Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 6 сентября 2012 г. N 33-12482/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Рогачева И.А.
судей Вологдиной Т.И. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 сентября 2012 года апелляционную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2012 года по делу N 2-2351/12 по иску Ч. к военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя военкомата Санкт-Петербурга Мороз Е.Г., поддержавшей жалобу, и представителя истца Федорова С.В., просившего оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Ч. обратился в суд с требованиями о взыскании с военного комиссариата Санкт-Петербурга денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 10.07.2009 г. по 16.12.2009 г. в размере 15.000 рублей ежемесячно и с 17.12.2009 г. по 20.03.2012 г. в размере 22.500 рублей ежемесячно, указывая на то, что имеет право на ее получение на основании положений п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ, поскольку уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при увольнении жилым помещением обеспечен не был, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей из четырех человек, снимает жилое помещение.
Решением Октябрьского районного суда от 11.07.2012 г. требования Ч. удовлетворены: постановлено взыскать в его пользу с ответчика денежную компенсацию за период с 10.07.2009 г. по 20.03.2012 г. в общем размере 688.306 рублей 19 копеек. Истцу также присуждена сумма расходов по оплате государственной пошлины в размере 2.200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить это решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и вынести новое об отказе в иске.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 п. 14 ст. 15 данного Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно абз.2 этого пункта при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, подполковник Ч. приказом командующего Черноморским флотом от 20.06.2009 г. N... уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 01.07.2009 г. исключен из списков личного состава войсковой части N... (л.д.11).
Общая продолжительность военной службы Ч. на 01.07.2009 г. в календарном исчислении составила 21 год 11 месяцев (л.д.11).
Согласно сведениям из Единого реестра жилья военнослужащих, размещенным на официальном сайте Министерства обороны РФ, Ч. (<...>) с 10.07.2009 г. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из четырех человек (л.д.14-22 - копия протокола осмотра и исследования доказательств нотариусом А. от 06.06.2012 г.).
23.01.2012 г. ФГУ "Северо-Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ принято решение о предоставлении Ч. и совместно проживающим с ним членам семьи (жена Т., сын В. <дата> г.рождения, сын И. <дата> г.рождения) отдельной трехкомнатной квартиры <адрес> по договору социального найма (л.д.28 - копия решения).
21.03.2012 г. с Ч. заключен договор социального найма на указанную квартиру (л.д.29).
Установив на основе представленных доказательств, что истец относится к категории лиц, указанных в п. 14 ст. 15 названного Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение денежной компенсации, предусмотренной абзацем 2 этого пункта, за период с 10.07.2009 г. по 20.03.2012 г.
Довод жалобы о том, что истец не имеет право на получение денежной компенсации, поскольку состоит на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а в структурном подразделении Министерства обороны РФ - ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", которое не относится к таким организациям, основан на неправильном толковании норм материального права и правового статуса истца.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.02.2010 г. N 3-П, вытекает, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
Порядок выплаты и размер такой компенсации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Пунктом 2 Постановления установлены предельные размеры ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также условия и размеры его повышения, в частности в городах Москве и Санкт-Петербурге размер такой компенсации определен равным 15 000 рублей в месяц.
Согласно тому же пункту указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов, если совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.
Материалами дела подтверждается, что истцом были заключены договоры найма жилого помещения по адресу: <адрес>, на период с 10.07.2009 г. по 31.12.2012 г., при этом плата за наем в период с 10.07.2009 г. по 20.03.2012 г. составляла 24.000 рублей (л.д.36-43).
Приводившиеся ответчиком при рассмотрении дела доводы о том, что указанные договоры были заключены только с одним из участников общей долевой собственности на квартиру - М., которой принадлежит 1/4 доля в праве собственности (л.д.31), суд правильно отверг, учитывая, что в договорах имеются отметки об их заключении с согласия остальных участников общей долевой собственности, что не противоречит нормам п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке распоряжения, владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец вправе требовать взыскания в его пользу денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 10.07.2009 г. по 16.12.2009 г. (до рождения сына И. <дата> г.рождения) в размере 15.000 руб. ежемесячно и с 17.12.2009 г. по 20.03.2012 г. в размере 22.500 руб. (15 000 + ? х 15.000 = 22.500) ежемесячно, что в общем размере в соответствии с произведенным судом расчетом составляет 688.306 руб. 19 коп.
Правильность произведенного судом расчета ответчик в апелляционной жалобе не оспаривает.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2012 г. N 33-12482/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)