Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 3 ноября 2011 г. N 15318
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Пучинина Д.А. и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Юрченко Т.А.
с участием прокурора
Кузьминой И.Д.
рассмотрела в судебном заседании 03 ноября 2011 года дело N 2-886/11 по кассационному представлению прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июля 2011 года по иску прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах внутригородского муниципального образования г. Красное Село и неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования Муниципального округа "г. Красное Село" к Латыпову А.Ш., Ентелю А.И., Коломийцу Н.В., Сушенковой В.П. о взыскании денежных средств, полученных в качестве неосновательного обогащения, судебных расходов по уплате госпошлины.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., заключение прокурора Кузьминой И.Д., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился к мировому судье с исками, действуя в защиту интересов внутригородского муниципального образования г. Красное Село, о взыскании незаконно полученных денежных средств.
В дальнейшем, прокурор уточнил требования и указал, что дополнительно иск предъявлен и в интересах неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования Муниципального округа "г. Красное Село".
По ходатайству прокурора дела были переданы в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу, приняты к производству и объединены.
В ходе слушания делу прокурор уточнил правовое основание иска и просил суд признать полученные денежные средства неосновательным обогащением и взыскать их с ответчиков.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июля 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурором Красносельского района Санкт-Петербурга поставлен вопрос о признании решения суда незаконным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационного представления, не находит оснований для признания его доводов убедительными.
Согласно уточненному иску, прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования Муниципального округа "г. Красное Село" к ответчикам о взыскании вышеуказанных денежных средств, ссылаясь на положения ст. 1102 ГК РФ, указав, что в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", п. 3 ч. 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом от 30.12.2008 года, все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, должны оформляться оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы.
Прокурор указал, что выплата денежной компенсации расходов депутатам МС МО в отсутствие первичных учетных документов является необоснованным расходованием средств местного бюджета, влекущим излишние его расходы.
Иных правовых оснований по делу прокурором не приведено.
Ответчики возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на правомерность получения денежных средств, в связи с осуществлением ими депутатской деятельности на непостоянной основе.
Судом установлено, что Латыпов А.Ш., Ентель А.И., Коломиец Н.В., Сушенкова В.П. являются депутатами МС МО "г. Красное Село", осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.
Решением МС МО "г. Красное Село" от 30.10.2008 года N 70-Ш-З (в редакции от 21.07.2010 года) разработано и утверждено Положение "О выплате денежной компенсации расходов депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования "г. Красное Село" Санкт-Петербурга, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе", п.п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 установлена выплата денежной компенсации в связи с осуществлением ими своего мандата в размере, не превышающем 12 расчетных единиц в год, размер которых устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2005 года N 347-40 "О расчетной единице".
Выплата денежной компенсации депутатам в связи с осуществлением депутатами своего мандата производится ежемесячно или ежеквартально на основании представленных документов, указанных в п. 2.1 и распоряжений Главы МО "г. Красное Село".
Расходы на выплату вознаграждения осуществляются за счет средств, предусмотренных местным бюджетом на содержание Муниципального совета в текущем году.
На основании данного решения и распоряжений N 9 от 05.08.2009 года, N 14/1 от 08.12.2009 года, N 5 от 16.04.2010 года МС МО "г. Красное Село" произведено начисление денежной компенсации: Латыпову А.Ш. - 11260 руб., Коломийцу Н.В. - 15610 руб., Ентелю А.И. - 13610 руб., Сушенковой В.П. - 13610 руб.
Данная сумма депутатам выплачена, что подтверждено расчетно-платежными ведомостями и не оспаривалось сторонами.
Согласно Европейской хартии местного самоуправления, вступившей в силу для Российской Федерации 01.09.1998 года, ратифицированной ФЗ от 11.04.1998 года N 55-ФЗ, стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии (статья 1).
В пункте 2 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления содержится условие о том, что статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждение за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.
Судом установлено, что данное положение относится исключительно к выборным лицам.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 1, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 5 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" предусмотрено, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты муниципального совета осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности муниципального совета муниципального образования, а если численность муниципального совета муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, может выплачиваться денежная компенсация расходов в связи с осуществлением им своего мандата.
Размер и порядок выплаты такой денежной компенсации устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом муниципального совета муниципального образования и не могут превышать 12 расчетных единиц в год (размер расчетной единицы устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23 июня 2005 года N 347-40 "О расчетной единице").
В соответствии со ст. 5.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (введена Федеральным законом от 04.11.2007 года N 253-ФЗ), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 47 Устава МО МО "г. Красное Село", депутатам Муниципального совета, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, выплачивается денежная компенсация расходов в связи с осуществлением ими своего мандата.
В целях настоящего Устава под осуществлением депутатом своего мандата понимается исполнение обязанностей, указанных в пункте 14 настоящей статьи.
Судом установлено, что решение МС МО "г. Красное Село" от 30.10.2008 года N 70-Ш-З (в редакции от 21.07.2010 года), которым утверждено Положение "О выплате денежной компенсации расходов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования "г. Красное Село", обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, в предусмотренном порядке никем не оспаривалось, было опубликовано в средствах массовой информации и на сайте МО "г. Красное Село".
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о необоснованности довода прокурора о том, что выплата денежной компенсации депутатам МС МО в отсутствие первичных учетных документов является нарушением.
Как правильно признал суд, ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 3 ч. 1 Инструкции по бюджетному учету в данном случае применены быть не могут, поскольку данные положения устанавливают порядок оформления хозяйственных операций, проводимых организациями, учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства.
При таком положении, как обоснованно признал суд первой инстанции, основанием для данных выплат, согласно указанным нормам законодательства, явилась проделанная депутатами работа, а не расходы или затраты.
В силу положений ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Между тем, судом установлено, что суммы денежной компенсации не являются неосновательным обогащением и не подлежат возврату.
Доводы кассационного представления были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных на то оснований, и потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, реализуя предоставленные законом полномочия по оценке доказательств, на основании детального и тщательного анализа материалов дела, действующего законодательства правильно установил юридически значимые обстоятельства и пришел к правильному выводу о неправомерности заявленных требований.
Каких-либо оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ и влекущих отмену или изменение решения суда, судебной коллегией не выявлено.
Материалы дела проверены в пределах доводов, изложенных в кассационном представлении.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационного представления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2011 г. N 15318
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)