Определение Ленинградского областного суда
от 22 февраля 2012 г. N 33а-513/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,
при секретаре Лопатиной А.Б.,
с участием прокурора Петровой О.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения представителя администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области - Рооз О.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя ЛОГБУ "Ленобллес" - Васильева М.С., заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры - Петровой О.Е., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Тосненский городской прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании ликвидировать свалку отходов, расположенную рядом с автодорогой подъезд и проезд через г. Тосно с трассы М-10 "Россия" (автодорога <...>) на участке <...> км + <...> м.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения Тосненской городской прокуратурой Ленинградской области проверки на участке автодороги подъезд и проезд через г. Тосно с трассы М-10 "Россия" (автодорога <...>) установлено, что на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, с правой стороны автодороги по направлению к д. Ушаки на участке <...> км + <...> м, имеется асфальтированный участок съезда с автодороги, на котором за полосой отвода автодороги на расстоянии свыше 15 метров от края проезжей части обнаружена свалка бытового мусора, которая расположена непосредственно на почве площадью 30x55 м? объемом 8 м?.
Прокурор также указал в иске, что наличие свалки создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания участников дорожного движения и местного населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2011 года исковые требования Тосненского городского прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права, выразившимся в неприменении закона, подлежащего применению и неправильном истолковании закона. Податель жалобы полагает, что в компетенцию Администрации не входит уборка несанкционированных свалок, расположенных на землях государственного лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно акту выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от <дата> июня 2011 года, на территории Тосненского городского поселения, с правой стороны автодороги по направлению к д. <адрес> на участке <...> км + <...> м, имеется асфальтированный участок съезда с автодороги, на котором за полосой отвода автодороги на расстоянии свыше 15 метров от края проезжей части имеется несанкционированная свалка бытового мусора, которая расположена непосредственно на почве площадью 30x55 м? объемом 8 м? (контейнеры для мусора отсутствуют).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что данные требования являются правомерными.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как с соответствующим закону, и при этом отклоняет как несостоятельные доводы кассационной жалобы о том, что в обязанности органа местного самоуправления не входит уборка несанкционированных свалок, находящихся на государственных землях.
Статьей 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании ч. 1 ст. 6 Областного закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 18 ст. 9 Устава Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора (л.д. 23 оборот).
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
Материалами дела подтверждается, что несанкционированная свалка расположена в границах территории Тосненского городского поселения. Данный факт ответчиком не оспаривается и подтвержден соответствующими его сообщениями (л.д. 74, 75).
Суд указал в решении, что в ходе проверки, проведенной <...> России по Тосненскому району Ленинградской области, установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, судебная коллегия находит, что судом правильно определен субъект ответственности по требованиям прокурора: именно Администрация Тосненского городского поселения отвечает за решение вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в границах поселения.
При таком положении дела, являются несостоятельными ссылки кассационной жалобы на то, что обязанности по регулярной очистке федеральной автодороги лежит на федеральных органах государственной власти в области дорожного движения и управления лесами. Данный довод ответчика не основан на законе.
Также как необоснованные подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что в обязанности органов местного самоуправления не входит непосредственная деятельность по уборке территории поселения и вывозу отходов, и суд необоснованно возложил обязанность ликвидировать свалку на Администрацию, не имеющую лицензию на осуществление подобного рода деятельности.
Возлагая на Администрацию обязанность ликвидировать свалку, суд первой инстанции исходил из того, что данный ответчик является обязанным ликвидировать свалку в рамках законодательно установленных полномочий, а именно в рамках организации деятельности по сбору и вывозу указанной несанкционированной свалки. Данный подход отвечает требованиям закона, и в частности ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, осуществление администрацией Тосненского городского поселения обязанности по ликвидации свалки должно производится в рамках ее компетенции, то есть, посредством выполнения установленных законом требований по финансированию и организации необходимых работ.
Равным образом отклоняются как несостоятельные доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемым решением не учтен вопрос отсутствия соответствующего финансового обеспечения. Данный аспект не является основанием для освобождения Администрации от выполнения обязанностей, возложенных действующим законодательством.
Таким образом, проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда свидетельствует о том, что суд первой инстанции, с учетом анализа положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Правилами содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области (утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 июля 1998 года N 27), пришел к правильному выводу, что в обязанности администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки.
Исковое заявление подано Тосненским городским прокурором в защиту гарантированных ст.ст.37, 41, 43, 45, 55 и 56 Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем - п. 7 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года N 43-ФЗ) и с целью обеспечения требований благоприятной окружающей среды для неопределенного круга лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации""
Создание несанкционированной свалки в придорожной полосе автомобильной дороги подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судебная коллегия находит, что выводы суда соответствуют представленным доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 22 февраля 2012 г. N 33а-513/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)