Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 7 августа 2012 г. N 33-10421/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Цыганковой В.А.
Судей
Савина В.В. и Пошурковой Е.В.
при секретаре
С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-29/12 по апелляционной жалобе <ЮрЛ 1> на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2012 года по иску К.Т. к <ЮрЛ 1> об обязании засчитать в стаж периоды работы и досрочно назначить трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения истицы К.Т. представителя ответчика - Ш.А. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Истица обратилась в суд к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указала, что решением комиссии по назначению пенсии <ЮрЛ 1> ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. В специальный трудовой стаж ее работы должны быть включены периоды работы с <дата> по <дата>, когда она работала в должности медицинской сестры в <ЮрЛ 2>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, когда она работала в <ЮрЛ 3>. Истица считает, что фактически она исполняла работу в должности и в учреждении здравоохранения, которые дают право на досрочное назначение пенсии. Просит назначить ей пенсию с даты обращения в <ЮрЛ 1> - с <дата>.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2012 года исковые требования удовлетворены: суд обязал <ЮрЛ 1> включить в стаж работы К.Т., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с <дата> по <дата> в <ЮрЛ 2> в должности медицинской сестры, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры в <ЮрЛ 3>, также обязал назначить досрочно пенсию по старости с даты обращения - с <дата>.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда, полагая его неправильным, незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, не усматривает оснований к отмене решения, постановленного судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что К.Т. в спорные периоды работала медицинской сестрой с <дата> по <дата> в <ЮрЛ 2> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в <ЮрЛ 3> (л.д. 34-36 т.1, л.д. 38, 105 т.2).
Решением комиссии <ЮрЛ 1> от <дата> (л.д.7-12, т.1) К.Т. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с не включением в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, вышеуказанных периодов работы в должности медсестры в <ЮрЛ 2>, а впоследствии в <ЮрЛ 3>, поскольку организационно-правовая форма учреждения "АОЗТ" и "ЗАО" номенклатурой учреждений здравоохранения не предусмотрена, право на назначение досрочной пенсии имеют лишь работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также поскольку такие наименования структурных подразделений как <ЮрЛ 2> и <ЮрЛ 3> не входят в "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения", утвержденных Постановлением Правительства РФ 22 октября 2002 года N 781. В силу положений Списка при исчислении специального стажа учитывается работа только в тех санаториях, лечение в которых осуществляется по определенному Списками профилю, и <ЮрЛ 3> таким медицинским учреждением не является.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
Периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (действовавшему по 31 октября 1999 года) засчитывается в специальный трудовой стаж работа в лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
В соответствии со Списком должностей, утвержденных Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года N 1066, а также от 29 октября 2002 года N 781, санатории (курорты), в том числе для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата относятся к учреждениям, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Уставом <ЮрЛ 3> (л.д.1-12, т.1), а также лицензиями на осуществление медицинской <ЮрЛ 3> осуществляет медицинскую деятельность по оказанию амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи взрослому и детскому населению. Эта деятельность включала в себя санаторно-курортное лечение пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в рамках специальностей "терапия", "физиотерапия", "профессиональные заболевания", "травматология и ортопедия" (л.д. 28, т.2). Основными нозологическими формами (заболеваниями) пациентов были: последствия производственной травмы, полиартриты различной этиологии, деструктивно-дегенеративные заболевания позвоночника, остеохондроз позвоночного столба, деформирующие артрозы суставов. Данные сведения предоставлены на основании годовых отчетов и архивных историй болезни и подтверждаются представленными в материалы дела государственными контрактами, предметом которых являлось оказание услуг по медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по медицинским профилям, включающим лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, штатным расписанием (л.д. 54-180, т.2).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что <ЮрЛ 3> относится к многопрофильным санаториям, осуществляющим в том числе лечение больных с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, указанным в Списках, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию по старости, и, руководствуясь положениями п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" удовлетворил заявленные истицей требования, включив спорные периоды в стаж работы.
Довод апелляционной жалобы представителя <ЮрЛ 1> о том, что санаторий <ЮрЛ 3> не имеет профиля лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поименованного в п. 21 Списка N 781, судебной коллегией по гражданским делам признается не состоятельным, опровергается материалами дела.
Довод о том, что <ЮрЛ 2> (после изменения организационно-правовой формы - <ЮрЛ 3>) является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, и не может быть отнесено к учреждениям, а, следовательно, на него не распространяются нормативные акты, определяющие список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет не может служить основанием к отмене постановленного в соответствии с действующим законодательством решения по следующим основаниям.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемой истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В Постановлении Конституционного суда РФ от 03 июня 2004 года N 11-П указано, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Исходя из вышеуказанных положений, иная организационно-правовая форма учреждения, нежели государственная или муниципальная, не может служить основанием к отказу в назначении досрочной пенсии.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, в основном сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 августа 2012 г. N 33-10421/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)