Определение Ленинградского областного суда
от 12 января 2012 г. N 33-50/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А., судей: Рогачевой В.В. и Морозковой Е.Е.,
при секретаре: Ледяеве И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 ноября 2011 года по гражданскому делу N по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N (далее - МДОУ N), расположенное по адресу: <данные изъяты>, путем оборудования входа в здание пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в нарушение закона здание МДОУ N такими приспособлениями не оборудовано, что создает трудности для доступа инвалидов и других маломобильных граждан в здание дошкольного образовательного учреждения. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Так как здание МДОУ N находится в муниципальной собственности, обязанность по его оборудованию приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения должна быть возложена на Администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (л.д. 4-7).
Ответчик Администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области иск не признала, указала, что здание, в котором расположено МДОУ N, было построено до введения в действие нормативных правовых актов, на которые сослался прокурор. Содержащиеся в исковом заявлении нормы и правила применяются при проектировании и строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, и не распространяются на построенные здания. МДОУ N является детским садом комбинированного вида, то есть оно не является специальным учреждением для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) группы в нем отсутствуют, условий для реабилитации детей-инвалидов в нем не создано. Кроме того, доступ в дошкольное образовательное учреждение ограничен и его могут посещать только воспитанники, их родители и персонал учреждения, среди которых нет инвалидов-колясочников (л.д. 27-28).
Третьи лица МДОУ N и Комитет по образованию Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области не согласились с иском прокурора по тем же основаниям, что и ответчик (л.д. 40-41).
Третье лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе в письменном отзыве иск прокурора считал обоснованным (л.д.13).
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 ноября 2011 года иск прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворен (л.д. 66-72).
Ответчик Администрация МО Ломоносовский район Ленинградской области подало кассационную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В кассационной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, которые были положены им в основу отзыва на исковое заявление (л.д. 78-81).
Кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие прокурора, ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте её рассмотрения (л.д. 82-83).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (под.1 п. 1 ст. 14, под.1 п. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
В соответствии со ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Прокуратура Ломоносовского района Ленинградской области провела проверку МДОУ N на предмет соблюдения требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов. При осмотре здания МДОУ N установлено, что входы в здание не оборудованы пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе, использующих кресла-коляски; нижняя часть входных дверей не оборудована смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.
Согласно Уставу МДОУ N является бюджетным учреждением; его единственным учредителем является Администрация МО Ломоносовский район Ленинградской области (л.д. 9).
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд обоснованно исходил из того, что несоблюдение и невыполнение Администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, к которым могут относиться как воспитанники МДОУ N, так и их родители, бабушки, дедушки и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Положения Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 г. и от 25.04.2005 г.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 832.
Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в СП 35-01-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. N 73, которые предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом; в полотнах наружных дверей следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м. от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.
Доводы представителя ответчика о невозможности применения при рассмотрении настоящего дела вышеуказанных положений СП 35-01-2001 представляются необоснованными.
Фактически указанные доводы сводятся к тому, что не проведение реконструкции старых зданий, используемых, в частности, Администрацией МО Ломоносовский район Ленинградской области под социально значимые объекты, освобождает последнюю от обязанности исполнения требований действующего законодательства. Обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлена законом и при выполнении его положений должны применяться действующие в настоящее время строительные нормы и правила.
Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание МДОУ N техническими приспособлениями для инвалидов, использующих кресла-коляски, ответчиком суду первой инстанции представлено не было; к кассационной жалобе таких доказательств ответчиком также не приложено.
Доводы кассационной жалобы о том, что права инвалидов ответчиком не нарушены, так как они не пользуются зданием МДОУ N, представляются несостоятельными.
Положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент объекта социальной инфраструктуры данной категорией лиц. Решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 12 ГК РФ направлено не только на пресечение действий, нарушающих в настоящее время права данной категории лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11.11.2011 г. постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 12 января 2012 г. N 33-50/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)