Определение Ленинградского областного суда
от 30 августа 2012 г. N 33-3884/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Петровой С.Е., Рогачевой В.В.
с участием прокурора Гавриловой Е.В.
при секретаре Глазуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 06 июня 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению "Лужский центр бухгалтерского учета и контроля" и администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., возражения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Лужский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к Муниципальному казенному учреждению "Лужский центр бухгалтерского учета и контроля" и администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещение общежития, расположенного по адресу: <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с п.п. 27.2, 35.3, 38 НПБ 104-03, оборудовать здание, расположенное по вышеуказанному адресу автоматической системой оповещения людей о пожаре в соответствии с п. 15 НПБ 104-03.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной Лужской городской прокуратурой проверки в МКУ "Лужский центр бухгалтерского учета и контроля", расположенного по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения норм требований пожарной безопасности:
- в нарушение п.п.27.2, 35.3, 38 НПБ 104-03 помещение общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение п. 15 НПБ 104-03 здание не оборудовано автоматической системой оповещения людей о пожаре.
Отсутствие указанных средств предотвращения и локализации пожара нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся в помещениях общежития МКУ "Лужский ЦБУК", связанные с защитой их жизни и здоровья, гарантированные ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Лужский городской прокурор просит обязать МКУ "Лужский ЦБУК" и администрацию Лужского муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить перечисленные нарушения требований пожарной безопасности/л.д.2-5/.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 06 июня 2012 года исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворены /л.д.99-106/.
В апелляционной жалобе администрация Лужского муниципального района Ленинградской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Считает, что администрация неправомерно и необоснованно привлечена в качестве ответчика по заявленным требованиям, поскольку в данном случае виновные действий (бездействий) непосредственно администрации Лужского муниципального района отсутствуют/л.д. 113-115/.
МКУ "Лужский ЦБУР" представлен отзыв на апелляционную жалобу полагает, что администрация Лужского муниципального района является надлежащим ответчиком, и обоснованно на нее возложены обязанности судом.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", содержащей характеристику и раскрывающей содержание понятия системы обеспечения пожарной безопасности, следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 20 указанного Федерального закона предусмотрено нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе закреплена обязанность руководителей соблюдать требования пожарной безопасности.
Статья 38 Федерального закона указывает на то, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03), в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлено, что данные правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03 и НПБ 104-03), утвержденными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за N 315 от 18 июня 2003 года и N 323 от 20 июня 2003 года и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года за N 4836 и N 4837, которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусмотрена защита зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации АУПС и СОУЭ в качестве средств пожарной безопасности.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчики не оспаривали наличие нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в здании МКУ "Лужский ЦБУК", расположенного по адресу: <адрес>.
Правомерность предъявления Лужским городским прокурором настоящего иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями части первой статьи 45 ГПК РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Также судом установлено, что в силу п. 1.3. Устава МКУ "Лужский ЦБУК", учредителем МКУ "Лужский ЦБУК" является администрация Лужского муниципального района. Согласно п. 1.8 Устава учреждение финансируется за счет средств бюджета учредителя. В соответствии с п. 4.1 Устава деятельность образовательного учреждения финансируется учредителем из бюджета Лужского муниципального района.
В статье 120 ГК РФ указывается, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 6 Устава Лужского муниципального района (утвержденное Решением Совета депутатов Лужского муниципального района N 17 от 30.11.2005 года) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Администрация (исполнительно распорядительный орган муниципального района) наделяется в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 30 Устава).
С учетом изложенного выше, и представленными сторонами доказательствами, доводы ответчика, что администрация Лужского муниципального района Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком не состоятельным.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с абз. пятым статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации постановлено предусмотреть в бюджете муниципального образования на 2007 и последующие годы средства, в частности, на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, на ремонт, испытание и техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты, в числе систем противопожарного водоснабжения, предназначенного для тушения пожаров.
В соответствии с Типовым положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336, такое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает, в частности, муниципальное правовое регулирование организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в сфере пожарной безопасности, а также разработку, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в части расходов на пожарную безопасность, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения программ обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности (п. 2).
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст.ст.139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеприведенные законоположения, с учетом установленного факта нарушения требований пожарной безопасности в здании МКУ "Лужский ЦБУК", позволили суду первой инстанции предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в сфере пожарной безопасности и возложить обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности не только на МКУ "Лужский ЦБУК", но и на учредителя данной организации - администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, правомерно учел положения ст. 210 ГК РФ, ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановил решение, отвечающее вышеуказанным требованиям материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 06 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 30 августа 2012 г. N 33-3884/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)