Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 16 ноября 2011 г. N 33-17015/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Селезневой Е.Н.
Судей
Ильичевой Е.В.
Сопраньковой Т.Г.
При секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3169/11 по кассационной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2011 года по иску Грецова С. В. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н.,
Выслушав объяснения истца,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2011 года с Военного комиссариата Санкт-Петербурга в пользу Грецова С.В. взыскана денежная компенсация за наем жилого помещения в сумме <...> рублей за период с <дата> по <дата>.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Ответчик на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещен надлежаще судом первой инстанции, согласно ч. 2 ст. 354 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Грецов С.В. <...>. На момент увольнения выслуга лет на <...> составила: <...>, денежная компенсация за наем жилого помещения выплачена по <дата>, сохранено право нахождения в списках очередников на получение жилья.
В соответствии с протоколом N... заседания жилищной комиссии ...(ЮрЛ1)... от <дата> истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий <...>.
С <дата> истец состоит на учете в Департаменте жилищного обеспечении Министерства обороны Российской Федерации с составом семьи - <...> человек и избранным местом жительства - Санкт-Петербург, что подтверждается представленной в материалы дела справкой N... от <дата>.
Жилищной комиссией ...(ЮрЛ1)... от <дата> (протокол N...) истец признан нуждающимся во внеочередном обеспечении жилым помещением.
Согласно справке N... от <дата> ...(ЮрЛ2)... Грецов С.В. состоял на учете по обеспечению жилой площадью с <дата> в категории <...>, в связи с увольнением <...> переведен с <дата> в категорию <...>.
Истец уволен с <...> с оставлением в списке очередников на получение жилого помещения, что подтверждается приказом N... от <дата> об увольнении истца.
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Истец зарегистрирован по месту жительства при <...> с <дата> по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями о регистрации.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что Грецов С.В. в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с <...>, на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определен постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
При этом решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ-53, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотренное пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова" разъяснено, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и уволенным или подлежащими увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01 января 2005 года).
Таким образом, исходя из правового анализа приведенных положений в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения, устанавливающие право на выплату <...>-гражданам денежной компенсации за наем жилого помещения, не связывают право этих <...> на получение денежной компенсации за наем жилого помещения с обстоятельствами постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата> и не являются основаниями для отказа в выплате такой компенсации. В связи с изложенным коллегия отвергается как необоснованные доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истец встал на учет нуждающихся в жилых помещениях <дата>.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 (в редакции постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 653) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в Санкт-Петербурге <...> рублей.
В силу п. 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Таким образом, Грецов С.В. в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с <...> - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
В материалах дела имеются достаточные и достоверные доказательства того обстоятельства, Грецов С.В. пользовался на условиях поднайма в спорный период квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей О. на праве частной собственности, оплата за пользование данным жилым помещением установлена в размере <...> рублей, данные средства в период с марта по август 2011 г. истец вносил.
Оценивая изложенные обстоятельства на основании вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о том, что имеются все основания для взыскания с военного комиссариата в пользу истца компенсации за наем жилого помещения в период с <дата> по <дата>.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 ноября 2011 г. N 33-17015/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)