Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 февраля 2012 г. N 33-2913/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Корсаковой Ю.М.
Судей
Лебедева В.И.,
Тарасовой И.В.,
при секретаре
Африкантовой Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 февраля 2012 года гражданское дело N 2-4629/2011 по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2011 года по иску З.Т. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга о досрочном назначении пенсии.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекса Российской Федерации" кассационная жалоба подлежит рассмотрению по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения представителя Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга Б.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя З.Т. Т.С., возражавшую против отмены обжалуемого решения, -
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
З.Т. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Невском районе Санкт-Петербурга о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с <дата> по <дата> в должности заведующей здравпункта на юр. лицо N 1; период с <дата> по <дата> работы в ЗАО "..." в должности диспетчера медицинской справки - медицинской сестры; период с <дата> по <дата> - в должности участковой медсестры, медсестры в ЗАО "...", также время обучения истца на курсах повышения квалификации в периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, ссылаясь на необоснованный отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия 30 лет требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09.11.2011 года исковые требования З.Т. удовлетворены, спорные периоды включены в трудовой стаж истицы, за З.Т. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с назначением трудовой пенсии по старости с <дата>.
В кассационной жалобе представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.
Выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
Как следует из материалов дела, решением УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга от <дата> З.Т. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункт 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия 30 лет требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В подсчет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды работы с <дата> по <дата> в должности участковой медсестры, (медсестры) в ЗАО "...", с <дата> по <дата> - в должности диспетчера медицинской справки - медицинская сестра в регистратуре ЗАО "...", так как организационно-правовая форма, как общество, не предусмотрены ни номенклатурой, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, ни Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, ни Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, также не включен период с <дата> по <дата> в должности "заведующей здравпунктом", так как данная должность не предусмотрена ни Списком от 06.09.1991 N 464, ни Списком от 29.10.2002 N 781. Также не включен период обучения истца на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений сторон, тщательного анализа представленных письменных доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о включение в трудовой стаж истицы спорных периодов, признав за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Соглашаясь с указанным выводом районного суда, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П).
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Поэтому право З.Т. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений... от 29 октября 2002 года N 781 устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такого наименования как "хозяйственное общество" ("общество"), не могло служить основанием к отказу в зачислении спорного периода в трудовой стаж истицы, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Согласно представленным в материалы дела уставным документам ЗАО, ОАО, АООТ "<...>", задачами и функциями данных организаций является осуществление медицинской деятельности. Общество имеет лицензию, в соответствии с которой разрешено осуществление медицинской деятельности.
Кроме того, из должностной инструкции З.Т. в период ее работы в должности диспетчера медицинской справки - медицинской сестры в регистратуре ЗАО "..." следует, что в ее обязанности входило оказание первой медицинской помощи, первичный прием больных, измерение артериального давления, выполнение назначение врача при оказании медицинской помощи пациентам, введение лекарственных препаратов, в связи с чем суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что З.Т. в данный период фактически выполняла функции медицинской сестры.
При таком положении, законные основания для невключения в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы З.Т. с <дата> по <дата> работы в ЗАО "..." в должности диспетчера медицинской справки-медицинской сестры; периода с <дата> по <дата> - в должности участковой медсестры, медсестры в ЗАО "..." отсутствовали.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования З.Т. о зачете в медицинский стаж в льготном исчислении периода работы с <дата> по <дата> в должности заведующей здравпункта на юр. лицо N 1.
Так, статья 81 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривала, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
В период действия данного закона право на пенсионное обеспечение по выслуге лет определялось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с п. 1 данного Списка врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на пенсию за выслугу лет.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу требований ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшей также в спорный период работы З.Т. при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
При зачете вышеуказанных периодов работы в специальный стаж, продолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения З.Т. на момент обращения за назначением досрочной пенсии <дата> отвечала установленным законом требованиям для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем суд первой инстанции обоснованно назначил З.Т. досрочную трудовую пенсию по старости именно с <дата>, поскольку на указанный момент данное право у истицы имелось, однако без достаточных к тому оснований необоснованно не было реализовано ответчиком.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы кассационной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 ФЗ N 353-ФЗ от 09 декабря 2010 года "О внесении изменений в Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации", ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт - Петербурга от 09 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2012 г. N 33-2913/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)