Порядок формирования и использования средств
Фонда социального страхования
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов, в число которых входят также Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.
Средства Фонда социального страхования формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) всех форм собственности, а также гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в добровольном порядке. Наемные работники (т.е. лица, работающие по трудовым договорам) никаких отчислений в Фонд социального страхования не производят.
Федеральным Законом от 5 февраля 1997 г. тариф страхового взноса в Фонд социального страхования на 1997 г. по сравнению с 1996 г. не изменен и составляет 5,4 %. Необходимо иметь в виду, что хотя в Законе говорится о сохранении порядка и условий уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования, действовавших в 1996 г., с 1 января 1997 г. введена в действие новая Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службой России от 2 октября 1996 г. N 162/2/87/07-1-07.
Инструкцией предусмотрено, что страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда независимо от источников финансирования без уменьшения на сумму налогов и удержаний, за исключением тех денежных выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются. Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социального страхованию, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 г. N 358/16-28. В число налогооблагаемых не включаются: денежные выплаты за неиспользованный отпуск; выходное пособие при увольнении; денежные пособия, выдаваемые в качестве материальной помощи; различного рода компенсационные выплаты (суточные по командировкам, выплаты возмещения вреда, причиненного здоровью работника и пр.); дотации на оплату обедов, путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счет фонда социального развития (фонда потребления); доплаты и надбавки к заработной плате, если работа постоянно носит разъездной характер; стипендии, выплачиваемые предприятиями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства; вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера; поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу, а также ряд других денежных выплат.
Хочется обратить внимание на то, что налогооблагаемая база для перечислений страховых взносов в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд РФ различна. Например, при перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд РФ учитываются вознаграждения, выплачиваемые гражданам практически по всем видам гражданско-правовых договоров, содержанием которых является выполнение работ или оказание услуг (подряд, поручение, возмездное оказание услуг), а в Фонд социального страхования с этих сумм страховые взносы не начисляются. Вознаграждения, получаемые по гражданско-правовым договорам, не является заработной платой и поэтому из налогооблагаемой базы (фонда оплаты труда) при исчислении суммы страхового взноса в Фонд социального страхования должны исключаться.
Если оплата труда осуществляется в валюте, страховые взносы уплачиваются в рублях по курсу Центрального банка РФ, действующему на день начисления страховых взносов.
От уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования освобождены общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей. Количество инвалидов, работающих на таких предприятиях, не имеет значения.
Юридические лица (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера) уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц. При этом в Фонд социального страхования перечисляется денежная сумма, оставшаяся после выплаты тех видов пособий, которые работодатель обязан выплачивать своим наемным работникам.
Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами и Положением о Фонде.
Работодатели (юридические лица и граждане, использующие труд наемных работников) непосредственно могут использовать средства государственного социального страхования на следующие цели:
а) выплату пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременного пособия женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности;
б) единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение;
в) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
г) оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения и в учреждения отдыха;
д) оплату лечебного (диетического) питания;
е) частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на их балансе, а также на частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.
Пособие по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности назначается при заболевании (травме) работника; в случае необходимости ухода за заболевшим членом семьи; при карантине; для санаторно-курортного лечения; при протезировании в стационаре протезно-ортопедического предприятия.
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г.
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является представление работником выданного в установленном порядке листка временной нетрудоспособности (больничного листка). Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности определяется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ и приказом Минмедпрома РФ от 19 октября 1994 г.
Право на выдачу листков временной нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Листок временной нетрудоспособности сроком до 30 дней выдается врачом единолично, а свыше 30 дней -по решению клинико-экспертной комиссии лечебного учреждения.
Необходимо обратить внимание на то, что продолжительность действия листка временной нетрудоспособности и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности могут не совпадать.
Например, в случае болезни (травмы) работника листок временной нетрудоспособности выдается с первого дня нетрудоспособности до выздоровления или установления инвалидности, но не более чем на 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - не более чем на 12 месяцев.
Пособие по временной нетрудоспособности, как правило, также выплачивается с первого ее дня не более 10 (12) месяцев. Однако в случае бытовой травмы оно начисляется с 6-го дня, а при операциях по искусственному прерыванию беременности выплачивается только за 3 дня. Работающим инвалидам независимо от группы и причины инвалидности(за исключением инвалидов войны) пособие выплачивается 4 месяца подряд, но не более 5 месяцев в суммарном исчислении за календарный год, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания.
Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от причины временной нетрудоспособности, продолжительности непрерывного трудового стажа, а также социальной категории работника.
При временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания пособие выплачивается в размере 100 % среднего заработка работника независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.
При временной нетрудоспособности вследствие иных причин размер пособия зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа. В размере 100 % заработка пособие выдается работникам, имеющим непрерывный стаж 8 лет и более; в размере 80 % - работникам, имеющим непрерывный стаж от 5 до 8 лет; в размере 60 % - имеющим непрерывный трудовой стаж менее 5 лет.
Порядок исчисления продолжительности непрерывного трудового стажа определяется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособия по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252. Однако применять эти Правила нужно с учетом новых нормативных актов, которые в ряде случаев определяют иной порядок исчисления непрерывного трудового стажа. В частности, Закон РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 предусматривает зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года ( по Правилам - 3 месяца); Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) от 30 марта 1995 г. предусматривает сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста (данное положение Правилами не предусмотрено) .
Работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим категориям инвалидов, приравненным в отношении льгот к инвалидам Отечественной войны, пособие по временной нетрудоспособности во всех случаях выдается в размере 100 % заработка. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ расширил круг лиц, относящихся к инвалидам войны.
Работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет (если они учащиеся - 18 лет), пособие также выплачивается в размере 100 % заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.
Работникам из числа круглых сирот, не достигшим 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, пособие выплачивается в размере 80 % заработка.
В настоящее время законодатель не связывает размер пособия по временной нетрудоспособности с членством в профсоюзной организации, поэтому условия назначения и выплаты пособия единые для всех наемных работников.
Самыми спорными в настоящее время являются вопросы о продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком. В связи с этим следует отметить, что Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан1 (далее - Основы) предусматривают, что пособие при карантине по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока (ч.6 ст.22 Основ). Следовательно, если лицу, осуществляющему уход за ребенком, выдан листок временной нетрудоспособности (больничный листок), администрация предприятия должна его оплатить за весь период. Однако порядок оплаты не изменен: одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11 дня, а остальным - с 8 дня пособие должно выплачиваться в размере 50 % заработка, независимо от величины непрерывного трудового стажа.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается только по месту основной работы несмотря на то, что страховые взносы в Фонд социального страхования уплачиваются также и в случае работы по совместительству. Основным местом работы является то, где находится трудовая книжка.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается, если временная нетрудоспособность наступила в период работы (включая день увольнения) или в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительной причине и продолжалась свыше одного месяца.
Пособие по беременности и родам
Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ и постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 4 сентября 1995 г. N 883 определяет круг лиц, а также порядок выплаты пособия по беременности и родам. В соответствии со ст. 7 указанного Закона пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам. Отпуск предоставляется женщине администрацией предприятия, учреждения, организации по представлению листка временной нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов. По общему правилу больничный лист выдается с 30 недель беременности. Женщинам, работающим в сельской местности, а также при многоплодной беременности и в некоторых других случаях листок временной нетрудоспособности выдается с 28 недель беременности. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Больничный лист выдается сразу продолжительностью 140 дней и оплачивается работодателем полностью (единовременно за все 140 дней). При осложненных родах или рождении двух и более детей выдается дополнительный больничный листок, продолжительностью соответственно 16 или 40 дней, который оплачивается работодателем уже после родов.
Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту работы также и в случаях, если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы по причине:
а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа;
б) болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (с соответствии с медицинским заключением);
в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы.
Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100 % заработка (стипендии, оклада содержания) независимо от непрерывного трудового стажа. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты по месту их жительства.
Необходимо иметь в виду, что право на пособие по беременности и родам имеют также и женщины, усыновившие ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев. В этом случае пособие выплачивается за период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка. В случае одновременного усыновления двух и более детей - за период со дня их усыновления и до истечения 110 календарных дней со дня их рождения.
В соответствии с постановлением Фонда социального страхования от 2 марта 1993 г. N 24 при отсутствии у страхователей достаточных средств для выплаты пособий по беременности и родам недостающая сумма должна компенсироваться из резервов соответствующих отраслевых и региональных отделений Фонда, а при необходимости - из резервов центральных советов (комитетов) профсоюзов. В исключительных случаях выделение дополнительных средств на покрытие этих расходов производится по решению Правления Фонда за счет общероссийского резерва.
В соответствии со ст. 166 КЗоТ РФ администрация предприятия обязана предоставить женщине по ее просьбе (заявлению) ежегодный отпуск либо перед отпуском по беременности и родам либо непосредственно после его окончания, независимо от стажа работы на данном предприятии.
Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в
ранние сроки беременности
Законом РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" от 4 апреля 1992 г. впервые в российское законодательство был введен новый вид пособия - единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности. Пособие было введено с целью своевременной диспансеризации беременных женщин, способствующей профилактике осложнений при беременности и родах, сокращении материнской смертности и детской инвалидности. В настоящее время правовое регулирование назначения и выплаты указанного пособия осуществляется Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей и постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
В соответствии со ст. 9 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, право на получение единовременного пособия получили женщины, ставшие на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель).
С 1 января 1997 г. единовременное пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда, установленном Федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам. В районах и местностях, где установлены коэффициенты к заработной плате, пособие определяется с учетом этих коэффициентов. Основанием для назначения и выплаты пособия является справка медицинского учреждения о постановке на учет в ранние сроки беременности. Данное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если представлены все необходимые документы, либо в течение десяти дней после предоставления справки (если указанная справка предоставляется позже).
Выплата пособия производится по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам, т.е. по основному месту работы (учебы, службы). Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, выплачивается дополнительно к пособию по беременности и родам.
Пособие при рождении ребенка
Единовременное пособие при рождении ребенка предоставляется для частичной компенсации дополнительных расходов, связанных с рождением или усыновлением ребенка в возрасте до трех месяцев.
Право на получение пособия имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Пособие выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, исходя из установленного Федеральным законом на дату рождения ребенка.
В районах и местностях, где установлены коэффициенты к заработной плате, пособие определяется с учетом этих коэффициентов.
В случае рождения (усыновления) двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не назначается.
Выплата пособия производится по месту работы (службы, учебы) родителя, а если родители не работают (не служат, не учатся), выплата пособия производится в органах социальной защиты по месту жительства ребенка. Для назначения и выплаты пособия должны быть представлены заявление о назначении пособия и справка о рождении ребенка, выданная органами загса. В случае, если оба родителя работают (служат, учатся), дополнительно представляется справка с места работы другого родителя о том, что такое пособие не назначалось.
По общему правилу выплата пособия производится, если лицо обратилось за пособием не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на получение пособия. В связи с этим на практике возникают случаи, когда в период со дня рождения ребенка до даты выплаты пособия изменяется либо минимальная оплата труда, либо установленный законодательством размер пособия (кратность). В этих случаях размер пособия при рождении ребенка определяется следующим образом: минимальную оплату труда на дату рождения ребенка умножаем на кратность (установленную к минимальной оплате труда), действующую на дату выплаты пособия.
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Статья 167 КЗоТ РФ в редакции Федерального закона от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ предусматривает право женщины на получение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В отличие от ранее действующей редакции в ней отсутствует прямое указание на "отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию". Однако право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет закреплено в ст.13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. Право на получение пособия имеют мать либо отец, бабушка, дед или другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком. Законодатель не определяет степень родства, поэтому отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен любому лицу.
Для назначения пособия необходимо предоставить заявление о назначении пособия и копию свидетельства о рождении ребенка.
Если уход за ребенком осуществляет не мать, а иное лицо, при оформлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет это лицо представляет справку с места работы матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает ежемесячное пособие. Основанием для выплаты пособия является решение администрации предприятия о предоставлении лицу отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Решение принимается в 10-дневный срок со дня подачи заявления о назначении пособия и иных необходимых документов.
Как правило, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставляется работающим женщинам со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного Федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми фактически осуществляется уход. В районах и местностях, где установлены коэффициенты к заработной плате, пособие определяется с учетом этих коэффициентов.
Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет в сроки, установленные для выплаты заработной платы (стипендии, денежного довольствия).
Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РФ продолжительность отпуска по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
В случае, если в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбрать одно из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий. Как правило, более выгодным является получение пособия по беременности и родам, которое составляет 100 % заработка.
Дополнительный выходной день
В целях создания условий для обеспечения надлежащего ухода за детьми-инвалидами Основами законодательства об охране здоровья граждан было закреплено право работающих родителей на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 27 Основ). Законом РФ от 25 сентября 1992 г. КЗоТ РФ был дополнен ст. 1631, в соответствии с которой одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижениями ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены между ними по их усмотрению.
Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце предоставляются одному из работающих родителей администрацией предприятия на основании заявления работника; это оформляется приказом. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие инвалидность ребенка и его возраст, а также справка органов социальной защиты о том, что ребенок не содержится на полном государственном обеспечении в специализированном детском учреждении. Кроме этого предоставляется справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. Указанная справка должна представляться каждый раз, когда подается заявление о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются оставшиеся.
Суммирование дополнительных выходных за два месяца и более не допускается.
Оплата предоставленных дополнительных выходных дней производится администрацией предприятия в размере среднего дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования (части страхового взноса, подлежащего перечислению в Фонд социального страхования).
Социальное пособие на погребение
Отношения, связанные с погребением умерших, выплатой социального пособия и предоставлением иной материальной помощи в такой ситуации, регулируются Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 г. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Закон предусматривает обязательное лицензирование деятельности, связанной с предоставлением различного рода услуг по погребению. В связи с этим при заключении договоров на оказание услуг по погребению необходимо проверить наличие лицензии, а также на какой вид услуг по погребению она выдана. В соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, утвержденным Правительством РФ от 26 декабря 1995 г. N 1272, лицензированию подлежат следующие виды ритуальных услуг:
а) прием заказа и заключение договора на организацию похорон;
б) бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов;
в) захоронение и перезахоронение;
г) услуги крематориев;
д) уход за могилой;
е) изготовление гробов, в том числе цинковых;
ж) заключение прижизненного договора на оказание ритуальных услуг.
На деятельность по оказанию ритуальных услуг выдается одна лицензия, где указываются разрешенные виды работ и услуг. Владельцами лицензии могут быть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Закон гарантирует каждому человеку после смерти погребение с учетом его волеизъявления. Желание может быть выражено в устной форме в присутствии свидетелей или письменно. Исполнителями воли умершего являются лица, непосредственно указанные в волеизъявлении (при их согласии), а в случае отсутствия таких лиц или их отказа от исполнения воли умершего исполнителями признаются супруг (супруга) или иные близкие родственники, или законные представители умершего. Лицам, осуществляющим погребение умершего, предоставляется право выбора - либо предоставление специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе определенного законом гарантированного перечня услуг по погребению, либо получение социального пособия на погребение.
Перечень услуг по погребению определен в ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле, он включает:
а) оформление документов, необходимых для погребения;
б) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
в) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
г) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя эту обязанность, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере установленной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, но не более 10-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного на день смерти.
Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом от 28 июня 1997 г. N 91-ФЗ внесены изменениям и дополнения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле", согласно которым в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер пособия на погребения определяется с учетом данного коэффициента. Указанные изменения вступают в силу с 1 января 1998 г. Поэтому во всех случаях выплаты пособия на погребение после 1 января 1998 г. его размер рассчитывается с учетом районного коэффициента (исходя из установленного размера минимальной оплаты труда на день смерти).
Из средств Фонда социального страхования социальное пособие на погребение выплачивается в случае смерти работавшего гражданина (на момент смерти он должен состоять в трудовых отношениях), а также в случае смерти несовершеннолетних, т.е. не достигших 18-летнего возраста (ст.21 ГК РФ), членов их семьи. Выплата пособия производится организацией, в которой работал умерший (либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего), в день обращения на основании заявления и справки о смерти, выдаваемой органами загса. Пособие выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня смерти.
В тех случаях, когда услуги по погребению предоставлены специализированной службой по вопросам похоронного дела, организация, в которой работал умерший либо работает один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в которой проживал несовершеннолетний, обязана возместить этой службе стоимость услуг, входящих в гарантированный перечень, исходя из фактических затрат, но при этом сумма возмещения не может превышать 10-кратного размера минимальной оплаты труда. Возмещение стоимости услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела производится организацией в 10-дневный срок со дня получения от службы справки о смерти и соответствующего счета.
При отсутствии у страхователя средств для выплаты социального пособия на погребение или для возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг из гарантированного перечня исполнительные органы Фонда социального страхования перечисляют на счет страхователя необходимые средства2.
Выплата всех видов пособий осуществляется за счет сумм страховых взносов, начисленных в Фонд государственного социального страхования. Ограничение расходов на эти цели страхователям не установлено. При этом работодатель (страхователь) не вправе приостанавливать выплату пособий даже в случае, если сумма денежных средств, предназначенных на выплату пособий, превышает сумму, подлежащую уплате в Фонд социального страхования. Работодатель обязан произвести выплату пособия полностью (в том числе с привлечением собственных средств), а исполнительные органы Фонда должны возместить ему расходы в 10-дневный срок после получения от него расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
До получения расчетной ведомости недостающая на выплату пособия сумма может быть возмещена страхователю на основании представленной им промежуточной ведомости или справки-расчета после проведения соответствующим исполнительным органом Фонда экспертной оценки обоснованности произведенных расходов и расчетов.
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. Комиссия по социальному страхованию (если таковая создана на предприятии) осуществляет контроль за правильным начислением и своевременностью выплаты пособий по государственному социальному страхованию.
Материальная помощь
Под материальной помощью следует понимать выплаты единовременного характера, предоставляемые работнику на основании его личного заявления.
Выплачивается материальная помощь по решению администрации (или профсоюзного комитета, если он создан на предприятии) на основании личного заявления работника и оформляется приказом (распоряжением) администрации либо решением профсоюзного органа. Материальная помощь может быть предоставлена работнику в связи с рождением ребенка (дополнительно к пособию, выдаваемому при рождении), в связи с уходом в очередной отпуск, в связи со смертью близкого родственника и пр. Указанные обстоятельства должны быть документально подтверждены - копией свидетельства о рождении, копией свидетельства о смерти, приказом о предоставлении отпуска и пр. Для бюджетных организаций объем материальной помощи при предоставлении очередных отпусков установлен из расчета не более двух должностных окладов на каждого работника в год.
Санаторно-курортное лечение
Инструкция от 2 октября 1996 г. устанавливает, что расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производится страхователем в пределах норматива, установленного исполнительным органом Фонда на календарный год.
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены. Порядок и условия обеспечения путевками в санаторно-курортные учреждения и пр., а также путевками на лечебное (диетическое) питание регламентируется документами Фонда.
В целях упорядочения организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, а также рационального и эффективного расходования средств социального страхования постановлением Фонда социального страхования РФ от 6 августа 1997 г. N 64 утверждена Инструкция о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования.
В соответствии с указанной Инструкцией для организаций с числом работающих не более 300 человек путевки на санаторно-курортное лечение и отдых приобретаются непосредственно отделениями Фонда по заявкам, представленным организацией. Путевки приобретаются только в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, имеющие лицензии, сертификаты или иные документы, их заменяющие, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Напомним, что лицензирование деятельности по санаторно-курортному лечению предусмотрено Приказом Минздравмедпрома от 1 июля 1996 г. N 270.
К санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям относятся: курортные бальнеологические лечебницы; курортные грязелечебницы; курортные поликлиники; санатории; санатории для взрослого с ребенком; санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия; санатории-профилактории; дома отдыха; пансионаты отдыха; стационарные базы отдыха предприятия. Для каждой организации (страхователя) исполнительным органом Фонда социального страхования устанавливается норматив расходов на санаторно-курортное лечение и отдых. В пределах этого норматива и осуществляется приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, отдых, частичное содержание санаториев-профилакториев, частичная оплата проезда и т.п.
Вопросы предоставления работникам всех видов путевок за счет средств социального страхования должны решаются комиссией по социальному страхованию либо уполномоченным по социальному страхованию совместно с представителями профсоюзов на данном предприятии3.
Путевки на лечение работающим гражданам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, могут выдаваться только при наличии соответствующего медицинского заключения (форма 070у), выданного лечебно-профилактическим учреждением.
Путевка на лечение или отдых выдается работающему на период его очередного отпуска не чаще одного раза в год; на летний период - не чаще одного раза в два года.
Работающим гражданам путевки на лечение могут выдаваться бесплатно, но не свыше 15 % от их общего количества, а остальные - с частичной оплатой стоимости. Размер частичной оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, расположенные на территории России, составляет на санаторно-курортное лечение - от 5 до 20 % стоимости путевки; на отдых - от 10 до 25 % стоимости путевки.
Необходимо обратить внимание на то, что Инструкция предусматривает приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в соответствующие учреждения, расположенные только на территории Российской Федерации, и лишь в исключительных случаях (п.3.12.2 Инструкции) - на санаторное лечение и в здравницы, расположенные на территории стран СНГ. Приобретение путевок за счет средств государственного социального страхования в санатории, здравницы и т.п., расположенные в иных государствах, не предусматривается.
Путевки на лечение и отдых относятся к денежным документам и подлежат хранению и учету в бухгалтерии (кассе) предприятия наравне с денежными документами и средствами. Все путевки должны быть зарегистрированы в книге (журнале) учета и оприходованы на балансовом счете "денежные документы"(учетные формы прилагаются к Инструкции).
Безусловно, отсутствие четкой правовой базы, определяющей возможности предприятий приобретать путевки на отдых и лечение, породило немало злоупотреблений при расходовании средств социального страхования.. Однако и принятие указанной Инструкции вряд ли обеспечит значительный приток средств в Фонд социального страхования; а то, что возможности работающих граждан и членов их семей получить качественное лечение и отдохнуть очень ограничены, понятно и неспециалисту.
Ряд положений Инструкции вызовет немало споров, а некоторые из них нуждаются в дополнительных разъяснениях и комментариях специалистов Фонда социального страхования РФ.
------------------------------------------------------------
1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г.).
2 Постановление Фонда социального страхования РФ от 22 февраля 1996 г. N 16 и от 25 июля 1997 г. N 59.
3 См.: Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальном страхованию, утвержденное Фондом социального страхования от 15 июля 1994 г. N 556а.
Кондратьева З.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок формирования и использования средств Фонда социального страхования
Автор
Кондратьева З.А. - кандидат юридических наук, доцент МГЮА
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 1997, N 6, стр. 40