Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 12 января 2012 г. N 33-35/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
Ильинской Л.В.
Быханова А.В.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2012 года кассационную жалобу Вехотко Л.П. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 01 ноября 2011 года по делу N 2-3463/11 по иску Вехотко Л.П. к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и СПб ГУ "Городской информационно-расчетный центр" об обязании назначить компенсацию по потере кормильца.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения истицы Вехотко Л.П., ее представителя Кулемина В.Г., поддержавших жалобу, судебная коллегия
установила:
Истица Вехотко Л.П. является вдовой инвалида 2 группы Четвертакова В.А., являвшегося участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, умершего 31.01.2009 г. в связи с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Четвертакову В.А., утратившему 80% трудоспособности в связи с катастрофой на ЧАЭС, выплачивалась ежемесячно сумма в возмещение вреда здоровью, назначенная в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1. Администрация Выборгского района отказала истице Вехотко Л.П. в назначении ежемесячной денежной суммы по случаю смерти кормильца с 31.01.09г., исходя из размера заработка умершего Четвертакова В.А.; истице была назначена ежемесячная денежная выплата исходя из фиксированного размера компенсации, предусмотренного п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91г., а именно, в размере ? части от фиксированной выплаты сумм возмещения вреда инвалидам 2 группы. Истица просила суд обязать ответчика назначить ей с 31.01.09г. ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца не в установленном размере от фиксированной выплаты сумм возмещения вреда инвалидам 2 группы, а на основании ст. 1098 ГК РФ, ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", исходя из размера заработка Четвертакова В.А. с учетом степени утраты трудоспособности, равной 80%, полагая, что сумма положенной ей компенсации, как нетрудоспособному члену семьи умершего и иждивенцу, должна составлять 44 566,39 руб.
Протокольным определением суда от 01.09.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен СПб ГУ "Городской информационно-расчетный центр".
Решением Приморского районного суда от 01.11.2011 г. Вехотко Л.П. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе истица просит отменить указанное решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Представители ответчиков в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили. Поскольку в силу ч. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав истицу и ее представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Положения п. 15 ч. 1 ст. 14 базового Закона предусматривают выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в твердом размере в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 2 группы - 2500 рублей).
Из содержания указанной нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 г. редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, предусматривающей только твердые денежные суммы.
В п. 3.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года N 11-П указано, что из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14, абзаца 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12.02.2001 г. в их нормативном единстве с частями 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года (то есть после 15.02.2001 г.). Данное положение, как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью, не противоречит Конституции РФ.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15.02.2001 г., сама истица до указанной даты получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы.
При рассмотрении дела было установлено, что супруг истицы Четвертаков В.А. при жизни получал ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка с применением индексации. 31.01.09г. Четвертаков В.А. умер. Истице на основании ее заявления от 01.07.09г. была назначена денежная компенсация в возмещение вреда за умершего супруга в размере 2 702,43 руб., исходя из ? доли от ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам 2 группы, установленного п. 15 ст. 14 Закона в редакции ФЗ от 12.02.01г. N 5-ФЗ, введенного в действие с 15.02.01г.
Указанная норма предусматривает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 (в новой редакции п. 15) ч. 1 ст. 14 базового Закона.
Истица полагала, что ее право на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда в связи со смертью кормильца является производным от права ее мужа на получение сумм в возмещение вреда здоровью, которое она приобрела исходя из ст. 28 ФЗ от 24.07.98г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в связи с чем ей должно быть назначено возмещение вреда по потере кормильца, составляющее ? от размера его заработка, из которого ему исчислено возмещение вреда.
Однако указанный довод кассационной жалобы не может быть признан состоятельным, поскольку, как указано выше, правовое положение членов семьи инвалидов-чернобыльцев, умерших после вступления в действие ФЗ от 12.02.01г. N 5-ФЗ, урегулировано п. 15 ст. 14 базового Закона.
Ссылка представителя истца на то, что суд не рассмотрел требования истицы, заявленные в иске, не нашли своего подтверждения.
Согласно п. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, а именно, п. 15 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции ФЗ от 12.02.01г. N 5-ФЗ, введенного в действие с 15.02.01г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 2 ФЗ N 353-ФЗ от 09.12.10г. "О внесении изменений в Гражданско-Процессуальный кодекс РФ", ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 01 ноября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Вехотко Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 января 2012 г. N 33-35/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)