Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 6 сентября 2012 г. N 33-12711
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Быханова А.В. и Сухаревой С.И.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в судебном заседании 06 сентября 2012 года гражданское дело N 2-1157/12 по апелляционной жалобе Анищенко В.А. на решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 апреля 2012 года по заявлению Анищенко В.А. об оспаривании действий и решений Администрации Центрального района Санкт-Петербурга и отказа Правительства Санкт-Петербурга
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., судебная коллегия,
установила:
Анищенко В.А. обратилась в Смольнинский районный суд с заявлением об обязании Администрации Центрального района Санкт-Петербурга вне очереди предоставить ей безвозмездную субсидию в такой сумме, на которую возможно приобрести в Санкт-Петербурге по рыночной цене благоустроенную квартиру общей площадью <...> кв. м. и обязать Правительство Санкт-Петербурга поставить заявителя в списки "получателей квартиры в Санкт-Петербурге в 2012 году" первой.
В обоснование своих требований указала, что нарушается ее право на первоочередное получение квартиры, поскольку в 1994 году была признана пострадавшей от политических репрессий, в 1996 году на основании ст. 1.1. Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" была реабилитирована. После вынесения судом решения в 1999 году о признании факта проживания ее отца в Ленинграде до репрессий, заявитель была поставлена на учет для получения жилой площади.
В настоящее время Администрация Санкт-Петербурга предлагает Анищенко В. А. внеочередную безвозмездную субсидию на приобретение жилой площади в размере <...>, однако на данную сумму приобрести жилье невозможно. В ответ на обращение к губернатору Санкт-Петербурга, заявителем был получен ответ, в соответствии с которым в 2011 году подлежали обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга реабилитированные лица, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.1987 года.
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 апреля 2012 года в удовлетворении заявления было отказано.
В апелляционной жалобе Анищенко В.А. просит отменить решение суда, полагая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
Анищенко В.А. представила в суд заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в её отсутствие (л.д.97).
Представитель Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, начальник аппарата вице-губернатора в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила /л.д.104-106/.
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что Анищенко В.А. (ранее Станкевич) была признана пострадавшей от политических репрессий /л.д. 10/.
Также Анищенко В.А., как лицо, родившееся в местах ссылки отца - С. по постановлению Особого совещания при НКВД СССр от 11 марта 1935 года, по заключению прокуратуры Санкт-Петербурга от 29 августа 1996 года признана подвергнувшейся политической репрессии и реабилитированной /л.д. 11/.
Как следует из архивной справки, до ареста отец Анищенко В.А. - С. проживал с семьей по адресу: <адрес> /л.д. 15/
Согласно справке Комитета по жилищной политике от 19.05.1999 года, согласно приказа Комитета от 14.05.1999 года Анищенко В.А. была принята на учет по предоставлению жилой площади.
25.10.2011 года начальником аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева С.А. - Геращенко А.В. был дан ответ на обращение Анищенко В.А., которым разъяснено, что согласно годовому жилищному плану, утвержденному распоряжением Жилищного комитета от 03.02.2011 N 33-р, в 2011 году подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга реабилитированные лица, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.1987 года.
Заявителю указанным ответом также разъяснено, что в настоящее время она имеет внеочередное право на получение безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения и строительства жилых помещений".
Так же, в ответе и.о. начальника отдела Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 30.11.2011 года Анищенко В.А. на ее обращение разъяснен порядок предоставления безвозмездной субсидии и указан ее размер.
Отказывая Анищенко В.А. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что учитывая дату постановки на жилищный учет (14.05.1999) и имеющуюся у заявителя льготу реабилитированной, заявитель к очередникам планового периода не относится и обеспечению жилым помещением государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в текущем году не подлежит.
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Анализируя указанные положения закона, судом сделаны правильные выводы о том, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечения жилыми помещениями. При этом, установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия, которые включают, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, предоставление единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение (или возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества (статьи 12 - 15, 16.1).
Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг, расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 282-О "По запросу Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", и от 5 июля 2005 года N 246-О "По жалобе гражданина И.В. Кузнецова на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год") и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а соответствующие расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Отнесение защиты прав и свобод человека, социальной защиты к совместному ведению означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. При этом, по смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя регулирование вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 13-О по запросу Законодательного Собрания Иркутской области о соответствии Конституции Российской Федерации ряда статей Водного кодекса Российской Федерации). Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении указанных полномочий.
Поэтому федеральный законодатель, закрепляя различного рода меры, направленные на восстановление и защиту прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на возмещение причиненного им вреда, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в их реализации, вправе установить, что обеспечение указанных лиц мерами социальной поддержки осуществляется субъектами Российской Федерации, и отнести расходные обязательства по обеспечению ими к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, вправе издавать нормативный правовой акт, определяющий порядок учета и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей.
В п. 1 Инструкции о порядке принятия на учет для обеспечения жилой площадью реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, возвращающихся в Санкт-Петербург на постоянное проживание, утвержденной приказом председателя Жилищного комитета мэрии Санкт-Петербурга от 24.02.95 N 20, (разработанной на основании и во исполнение ст. 13 названного Закона) установлен перечень лиц, которые принимаются на учет для обеспечения жилой площадью, как самостоятельно имеющие право на первоочередное получение жилья.
Указанные в пункте 1 лица и проживающие совместно с ними члены их семей принимаются на учет для обеспечения жилой площадью Жилищным комитетом мэрии Санкт-Петербурга (далее Жилищный комитет).
В данном случае Анищенко В.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", Соотношение количества жилых помещений, предоставляемых гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях, ежегодно устанавливается уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга органом государственной власти Санкт-Петербурга исходя из количества граждан данных категорий в общем количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 года N 1277 "О порядке формирования годовых жилищных планов" установлено, что Жилищный комитет утверждает соотношение количества жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях, а также формирует и утверждает годовой жилищный план.
Согласно распоряжению жилищного комитета от 03.02.2011 года N 33-р "О жилищном плане на 2011 год" обеспечению жилыми помещениями подлежали реабилитированные лица, вставшие на учет до 01.01.1987 года.
Как следует из материалов дела, заявительница состоит на учете по улучшению жилищных условий с 14.05.1999 года. С учетом льготы реабилитированной на основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий"; за ней сохранено право на первоочередное получение жилья и ее положение относительно льготного получения жилья в данном случае ухудшено не было.
Согласно ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", в целях обеспечения условий для осуществления права на жилище гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется право использования иных предусмотренных законодательством форм улучшения жилищных условий. Выбор формы улучшения жилищных условий производится гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, самостоятельно. В этих целях граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляют в уполномоченный орган заявления с указанием выбранной формы улучшения жилищных условий.
Оказание содействия в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" производится в нескольких формах, в том числе и предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья;
Безвозмездная субсидия является одной из форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, оказываемой на основании заявления гражданина, и не является эквивалентом предоставления жилого помещения или 100% оплатой стоимости его приобретения.
Порядок и условия предоставления безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а так же методика определения размера безвозмездных субсидий утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений".
Согласно указанного постановления, размер безвозмездной субсидии на 1 человека (одиноко проживающего гражданина) на 4 квартал 2011 года составлял <...>, на 1 квартал 2012 года размер безвозмездной субсидии на 1 человека составляет <...>.
В ответе на обращение было разъяснено, что в настоящее время она имеет внеочередное право на получение безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения и строительства жилых помещений", которое составляет <...>.
Таким образом, разъяснения районной администрации в указанной части являются правомерными, оснований для возложения на Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга обязанности вне очереди предоставить заявителю безвозмездную субсидию в такой сумме, на которую возможно приобрести в Санкт-Петербурге по рыночной цене благоустроенную квартиру общей площадью <...> кв. м., не имеется.
В соответствии с положениями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Принимая во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2, "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Проанализировав указанные положения закона, а также обстоятельства рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком не было допущено нарушений действующего законодательства при рассмотрении обращения Анищенко В.А. поскольку данные обращения были рассмотрены в установленный законом срок уполномоченными должностными лицами, при этом, в ответах на обращения содержатся подробные ответы на поставленные заявителями вопросы.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Анищенко В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2012 г. N 33-12711
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)