Решение Санкт-Петербургского УФАС России
от 20 мая 2011 г. N К05-48/11
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 3 июня 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Соколова И.П. - заместитель руководителя Управления,
Члены Комиссии:
Птуха А.А. - главный специалист-эксперт юридического отдела;
Буравлев Д.М. - ведущий специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Управления,
рассмотрев дело NК05-48/11, возбужденное на основе приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21.03.2011 N 94-ОВ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ЗАО "Спорт Девелопмент" (197374, Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 4, лит.А) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 10-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отсутствии представителей Автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи" и в присутствии представителя ЗАО "Спорт Девелопмент",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от Автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи" (далее - Заявитель) поступило заявление, касающееся использования олимпийской символики и зарегистрированных товарных знаков в деятельности, в том числе в коммерческом обозначении и наружной рекламе, сети спортивных клубов "OLYMPIC", принадлежащей ЗАО "Спорт Девелопмент" (далее - Ответчик), а именно:
- товарного знака, правообладателем которого является Международный олимпийский комитет (далее - МОК), представляющего собой словесное обозначение "OLYMPIC" (свидетельство N 609691 от 01 октября 1993 года), в отношении товаров и услуг 09, 14, 16, 36, 38, 41 классов Международной классификации товаров и услуг;
- олимпийского символа (пять переплетающихся колец одинакового размера), зарегистрированного в качестве товарного знака МОК в отношении товаров и услуг с 1 по 45 классы Международной классификации товаров и услуг (свидетельство N 788585 от 24 сентября 2002 года).
Заявитель сообщил, что ни МОК, ни Заявитель не заключали с ЗАО "Спорт Девелопмент" договор и не выражали свое согласие на использование олимпийской символики и товарных знаков.
По мнению Заявителя, использование указанной олимпийской символики в деятельности ЗАО "Спорт Девелопмент" создает у потребителей ложное представление о причастности к олимпийским играм.
Таким образом, Заявитель считает, что указанные действия является актом недобросовестной конкуренции.
Ответчик представил письменные пояснения, в которых указал, что ЗАО "Спорт Девелопмент" оказывает услуги по управленческому сопровождению деятельности фитнес-центров (спортивных клубов) в Санкт-Петербурге. Именно с целью выполнения вышеуказанной коммерческой функции ЗАО "Спорт Девелопмент" использовалось наименование "OLYMPIC".
Также Ответчик сообщил, что в мае 2010 года в адрес ЗАО "Спорт Девелопмент" поступила письменная претензия от Заявителя с указанием на несанкционированное использование олимпийской символики, а именно товарного знака "OLYMPIC" и требованием устранить нарушение.
Итогом переговоров между указанными субъектами стало соглашение, согласно которому Ответчик должен прекратить использование товарного знака "OLYMPIC" с изменением наименования сети спортивных клубов на "OLYMP" к 31 декабря 2010 года. При этом Ответчик считает, что это "было проделано в полной мере".
Также ЗАО "Спорт Девелопмент" сообщило, что при использовании наименования "OLYMPIC" общество "не имело целью введение в заблуждение своих клиентов и партнеров приобщением себя к олимпийскому движению", упомянув о том, что ЗАО "Спорт Девелопмент" "вообще не обладало информацией о регистрации прав каких-либо организаций на данное слово. После получения информации о нарушении права третей организации, ЗАО "Спорт Девелопмент" как законопослушный участник рынка принял все меры для устранения нарушения прав и законных интересов АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" и Международного олимпийского комитета".
Таким образом, ЗАО "Спорт Девелопмент" полагает, что не совершало виновных действий в своей коммерческой деятельности, при этом заявляя о не корректности применения каких-либо санкций в отношении общества. На основе выше изложенного, Ответчик просит "прекратить производство в отношении ЗАО "Спорт Девелопмент" по делу ввиду добровольного устранения нарушения прав и законных интересов АНО "Оргкомитет "Сочи 2014"".
Рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства, оценив письменные пояснения сторон, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 10-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации олимпийских игр), Заявитель является автономной некоммерческой организацией, учреждаемой Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи для целей организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с положениями Олимпийской хартии, Свода правил Международного паралимпийского комитета и соглашения, заключенного Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона об организации олимпийских игр, Заявитель для достижения целей своей деятельности обеспечивает во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке.
ЗАО "Спорт Девелопмент" зарегистрировано 17 апреля 2008 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Заявителем было направлено письмо от 11 мая 2010 года N 0Д-1453 Ответчику с требованием о прекращении "использования наименования "Olympic" в сети спортивных клубов" с уведомлением направлявшего о принятых мерах не позднее 19 мая 2010 года.
Письмом от 18 мая 2010 года N 007 Ответчиком был направлен ответ Заявителю, согласно которому общество просило согласовать сохранение наименования "Olympic" сети спортивных клубов, принадлежащих ЗАО "Спорт Девелопмент", в обмен на сотрудничество с Заявителем в области подготовки к XXII Олимпийским зимним играм, например, "путем предоставления материально-технической базы клубов для подготовки спортсменов" или частичное изменение наименования "Olympic", например, на "Olymp", "Olympik", "Lympik", "Olympio" и т.п.
Заявитель, ответив письмом от 02 июня 2010 года NОД-1831, предложил Ответчику изменить средства индивидуализации сети спортивных клубов с "Olympic" на "Olymp" с сообщением направлявшему о предпринятых действиях.
Ответчик согласился на изменение наименования сети спортивных клубов с "Olympic" на "Olymp", письмом от 07 июля 2010 года N 008, в срок до 31 декабря 2010 года.
Письмом от 12 июля 2010 года NОД-2317 Заявитель согласовал указанный выше срок с условием прекращения использования наименования "OLYMPIC" в рамках рекламной кампании сети спортивных клубов и при продвижении услуг компании ЗАО "Спорт Девелопмент" с момента получения настоящего письма.
Однако к указанному выше сроку Ответчик не прекратил использование олимпийской символики и зарегистрированных товарных знаков, а именно словесного и графического обозначения "OLYMPIC", в связи с чем Заявителем было подано заявление в антимонопольный орган.
Данный факт подтверждается следующими обстоятельствами.
21 января 2011 года должностными лицами Управления был установлен факт продолжения использования ЗАО "Спорт Девелопмент" олимпийской символики в составе доменного имени и коммерческом обозначении, зафиксированный актом проверки веб-сайта http://www.olympicsport.ru/.
Согласно информации представленной ООО "Гарант-Парк-Телеком", являющимся регистратором доменного имени olympicsport.ru, администратором настоящего домена является физическое лицо Ковалев Андрей Викторович.
Также указанное выше общество сообщило, что данный "домен был зарегистрирован и в настоящее время обслуживается на договоре компании ЗАО "ВЭБ ХОСТИНГ", которая является партнером нашей компании по регистрации доменов, соответственно, мы не можем предоставить запрашиваемую Вами информацию о договоре на регистрацию домена olympicsport.ru".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21 января 2011 N 8843В/2011 и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 апреля 2011 года N 78512В/2011, генеральным директором ЗАО "Спорт Девелопмент" является Ковалев Алексей Викторович.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что по состоянию на 21 января 2011 года Ответчик фактически использовал олимпийскую символику, в том числе словесное и графическое обозначение "OLYMPIC", являющееся зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является МОК (свидетельство N 609691 от 01.10.1993 года), в составе доменного имени и коммерческого обозначения.
В соответствии с упомянутыми выше пояснениями, представленными Ответчиком к заседанию Комиссии, состоявшейся 20 мая 2011 года, общество сообщило, что "адрес интернет ресурса обслуживающего сеть спортивных клубов изменен", "не смотря на то, что веб-сайт http://www.olympicsport.ru в сети internet, ЗАО "Спорт Девелопмент" не принадлежит".
В настоящее время Ответчик использует в своей коммерческой деятельности доменное имя http://www.olympclubs.ru/. Общество подтвердило данный факт распечаткой с указанного выше веб-сайта.
Также к указанным выше пояснениям обществом были приложены фотографии рекламных конструкций, используемых для размещения рекламы услуг ЗАО "Спорт Девелопмент", на которых используется словесное и графическое обозначение "OLYMP".
Однако совокупность представленных документов и сведений не позволяет сделать вывод о том, что Ответчик в полном объеме устранил нарушение, выразившееся в незаконном использовании олимпийской символики. В частности, не представлены договоры на размещение наружной рекламы или рекламы в средствах массовой информации, подтверждающие прекращение использования Ответчиком олимпийской символики.
На заседании Комиссии, состоявшейся 20 мая 2011 года, обозревалась поисковая система "Яндекс" (http://www.yandex.ru), а также официальный веб-сайт Ответчика (http://www.olympclubs.ru). Результатом чего было установление факта использования ЗАО "Спорт Девелопмент" олимпийской символики в контекстной рекламе системы "Яндекс.Директ", в том числе на упомянутом выше официальном веб-сайте Ответчика. В частности, в одном из разделов веб-сайта http://www.olympclubs.ru, посвященном открытию клуба спортивной сети, принадлежащей ЗАО "Спорт Девелопмент", содержались фотографии, содержащие словесное и графическое обозначение "OLYMPIC".
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 года N 10-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации олимпийских игр), для целей настоящей статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона об организации олимпийских игр, использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением изложенных выше требований признается незаконным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Закона об организации олимпийских игр, признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации: продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика, введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, настоящий федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция.
Таким образом, действия ЗАО "Спорт Девелопмент" по использованию олимпийской символики и зарегистрированных товарных знаков, а именно словесного и графического обозначения "OLYMPIC", в своей предпринимательской деятельности, в том числе на веб-сайте http://www.olympicsport.ru, нарушают часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в данных действиях ЗАО "Спорт Девелопмент" присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:
- Направленность на получение преимуществ перед хозяйствующими субъектами - конкурентами, не использующими олимпийскую символику, выразилась в том, что действия Ответчика по использованию олимпийской символики и зарегистрированных товарных знаков, а именно словесного и графического обозначения "OLYMPIC", выразившиеся во введении в оборот услуг фитнес-центров (спортивных клубов), в том числе на веб-сайте http://www.olympicsport.ru, создает ложное представление у потребителей о причастности общества к олимпийским играм, что может способствовать привлечению внимания к услугам, оказываемым Ответчиком.
- Противоречие принципам добропорядочности, разумности и справедливости выразилось в том, что ЗАО "Спорт Девелопмент" использовало олимпийскую символику без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
- Способность нанесения убытков хозяйствующим субъектам-конкурентам выражается в возможном перераспределении спроса на товарном рынке Санкт-Петербурга по введению в оборот услуг фитнес-центров (спортивных клубов) в пользу ЗАО "Спорт Девелопмент".
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь частью 3 статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года, пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 8 Закона об организации олимпийских игр, абзацем первым части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления
решила:
1. Признать действия ЗАО "Спорт Девелопмент", выразившиеся во введении в оборот услуг фитнес-центров (спортивных клубов) с незаконным использованием олимпийской символики, актом недобросовестной конкуренции в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ЗАО "Спорт Девелопмент" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии |
И.П. Соколова |
Члены Комиссии |
А.А. Птуха |
|
Д.М. Буравлев |
Предписание по делу N К05-48/11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Соколова И.П. - заместитель руководителя Управления,
председатель Комиссии;
Птуха А.А. - главный специалист-эксперт юридического отдела
Управления, член Комиссии;
Буравлев Д.М. - ведущий специалист-эксперт отдела пресечения
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции Управления, член
Комиссии.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 20 мая 2011 года по делу NК05-48/11 о нарушении ЗАО "Спорт Девелопмент" абзаца 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
1. ЗАО "Спорт Девелопмент" прекратить недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в незаконном использовании олимпийской символики при введении в оборот услуг фитнес-центров;
2. Представить в Управление доказательства исполнения предписания в срок до 20 июня 2011 года (договоры на размещения рекламы, заверенные распечатки с веб-сайта http://www.olympicsport.ru, фотографии фасадов и внутренних помещений зданий, входящих в сеть спортивных клубов "Olymp" (раннее именуемая "Olympic"), принадлежащих ЗАО "Спорт Девелопмент", и иные доказательства исполнения предписания.
Председатель Комиссии |
И.П. Соколова |
Члены Комиссии |
А.А. Птуха |
|
Д.М. Буравлев |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 20 мая 2011 г. N К05-48/11
Текст решения размещен на сайте Санкт-Петербургского УФАС России (http://spb.fas.gov.ru)