Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 2 августа 2012 г. N 33-10563/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Пучинина Д.А. и Вологдиной Т.И.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 августа 2012 года апелляционную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2012 года по делу N 2-1983/12 по иску Пинчука Н.Н. к военному комиссариату Санкт-Петербурга о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя военкомата Санкт-Петербурга Волковой В.В., поддержавшей жалобу, и представителя истца адвоката Ломкова А.В., просившего оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Пинчук Н.Н., являющийся ветераном подразделений особого риска и имеющий инвалидность 2 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, обратился в суд с требованиями о признании за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной пунктом 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1, и об обязании ответчика начислять и выплачивать ему эту компенсацию в установленном порядке.
Решением Октябрьского районного суда от 05.06.2012 г. требования Пинчука Н.Н. удовлетворены и на военкомат Санкт-Петербурга возложена обязанность выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 27.02.2012 г. в размере 6.990 рублей 07 копеек с последующей индексаций в установленном порядке.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить это решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и вынести новое об отказе в иске.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела, Пинчуку Н.Н., являющемуся пенсионером Министерства обороны РФ и ветераном подразделений особого риска (удостоверение Серии ОРБ N 026973 от 21.12.2004 г.), 27.02.2012 г. была установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию на срок до 01.03.2013 г. (л.д.7-9).
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, от 14.03.2012 г. инвалидность истца вследствие имеющихся у него заболеваний была признана связанной с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска (л.д.10).
В связи с этим 24.04.2012 г. истцу была установлена инвалидность 2 группы бессрочно с формулировкой её причины "заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" (л.д.11).
Пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в его первоначальной редакции предусматривал, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 этого Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой-третьей и седьмой статьи 24, статьей 29, частью первой статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С 01.01.2005 г. названное Постановление действует в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из пункта 2 Постановления в новой редакции следует, что гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако основанные на этом доводы ответчика о том, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 15 ст. 14 базового Закона, не распространяются на граждан из подразделений особого риска, ставших инвалидами, не соответствуют правовым позициям, изложенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.2005 г. N 385-О по запросам о проверке конституционности вышеназванных нормативных актов.
В соответствии с пунктом 1 резолютивной части указанного Определения положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 (в редакции ст. 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) и статьи 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1.
Таким образом, по смыслу указанного Определения, для решения вопроса о праве граждан из подразделений особого риска на вышеназванные меры социальной поддержки определяющими являются обстоятельства причинения вреда их здоровью, повлекшего инвалидность (испытания ядерного оружия либо радиационные аварии, вызвавшие радиационное излучение), которые должны были иметь место до вступления в силу вышеназванного Постановления ВС РФ, при этом время наступления инвалидности, вызванной этими обстоятельствами, не имеет существенного значения.
Такое понимание согласуется с содержанием мотивировочной части Определения, где со ссылкой на ранее вынесенные Постановления от 01.12.1997 г. N 18-П и от 19.06.2002 г. N 11-П указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В силу этого факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся по воле государства в зоне радиационного излучения, вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией энергетических ядерных установок, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами.
В рамках правовой регламентации этих конституционно-правовых отношений, как указал Конституционный Суд, государство обязано защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя создания и использования эффективного правового механизма возмещения вреда здоровью граждан. Федеральный законодатель, в свою очередь, определяя порядок обеспечения функционирования данного механизма, может избирать различные способы возмещения вреда, однако не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда, - такой объем должен безусловно соблюдаться; иное означало бы нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает разумную стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм.
13.06.2006 г. Конституционным Судом РФ вынесено Определение N 186-О по ходатайству Министерства здравоохранения и социального развития РФ об официальном разъяснении Определения от 07.10.2005 г. N 385-О, в котором ставился, в частности, вопрос о том, имеют ли право на назначение ежемесячной денежной компенсации граждане, вред здоровью которых был причинен радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, а причинная связь между инвалидностью и радиационным воздействием была установлена после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Признавая указанное ходатайство не подлежащим дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленных в нем вопросов официальное разъяснение названного Определения не требуется, Конституционный Суд РФ указал, что в пунктах в пунктах 4 и 5 его мотивировочной части и пункте 1 резолютивной части изложены правовые позиции, в которых содержатся ответы на эти вопросы и из которых со всей очевидностью следует, что вред, причиненный здоровью гражданина, признанного впоследствии ветераном подразделений особого риска и инвалидом, подлежит возмещению, если: а) ущерб здоровью причинен пребыванием данного гражданина в зоне радиационного излучения, возникшего вследствие испытания ядерного оружия либо аварии энергетических ядерных установок; б) пребывание в зоне радиационного излучения обусловлено выполнением служебных или профессиональных обязанностей гражданина, как правило, не информированного о возникновении угрозы его здоровью и, соответственно, не выразившего добровольного волеизъявления на пребывание в этой зоне; в) причинение вреда имело место в начальный период освоения и использования ядерной энергии в СССР (40 - 60 годы XX века).
Иными словами, как указал Конституционный Суд РФ, если гражданин официально признан ветераном подразделений особого риска, находившимся в зоне радиационного излучения, вызванного испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в начальный период освоения и использования ядерной энергии, то налицо все указанные условия для признания его имеющим право на возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действующей на момент признания его инвалидом.
Таким образом, поскольку истец признан инвалидом вследствие заболевания, обусловленного радиационным воздействием при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, имевших место до вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1, ему не может быть отказано в назначении ежемесячной компенсации.
Согласно пункту 15 ч. 1 ст. 14 базового Закона ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливается в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 1 группы - 5000 рублей, инвалидам 2 группы - 2500 рублей, инвалидам 3 группы - 1000 рублей).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеры вышеназванных выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. N 1019 установленная законом ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, индексируется с 01.01.2012 г. путем повышения фиксированного размера с применением коэффициента 1,06 и составляет для инвалидов 2 группы 6.990 руб. 07 коп.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 6.990 руб. 07 коп. с последующей индексацией в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
В то же время, учитывая, что истец не имел возможности обратиться за назначением компенсации до получения документов об установлении инвалидности по указанному выше основанию, после чего в мае 2012 г. обратился к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной компенсации, на которое получил отказ (л.д.13), при этом в апелляционной жадобе не приведено доводов, опровергающих вывод суда о назначении истцу указанной компенсации с даты установления инвалидности - 27.02.2012 г., судебная коллегия не усматривает оснований для изменения решения суда в этой части.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 августа 2012 г. N 33-10563/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)