Определение Ленинградского областного суда
от 20 июня 2012 г. N 33а-2419/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А., при секретаре Коротковой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета по социальным вопросам администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения представителя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области - Чекстер В.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы истца Шатохина А.Ф. и его представителя Шатохиной Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Шатохин А.Ф. обратился в суд с иском к Комитету по социальным вопросам администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, указав, что является участником действий подразделений особого риска, имеет инвалидность 1 группы, связанную с исполнением обязанностей военной службы, и обладает в связи с этим правом на льготы, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако Комитетом по социальным вопросам администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области ему было незаконно отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2012 года признано право Шатохина А.Ф. на ежемесячную денежную компенсацию в возмещения вреда здоровью с 11 мая 2011 года.
Взыскана с Комитета по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район" в пользу Шатохина А.Ф. ежемесячно с 1 февраля 2012 года денежная компенсации в размере <...> рублей с последующей индексацией исходя из уровня инфляции установленной в соответствии с действующим законодательством на очередной финансовый год за счет средств федерального бюджета.
Также с Комитета по социальным вопросам Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" в пользу Шатохина А.Ф. взыскана единовременно задолженность с 1 июня 2011 года по 31 января 2012 года в размере <...> рубль за счет средств федерального бюджета.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Шатохину А.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Комитет по социальным вопросам администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что оспариваемое решение вынесено в нарушение действующего законодательства. Указывает, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда назначается и выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, то есть с 22 июня 2011 года - кода истцом было представлено заявление со всеми необходимыми документами. Полагает, что право на ежемесячную денежную компенсацию возникает у истца именно с 22 июня 2011 года, а не со дня установления инвалидности.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы Комитета сводятся исключительно к вопросу об определении даты, с которой у Шатохина А.Ф. возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации, судебная коллегия, реализуя полномочия, предоставленные ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в пределах указанных доводов ответчика.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 11 мая 20011 года решением Главного бюро медико-социальной экспертизы <...> N Шатохину А.Ф. установлена бессрочно инвалидность первой группы, как "<...>".
Заявление и документы для предоставления мер социальной поддержки как инвалиду подразделения особого риска Шатохиным А.Ф. были представлены в Комитет 22 июня 2011 года.
Суд первой инстанции, разрешая спорные правоотношения, признал за Шатохиным А.Ф. право на получение ежемесячной денежной компенсации с 11 мая 2011 года, то есть с момента установления инвалидности.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует закону.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-О, право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка (части заработка), за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 460-О. По смыслу выраженной в нем правовой позиции, принцип полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда предполагает защиту нарушенных прав в полном объеме.
Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.
К правоотношениям, возникшим в связи с причинением вреда лицам подразделений особого риска, применяются нормы Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающего, в том числе, выплату компенсаций в возмещение вреда здоровью в соответствии с пунктом 15 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Закона.
До внесения изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Законом N 5-ФЗ от 12.02.2001 размер возмещения вреда определялся в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В настоящее время вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, регулирует Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Тот факт, что правоотношения по поводу возмещения вреда, причиненного в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом N 125-ФЗ, подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 года по заявлению К. о признании незаконным абзаца 1 пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ N 6 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)".
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности.
При реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, которая в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства.
Согласно порядку возмещения вреда, предусмотренному Федеральным законом N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" суммы возмещения вреда выплачиваются потерпевшим с того дня, когда они утратили профессиональную трудоспособность. Днем обращения за возмещением вреда считается день подачи заявления (ст. 15 Закона).
Таким образом, анализируя законодательство, регулирующее возникшие правоотношения, следует сделать вывод о том, что выплаты сумм в возмещение вреда здоровью лицам, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в части возмещения вреда здоровью, должны производиться с момента подачи ими заявления со всеми необходимыми документами, но за весь период с момента назначения инвалидности.
Таким образом, вывод суда о том, что право на получение соответствующих выплат возникло у Шатохина А.Ф. с момента установления инвалидности по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы и связанному с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, является правомерными.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание данного вывода суда, основаны на неправильном толковании норм закона, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Наряду с этим, судебная коллегия считает необходимым отметить, что суд первой инстанции, признавая за Шатохиным А.Ф. право на получение ежемесячной денежной компенсации с 11 мая 2011 года, вместе с тем произвел исчисление задолженности по данным выплатам не с указанной даты, а с 1 июня 2011 года.
В целях законности, судебная коллегия полагает возможным внести изменения в судебное решение, определив единовременную сумму задолженности за период с 11 мая 2011 года по 31 января 2012 года в размере <...> рублей <...> копеек.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2012 года изменить.
Взыскать с Комитета по социальным вопросам администрации МО "Всеволожский муниципальный район" в пользу Шатохина А.Ф. единовременно задолженность с 11 мая 2012 года по 31 января 2012 года в размере <...> (сто пятнадцать тысяч двести тридцать пять) рублей <...> копеек за счет средств федерального бюджета.
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по социальным вопросам администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 20 июня 2012 г. N 33а-2419/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)