Определение Ленинградского областного суда
от 3 мая 2012 г. N 33а-1857/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Эдвардс А. А.,
судей Переверзиной Е.Б., Алексеевой Г. Ю.,
с участием прокурора Чигаркиной Е. Н.,
при секретаре Ледяеве И. С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 марта 2012 года по гражданскому делу N 2-496/2012, которым удовлетворено исковое заявление Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области об обязании администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области оборудовать территорию <адрес> подъездами для пожарной техники к естественному водоисточнику <данные изъяты> и пожарными гидрантами с соблюдением всех требований законодательства о пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., возражения процессуального истца - представителя прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е. Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением об обязании администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области оборудовать территорию <адрес> подъездами для пожарной техники к естественному водоисточнику <данные изъяты> и пожарными гидрантами с соблюдением всех требований законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование иска прокурор, ссылаясь на результаты выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере пожарной безопасности на территории <адрес> 12 октября 2011 года указал, что был выявлен факт отсутствия пожарных гидрантов и официальных, обустроенных подъездов к естественному водоисточнику <данные изъяты> По мнению прокурора, отсутствие пожарных гидрантов и официальных, обустроенных подъездов к естественному водоисточнику сопряжено с нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 67, ч. 6 ст. 67, ч. 3 ст. 68 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях Пожарной Безопасности", п.п. 23, 94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03)", п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5, раздела 2 решения Совета депутатов МО "<данные изъяты>" Ленинградской области от 27.04.2011 года N 114 "Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Выборгского района Ленинградской области администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области". В нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства администрацией МО "<данные изъяты>" не приняты достаточные меры, направленные на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах <адрес> что является недопустимым и нарушает право неопределенного круга лиц на пожарную безопасность, гарантированное ст. 34 ФЗ "О пожарной безопасности".
В этой связи прокурор находил наличие оснований для разрешения сложившейся конфликтной ситуации в судебном порядке и требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц.
В ходе судебного заседания в суде первой инстанции участвующий в деле помощник Выборгского городского прокурора Тайдакова И.Н. исковые требования поддержала (л.д. 86).
Представитель ответчика Васильев С.Б. в судебном заседании исковые требования не признал (л.д. 86).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 марта 2012 года исковое заявление Выборгского городского прокурора удовлетворено. Суд обязал администрацию муниципального образования "<адрес>" оборудовать территорию <адрес> подъездами для пожарной техники к естественному водоисточнику <данные изъяты> и пожарными гидрантами с соблюдением всех требований законодательства о пожарной безопасности (л.д. 96).
Не согласившись с законностью и обоснованностью решения Выборгского городского суда от 5 марта 2012 года представитель ответчика администрации Выборгского муниципального района Васильев С.Б. подал апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых просил решение суда отменить и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы представитель ответчика указал, что судом были нарушены нормы процессуального права, так как не были надлежащим образом оценены показания свидетеля Г., и нормы материального права, а именно ч. 6 ст. 67, ч. 1 ст. 127, ч. 2 ст. 68, ч. 17 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях Пожарной Безопасности" и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, по мнению подателя жалобы, решение является неисполнимым.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене судебного решения по доводам жалобы.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", содержащей характеристику и раскрывающей содержание понятия системы обеспечения пожарной безопасности, следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами пожарной безопасности (пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313), которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (рек, озер, бассейнов, градирен и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 м x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В соответствии с ч. 6 ст. 67 ФЗ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.
Правомерность предъявления Выборгским городским прокурором настоящего иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями части первой статьи 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года N 43-ФЗ), согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При разрешении спора по существу, суд первой инстанции учел положения, содержащееся в п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 5 раздела 2 решения Совета депутатов МО "<данные изъяты>" Ленинградской области от 27 апреля 2011 года N 114 "Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Выборгского района Ленинградской области администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области" 1 июля 2011 года администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области переданы полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО "<данные изъяты>" Выборгского района Ленинградской области.
Судом первой инстанции установлено, что в <адрес> отсутствуют официальные, обустроенные в соответствии с правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 и с требованиями ФЗ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический Регламент о требованиях Пожарной Безопасности" подъезды к естественному водоисточнику, а также имеющие 10 пожарных гидрантов не соответствуют действующим нормам правил пожарной безопасности, а именно: расположены на расстоянии более чем 200 м от жилых домов.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, правомерно учел положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения Совета депутатов МО "<данные изъяты>" Ленинградской области от 27 апреля 2011 года N 114 и постановил решение, соответствующее закону.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств.
Доводы жалобы о том, что технически организовать подъезд к <адрес> невозможно несостоятельны, так как из письма администрации МО "<данные изъяты>" Ленинградской области от 19 октября 2011 года, адресованного Выборгскому городскому прокурору следует, что в <адрес> береговую линию и подъезд к нему шириной 5 метров допускается использовать для нужд пожаротушения после дополнительного оборудования.
Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Право оценки доказательств принадлежит суду первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "<данные изъяты>" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 3 мая 2012 г. N 33а-1857/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)