Определение Ленинградского областного суда
от 1 сентября 2011 г. N 33-4378/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Логовеевой Е.Г.
судей Ильичевой Т.В., Насиковской А.А.
при секретаре Первышиной Ю.С.
с участием прокурора Чигиркиной Е.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 21 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., мнение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение суда законным, а доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ "Лужская центральная районная больница" и администрации Лужского муниципального района об обязании устранить нарушения норм и требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведенной Лужской городской прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности Лужского района ГУ МЧС <...> проверки в помещении амбулатории в <адрес>, расположенное на <адрес>, выявлены следующие нарушения норм требований пожарной безопасности: помещения ФАП не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; здание не оборудовано автоматической системой оповещения людей о пожаре; планы эвакуации выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ; в оконных проемах установлены глухие решетки; пути эвакуации не оборудованы объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, в том числе световыми указателями "Эвакуационный (запасный) выход"; допускается закрытие дверей эвакуационных выходов на замок при наличии людей внутри здания амбулатории; неопределенны для всех производственных и складских помещений категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон по правилам устройства электроустановок. Указанные нарушения федерального законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся в помещениях МУЗ "Лужское ЦРБ", связанные с защитой их жизни и здоровья, гарантированные ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Лужский городской прокурор просит обязать МУЗ "Лужское ЦРБ" и администрацию Лужского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать помещение ФАП автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.2008 года, СП 5.13130.2009, п.п. 27.2.,35.3, 38 НПБ 104-03;
- оборудовать здание автоматической системой оповещения людей о пожаре, в соответствии с ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности " N 123-ФЗ от 22.07.2008 г., СП 5.13130.2009, п. 15 НПБ 104-03;
- выполнить планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009, п. 16 ППБ 01-03;
- демонтировать глухие решетки на окнах, в соответствии с п. 40 ППБ 01-03;
- оборудовать пути эвакуации объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, в том числе световыми указателями "Эвакуационный (запасный) выход, "Дверь эвакуационного выхода" в соответствии с п. 61 ППБ 01-03;
- определить для всех производственных и складских помещений категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон по правилам устройства электроустановок, в соответствии с п. 33 ППБ 01-03.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 21 июля 2011 года исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворены в полном объеме с указанием, что ответственность ответчиков солидарная.
В кассационной жалобе администрация Лужского муниципального района Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Считает, что администрация неправомерно и необоснованно привлечена в качестве ответчика по заявленным требованиям истца, а также выражается несогласие с выводами суда о солидарной ответственности МУЗ "Лужская центральная районная больница" и администрации Лужского муниципального района.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебной коллегией не установлено.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции МУЗ "Лужская ЦРБ" и администрация Лужского МР ЛО не оспаривала наличие нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в здании лечебного корпуса МУЗ "Лужская ЦРБ".
Для правильного рассмотрения и разрешения заявленного Лужским городским прокурором искового заявления следует руководствоваться положениями ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которая дает характеристику и раскрывает содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которого следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности следует отметить создание пожарной охраны и организация ее деятельности.
Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03 и НПБ 104-03), утвержденными приказами МЧС РФ соответственно за N 315 от 18 июня 2003 года и N 323 от 20 июня 2003 года и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года за N 4836 и N 4837, которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусмотрена защита зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в качестве средств пожарной безопасности.
Правомерность предъявления прокурором Лужского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предусмотрена действующим законодательством.
Так, согласно части первой статьи 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года N 43-ФЗ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации""
Согласно пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При рассмотрении и разрешении спора по существу суд первой инстанции учел положение, содержащееся в п. 12 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой к вопросам местного значения муниципального района относятся:.. . 12) организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов
Аналогичное положение закреплено в п. 11 ч. 1 ст. 6 Устава Лужского МР ЛО, утвержденного Советом депутатов <...> от 30 ноября 2005 года N.
Кроме того, в силу п. 10 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения также отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что в силу п. 1.1 Устава МУЗ "Лужская ЦРБ", утвержденного главой администрации Лужского МР ЛО на основании постановления N от 30 сентября 2002 года, МУЗ "Лужская ЦРБ" является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств бюджета на основе сметы, при этом учредителем МУЗ "Лужская ЦРБ" является муниципальное образование "Лужский район".
В этой связи следует отметить, что в соответствии с абз. пятым статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Между тем, Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации постановлено предусмотреть в бюджете муниципального образования на 2007 и последующие годы средства, в частности, на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, на ремонт, испытание и техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты, в числе систем противопожарного водоснабжения, предназначенного для тушения пожаров.
В соответствии с Типовым положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336, такое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает, в частности, муниципальное правовое регулирование организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в сфере пожарной безопасности, а также разработку, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в части расходов на пожарную безопасность, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения программ обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности (п. 2).
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст.ст.139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта нарушения требований пожарной безопасности в здании лечебного корпуса МУЗ "Лужская ЦРБ" позволили суду первой инстанции предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в сфере пожарной безопасности и возложить не только на некоммерческую организацию, финансируемую частично за счет средств бюджета на основе сметы, МУЗ "Лужская ЦРБ", но и учредителя данной организации - администрацию Лужского МР ЛО обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, правомерно учел положения ст. 210 ГК РФ, ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 12 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положения локального правого акта - Устава МУЗ "Лужская ЦРБ" (л.д.33-41) и постановил решение, отвечающее вышеуказанным требованиям материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба администрации Лужского муниципального района не содержит.
Дело проверено в пределах доводов жалобы.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 21 июля 2011 года без изменения, кассационную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.