановой Г.Б..
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями действующего трудового законодательства, регулирующего вопросы перевода и перемещения на другую работу, на основании объяснений лиц, участвующих в деле, представленных документов, пришел к выводу о том, что фактически в данном случае имело место перемещение работника, а не перевод, ввиду чего трудовые права истицы ответчиком нарушены не были, оспариваемые приказы работодателя не повлекли для истицы правовых последствий, она продолжает нести государственную гражданскую службу по должности <...> <...> отдела УФССП по <...>.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку суд необоснованно не применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 13 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.
Вместе с тем, в силу ч. 4 названной нормы, не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод и перемещение работника урегулированы главой 12 Трудового кодекса Российской Федерации.
Перемещением, не требующим согласия гражданского служащего, по аналогии с ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ, следует считать изменение организационно-технических условий прохождения службы (перемещение на другое служебное место, в другое структурное подразделение и т.п.), если это не влечет за собой изменения должности и других существенных условий, предусмотренных служебным контрактом.
Как следует из содержания данной нормы в системной связи с другими положениями Трудового кодекса Российской Федерации, она допускает перемещение работника без его согласия лишь постольку, поскольку работник продолжает выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменяются.
На основании статьи 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.
Пунктом 1 части 3 статьи 24 названного Федерального закона наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа отнесено к существенным условиям служебного контракта.
В соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе.
В силу пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" в соответствии со статьями 60 и 72.1 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 Кодекса.
Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 ТК РФ).
При этом следует также учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что перевод на другую работу, временное замещение иной должности гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, так же как и изменение других определенных сторонами условий трудового договора, возможен только с письменного согласия работника - государственного гражданского служащего, а временное замещение государственным гражданским служащим иной должности гражданской службы, кроме того, поставлено в зависимость от определенных обстоятельств, отраженных в ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Следовательно, учитывая, что в соответствии со служебным контрактом, заключенным с истицей <дата>, Степанова Г.Б. несет государственную гражданскую службу по должности <...> <...> отдела (л.д. 217-218 том 1), то работодатель с учетом вышеизложенных положений закона должен был получить письменное согласие истицы при вынесении приказа N...-к от <дата> "О переводе сотрудников", поскольку в данном случае имеет место перевод и существенное изменение условий служебного контракта от <дата> в части указания структурного подразделения.
Отмена оспариваемого приказа работодателем не лишает работника права требовать защиты нарушенного права путем признания данного приказа незаконным по основаниям, указанным в иске.
Поскольку при разрешении настоящего спора районный суд не установил факта, свидетельствующего о том, что истица надлежащим образом и в установленные сроки в соответствии с требованиями ст.ст. 28, 29 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" была уведомлена в письменной форме о переводе в другое структурное подразделение УФССП по Санкт - Петербургу, о существенном изменении условий служебного контракта, а также о получении от Степановой Г.Б. согласия на такой перевод, то у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении требований о признании незаконным приказа N...-к от <дата> "О переводе сотрудников" в части ее перевода на должность <...> <...> районного отдела судебных приставов.
Кроме того, согласно статьи 30 указанного Федерального закона, в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 1). Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года (ч. 2).
При этом ч. 3 ст. 30 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" также установлено, что по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Судебная коллегия полагает, что определяя срок временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы по соглашению сторон служебного контракта в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона следует руководствоваться тем, что поскольку такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего гражданского служащего, то и срок может быть установлен до выхода указанного гражданского служащего на службу.
Вместе с тем, перемещение истицы в силу приказа N...-л/с от <дата> "О перемещении сотрудников" в целях равномерного распределения нагрузки на судебных приставов - исполнителей и в связи с производственной необходимостью также не может быть признано законным, поскольку в соответствии с действием ч.ч. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должны быть основания для такого замещения и установлен соответствующий срок, что в рассматриваемом случае работодателем учтено не было. Доказательств, свидетельствующих в том, что в данном случае имело место временное замещение иной должности гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим (ч. 3 ст. 30 названного закона), также сторонами представлено не было и судом не установлено.
С учетом вышеустановленного судебная коллегия также полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отказе Степановой Г.Б. в удовлетворении ее требований о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение работодателем трудовых прав работника, а также учитывая, что изданием незаконных приказов N...-л/с от <дата> и N...-к от <дата>, ответчик причинил истице нравственные страдания, она была вынуждена фактически приступить к исполнению обязанностей по должности - <...> <...> отдела в отсутствие выраженной надлежащим образом воли, приходит к выводу о наличии у истицы права на взыскание компенсации морального вреда, причиненного вышеназванными действиями работодателя.
При определении размера компенсации, судебная коллегия, оценив обстоятельства дела, объем и характер причиненных истице нравственных страданий, степень вины работодателя, а также с учетом требований разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании в порядке ст. 237 ТК РФ с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда в размере <...>.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Степановой о взыскании денежных средств, затраченных на лечение, с учетом того, что действия работодателя в связи с изданием оспариваемых приказов привели к ее госпитализации в больницу с диагнозом "<...>" и дальнейшему <...>, судебная коллегия полагает обоснованными, поскольку в ходе судебного разбирательства по делу в нарушение положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ истицей не было представлено доказательств, свидетельствующих о наступлении указанных последствий вследствие действий работодателя.
На основании вышеизложенного, коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга с постановлением нового решения об удовлетворении иска в части признания незаконными оспариваемых приказов, взыскании компенсации морального вреда.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с работодателя невыплаченной заработной платы за 1 рабочий день <дата>, а также премии за <...> квартал <...> года, сторонами по делу не обжалуется, ввиду чего его законность и обоснованность в названной части в силу положений ч. 1 ст. 347 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 22 августа 2011 года в части отказа в удовлетворении требований Степановой Г.Б. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу о признании незаконным перевода на работу в другое структурное подразделение, взыскании компенсации морального вреда отменить с вынесением нового решения.
Признать незаконным приказ руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Г. N...-л/с от <дата> "О перемещении сотрудников" в части перемещения в <...> районный отдел судебных приставов Степановой Г.Б., <...> <...> районного отдела судебных приставов.
Признать незаконным приказ исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу У. N...-к от <дата> "О переводе сотрудников" в части перевода и назначения Степановой Г.Б., <...> <...> районного отдела судебных приставов, <дата> на должность федеральной государственной гражданской службы <...> <...> районного отдела судебных приставов, с должностным окладом <...>, надбавкой за особые условия гражданской службы в размере <...> должностного оклада и надбавками, установленными ранее.
Взыскать в пользу Степановой Г.Б. с Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу компенсацию морального вреда в размере <...>.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 октября 2011 г. N 33-16020/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)