Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 16 января 2012 г. N 33-1771/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г.
судей
Селезневой Е.Н.
Емельяновой Е.А.
при секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-1583/11 по кассационным жалобам Дерыведмедь В. И. и представителя Военного комиссариата <...> на решение Ленинского районного суда Санкт - Петербурга от 05 октября 2011 года по иску Дерыведмедь В. И. к Военному комиссариату <...> о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью с последующей индексацией и задолженности,
Дело рассмотрено судебной коллегией в кассационном порядке по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), на основании статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации",
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,
Выслушав объяснения истца Дерыведмедь В.И., представителя ответчика Военного комиссариата <...> - Мишина А.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Дерыведмедь В.И. обратился в Ленинский районный суд Санкт - Петербурга с иском к Военному комиссариату <...>, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просил взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета начиная с 01.06.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в размере <...> и задолженность в размере <...>.
Решением Ленинского районного суда Санкт - Петербурга от 05 октября 2011 года суд взыскал из средств Военного комиссариата <...> за счет средств федерального бюджета в пользу истца задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы за период с 01.01.2002 года по 31.05.2011 года в размере <...>, а также начиная с 01.06.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере <...> с последующей индексацией в установленном порядке.
Суд взыскал с Военного комиссариата <...> государственную пошлину в доход государства в размере <...>.
Истец в кассационной жалобе просит решение суда отменить, полагает, что суд первой инстанции при разрешении по существу заявленных требований не учел, что право на получение возмещения вреда здоровью истец приобрел с 02.06.1998 года, ввиду чего, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 21-П от 20.12.2010, по мнению истца, он имеет право на выплату возмещения вреда здоровью из расчета денежного довольствия с момента установления ему в 1998 году <...>.
Представитель ответчика в кассационной жалобе выразил несогласие с решением суда только в части взыскания государственной пошлины, полагает, что суд в указанной части допустил нарушение норм процессуального права.
В остальной части решение суда сторонами по делу не обжалуется, в связи с чем, в силу ст. 347 ГПК РФ предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Выслушав объяснения сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что с 05 октября 1996 года истцу производилась выплата пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Со 02 июня 1998 года истцу была установлена <...>.
15 февраля 2001 года во исполнение положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ) истцу была впервые назначена к выплате ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере 2 500 руб., как инвалиду второй группы.
17 февраля 2001 года истцом на имя Военного комиссара было написано заявлением о выплате ему ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме.
Как следует из справки Военного комиссариата <...> N... от 23.03.2011 г., представленной в материалах гражданского дела, за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года истцу была произведена выплата задолженности (л.д. 9).
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Дерыведмедь В.И. полагал, что задолженность по ежемесячной денежной компенсации за вред, причиненный здоровью, подлежит взысканию в его пользу со 02.06.1998 года по 14.02.2001 года из расчета денежного довольствия. При этом, истец исходил из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 21-П от 20.12.2010.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к выводу, что размер выплат компенсации, произведенный истцу за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года в сумме <...>, является правильным, в связи с чем, за указанный период не произвел взыскание задолженности.
Судебная коллегия полагает данный вывод районного суда правильным.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 21-П от 20.12.2010, установлено, что положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Между тем, указанный конституционно-правовой смысл вышеизложенных законоположений не может быть в рассматриваемом случае принят во внимание по следующим основаниям.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения и дополнения в статью 29 базового Закона.
Согласно абзацу третьему пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного пунктом 25 статьи 14 настоящего Закона, не производится.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положение, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года и касающееся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления.
В названном Постановлении также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года, вытекающие из данного Постановления.
Соответствующие изменения в пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона, т.е. исходя из твердой суммы в зависимости от группы инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, из пункта 25 части 1 статьи 14 базового Закона в его нормативном единстве с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчислялся из заработка, предоставлено только тем гражданам, которые ранее получали ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, а лица, впервые, обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, имеют право на получение возмещения вреда только в твердой денежной сумме, что не противоречит Конституции Российской Федерации. Иное исчисление вышеуказанной выплаты названным Законом не предусмотрено.
Судом установлено, что ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью до введения в действие Федерального закона N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года Дерыведмедь В.И. не производились. Впервые выплаты в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истцу назначены с 15 февраля 2001 года как <...> в твердой денежной сумме, которые индексировались с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).
Указанный вид социальной защиты был предоставлен на основании личного заявления истца от 17.02.2001 года (л.д. 25), согласно которому последний просил назначить выплату ему ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме, составляющей 2500 рублей.
Кроме того, действующее до введения в действие Федерального закона N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года законодательство не предусматривало право военнослужащих, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающих пенсию за выслугу лет, на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для взыскания в пользу истца задолженности компенсации вреда, причиненного здоровью, за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года в размере исходя из расчета денежного довольствия, не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Вместе с тем, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные также доводы кассационной жалобы ответчика о том, что он освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, поскольку государственная пошлина взыскана с Военного комиссариата <...> в порядке распределения судебных расходов, установленном ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт - Петербурга от 05 октября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2012 г. N 33-1771/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)