"Настоящие" российские свободные экономические зоны
(Калининград, Находка, Калмыкия)"
Что такое свободные экономические зоны (СЭЗ) в России и как они функционируют? Этот вопрос интересует многих - как людей искушенных в специфике российского бизнеса, так и не имеющих к нему непосредственного отношения.
С точки зрения норм национального и международного права положение СЭЗ в России следует охарактеризовать как весьма неустойчивое.
Правовые основы существования СЭЗ в России были заложены еще законом РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (в период существования СССР СЭЗ серьезного отношения к себе так и не дождались). Однако этот акт лишь декларирует возможность создания СЭЗ на территории Российской Федерации.
Данным Законом предусмотрено, что осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями (помимо общеустановленных) могут предоставляться дополнительные льготы. К таковым отнесены налоговые льготы (обложение по пониженным ставкам, которые не могут, тем не менее, составлять менее 50 % от действующих; пониженные ставки платы за землю и пользование природными ресурсами) и таможенные (пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров).
Предполагалось уже в первые годы реализации этапа активных экономических реформ в России (с 1991 г.) принять целый пакет законов и подзаконных актов, призванных стимулировать приток иностранных инвестиций в Россию. В их числе был и закон о свободных экономических зонах в Российской Федерации. Сначала в СССР, а затем в Российской Федерации (в течение более 10 лет) решался вопрос о практическом создании СЭЗ в самых различных формах (однако полноценных правовых рамок для этих форм установлено не было). С сентября 1990 г. - создания первой СЭЗ "ЕВА" в Еврейской автономной области - до настоящего времени организовано около 20 различных СЭЗ: 11 свободных экономических зон; 2 свободных таможенных зоны (Франко-порт-терминал и Московский франко-порт); Ленинградская зона свободного предпринимательства; технополис "Зеленоград"; 3 зоны экономического благоприятствования: "Ингушетия", "Кабардино-Балкария" и ЗЭБ Агинского автономного округа Бурятии; регион интенсивного экономического развития "Осетия"; эколого-экономическая зона "Горный Алтай" и Центр международного бизнеса "Ингушетия". Но на практике ни одна из созданных СЭЗ на полную "проектную" мощность не заработала.
Основная причина заключается в том, что на федеральном уровне так и не был задействован механизм предоставления льгот, гарантий и других мер поддержки. Многие преимущества, гарантированные на заре создания СЭЗ (в 1990 - 91 гг.) быстро возникавшим зонам свободного предпринимательства, ввиду их несоответствия политике нового руководства уже новой страны были нивелированы в законодательном порядке.
В связи с частичным пересмотром политики предоставления индивидуальных налоговых льгот (а процесс создания СЭЗ начался в соответствии с актами, носящими индивидуальный характер), на федеральном уровне были приняты определенные меры по защите целостности единого экономического пространства страны. В частности, в связи с созданием в России принципиально новой налоговой системы решили, что старые льготы в области налогообложения сохранятся только если войдут в новое налоговое законодательство, введенное в действие в конце 1991 - начале 1992 гг. В противном случае такие льготы окажутся недействительными. Вступившее в силу законодательство определило порядок предоставления дополнительных налоговых льгот только актами налогового законодательства, и поскольку льготы, предоставленные СЭЗ до начала налоговой реформы, не нашли отражения в новом налоговом законодательстве России, они прекратили действие в 1992 г.
В настоящее время относительно нормально функционируют лишь две СЭЗ - "Находка" и "Янтарь" (в Калининградской области).
Следует отметить также, что до недавнего времени активно функционировала ЗЭБ "Ингушетия", которая к большому облегчению многих субъектов Российской Федерации, и в первую очередь их финансовых и налоговых органов, с 1997 г. прекратила свое существование. Правда, есть основания предполагать, что этот факт лишь маскирует иные процессы. Уже появилась информация о том, что руководство созданной год назад ЗЭБ Агинского автономного округа Бурятии пригласило обслуживать зону скандально известную по работе в ЗЭБ "Ингушетия" финансовую корпорацию "БИН". Складывается впечатление, что структуры и капиталы "БИН" просто переместились в подходящее место. Ведь сценарий "раскрутки" новой ЗЭБ аналогичен "ингушскому" сценарию, хотя и вершится без такой помпы, как в 1995-96 гг. В Бурятской ЗЭБ зарегистрировалось около 200 предприятий (хотя запланировано 1000), из которых 70 % работает в Москве.
Следует остановиться на особенностях СЭЗ "Находка" и "Янтарь", которые имеют определенные тенденции развития. Территории Приморского края (в том числе города Находки) и Калининградской области были объявлены зонами свободного предпринимательства постановлением Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. Несколько позже были утверждены Положения об указанных зонах, где содержался конкретный перечень дополнительных стимулов для привлечения инвестиций (в основном иностранных) в создаваемые зоны. Этот список был составлен на основе налоговых и таможенных льгот, предусмотренных законодательством для СЭЗ, и отличался, по сути, только включением гарантий стабильности и определенностью режима деятельности.
Так, Положение о СЭЗ "Янтарь" в Калининградской области, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497, предусматривало следующие налоговые и таможенные льготы:
1. Налог на прибыль предприятий-резидентов СЭЗ "Янтарь" в течение первых 5 лет функционирования зоны не мог превышать 30%;
2. Для расположенных в СЭЗ предприятий с иностранными инвестициями в размере 30% и более и для предприятий-резидентов СЭЗ с объемом экспорта не менее 30% годового объема производства устанавливались следующие налоговые льготы:
а) налог на прибыль в размере не более 16 %, за исключением части прибыли, переводимой за границу;
б) освобождение от уплаты налога на прибыль и на переводимую за границу часть прибыли на срок до 5 лет после получения объявленной прибыли;
в) освобождение от налогообложения части прибыли, реинвестируемой предприятиями-резидентами СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры СЭЗ;
г) освобождение предприятий-резидентов СЭЗ от уплаты налога на экспорт и импорт продукции, произведенной ими на территории СЭЗ и потребляемой при производстве экспортной или импортозамещающей продукции.
Экономическое положение Калининградской области значительно осложнилось после ее трансформации в полуанклавную территорию, отделенную от Российской Федерации территорией другого государства (Литвы). К тому же экономический кризис стран Балтии, в силу хозяйственной специализации и основных тенденций развития во многом близких к Калининграду, обусловил жесткую конкуренцию в борьбе за привлечение инвестиций и товаропотоков.
Возникновение на территории Литвы и Латвии целого ряда СЭЗ (в первую очередь свободных портов и приграничных СЭЗ) вместе с введением общих льгот для иностранных инвесторов подтолкнуло Россию к принятию решения об установлении особого режима хозяйственной деятельности на территории Калининградской области - был создан Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13 "Об особой экономической зоне в Калининградской области". В числе немногочисленных льгот, предоставленных законом, необходимо упомянуть освобождение от налога на добавленную стоимость с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории в зону. Указанная льгота часто подвергается обструкции со стороны федеральных и местных некалининградских официальных структур.
Положение о СЭЗ "Находка", утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 540, определило:
1. От уплаты таможенных пошлин освобождаются товары и иное имущество, импортируемые на территорию СЭЗ "Находка" и экспортируемые с этой территории;
2. В случае вывоза с территории СЭЗ товаров и иного имущества в другие регионы РСФСР таможенная пошлина может взиматься только с той части товаров и имущества, которая имеет иностранное происхождение и устанавливается по правилу определения страны происхождения;
3. Для расположенных в СЭЗ предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранного участника в уставном фонде которых составляет более 30%, устанавливаются следующие налоговые льготы:
а) налог на прибыль, перечисляемый в государственные бюджеты, взимается по ставке 7%, а местный налог на прибыль, перечисляемый в бюджеты г. Находки и Партизанского района, - не более 3%;
б) налог на вывозимую за рубеж часть прибыли, перечисляемый в вышестоящие бюджеты взимается по ставке 7%, а местный налог на вывозимую за рубеж часть прибыли, перечисляемый в бюджеты Находкинского горсовета и Партизанского райсовета,- не более 3%;
в) предоставляется полное освобождение от выплаты налогов на прибыль и на вывозимую за рубеж часть прибыли на срок до 5 лет после получения объявленной прибыли;
г) освобождается от налогообложения реинвестируемой на территории СЭЗ "Находка" части прибыли в развитие социальной сферы и формирование инфраструктурных объектов зоны;
д) декларировано право Находкинского горсовета и Партизанского райсовета на снижение местных налогов или освобождение предприятий с иностранными инвестициями от местных налогов ;
е) для расположенных в СЭЗ предприятий без иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранного участника в уставном фонде которых составляет менее 30%, не облагается налогом часть прибыли, реинвестированная в развитие социальной инфраструктуры СЭЗ "Находка";
ж) предприятия и организации, расположенные в СЭЗ, освобождаются от налогов на экспорт и импорт, регулирующих расходование средств, направляемых на потребление, а также к ним не применяется повышение налога с прибыли, превышающей установленный уровень рентабельности.
Кроме того, Положением о СЭЗ "Находка" предусмотрено, что в течение 5 лет с момента создания зоны все налоги и платежи в бюджет направляются в распоряжение Находкинского горсовета и Партизанского райсовета. В бюджеты этих советов также направляется 50% средств, полученных за счет реализации государственного имущества. Иностранная валюта, зарабатываемая в СЭЗ предприятиями без иностранных инвестиций и предприятиями с иностранными инвестициями, доля иностранного участника в уставном фонде которых составляет менее 30%, остается в их распоряжении за исключением 20% валютной выручки, перечисляемых в первые 5 лет функционирования СЭЗ Находкинскому горсовету и Партизанскому райсовету. Также предусмотрено, что налог с оборота по группам товаров, импортируемым, произведенным или потребляемым СЭЗ, полностью перечисляется в бюджеты города Находки и Партизанского района по ставкам, утверждаемым Находкинским горсоветом и Партизанским райсоветом.
Необходимо добавить, что кроме льгот, предоставляемых на основании Положения о зоне (часть из которых устарела и не действует), на лиц, осуществляющих свою деятельность в зоне, в полной мере распространяются льготы, предусмотренные законом Приморского края "Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории СЭЗ ("Находка" Приморского края), вступившим в силу с ноября 1995 г. Данный Закон распространяется на индустриальные (промышленные) комплексы (один из видов зон экспортного производства), создаваемые на территории СЭЗ "Находка".
Экспортерам и предприятиям инфраструктуры комплекса предоставляются следующие налоговые льготы:
1. Освобождение от налога на прибыль в части средств, направляемых в краевой бюджет, на 5 лет с момента объявления первой прибыли;
в последующие 5 лет указанные предприятия вносят 50 % налога на прибыль в части средств, зачисляемых в краевой бюджет;
в последующее время и до момента ликвидации этих предприятий уплачивается 75 % налога на прибыль в части средств, зачисляемых в краевой бюджет;
2. Освобождение от налога на прибыль в части зачисляемых в краевой бюджет средств, реинвестируемых в создание инженерной и социальной инфраструктуры на территории СЭЗ "Находка";
3. Освобождение от уплаты налогов в пределах сумм, зачисляемых в территориальный дорожный фонд, с владельцев транспортных средств и на приобретение транспортных средств.
Кроме того, продекларировано, что органы местного самоуправления принимают решения о полном или частичном освобождении от местных налогов и платежей на основании обращений администрации комплексов.
Помимо льгот на основании указанного Закона в июле 1997 г. принят закон Приморского края "Об инвестиционной деятельности в Приморском крае", в соответствии с которым крупные инвесторы и предприятия, финансирующие не менее 20 % от стоимости инвестиционного проекта, реализуемого на территории Приморского края, освобождаются от налоговых платежей в краевой бюджет. Закон также предусматривает некоторые дополнительные льготы для предприятий с иностранными инвестициями.
Отдельно следует рассказать об организуемом на территории СЭЗ "Находка" российско-корейском индустриальном комплексе (РКИК). Подготовка необходимых документов вступила в заключительную фазу. Долгие и сложные переговоры с корейской стороной завершены, и в ближайшее время предстоит подписание соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о создании этого комплекса.
Такое соглашение, подлежащее ратификации, создаст надежную правовую базу для российских и иностранных (в первую очередь корейских) инвесторов, которые примут участие в проекте. Укрепят доверие и соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения доходов. Ряд льгот, причем весьма существенных, должен позволить в кратчайшие сроки наполнить проект реальным содержанием и привлечь миллионы долларов инвестиций.
В ряду наиболее значимых льгот вновь созданным, размещенным и действующим на территории РКИК предприятиям и организациям (участникам РКИК) (при условии, что выручка от экспорта продукции собственного производства составляет более 50 % всей их выручки) предполагается предоставить следующие льготы:
1. Освобождение от уплаты налога на прибыль в части средств, зачисляемых в федеральный бюджет, на 5 лет с момента объявления первой прибыли и снижение ставки указанного налога на 50 % от действующей ставки в последующие 3 года;
2. Снижение на 50 % ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров собственного производства участников РКИК, созданным на территории свободной таможенной зоны, в случае реализации их на территории Российской Федерации до момента объявления первой прибыли;
3. Уменьшение налогообложения прибыли на сумму прибыли, направляемой на создание, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт или модернизацию производства на территории РКИК и строительство объектов производственной инфраструктуры, предназначенных для участников РКИК.
Предусматривается также, что если в Российской Федерации будет принято законодательство, устанавливающее более благоприятный режим хозяйственной деятельности, чем это предусмотрено соглашением о создании РКИК, то будет применяться указанное законодательство.
Создание РКИК поддержано также положениями указа Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 345 "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне "Находка".
В отношении Калмыкии в последнее время возникает достаточно много вопросов. Республика претендует на звание СЭЗ. Не так давно она попыталась создать (по аналогии с Ингушетией через постановление Правительства Российской Федерации) особый экономический регион "Налоговый оазис Калмыкии". Исходя из крайне негативного (с точки зрения нормальной рыночной экономики) опыта функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" предложение на федеральном уровне поддержано не было.
На деле Калмыкия уже давно начала в прессе кампанию по привлечению потенциальных инвесторов, объявив себя "Налоговым оазисом Калмыкия".
Республика является одной из оптимальных моделей создания СЭЗ не только по нашим, но и по мировым стандартам. Привлечение сюда инвесторов осуществляется преимущественно за счет собственных источников. Коммерческим организациям, зарегистрированным в Калмыкии, но не использующим в своей деятельности ее сырьевые и природные ресурсы, предлагалось полное освобождение от целого ряда налогов:
а) на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет;
б) на имущество;
в) на рекламу;
г) сборов на нужды образования, на содержание милиции, на содержание жилищного фонда и на благоустройство территории;
д) налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение и перепродажу транспортных средств.
Кроме того, снижен до минимума налог на пользование автодорогами.
Тем не менее, даже с учетом предлагаемых льгот, весьма сомнительна привлекательность этой территории для иных инвесторов, кроме заинтересованных в использовании природных ресурсов республики, а к таковым применяется уже обычный (не льготный) налоговый режим.
Некоторые перспективы связаны с возможным выделением федеральных финансовых ресурсов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 303 "О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Калмыкия и национально-культурного возрождения калмыцкого народа", которые могут быть частично использованы на компенсации уплаченных субъектами СЭЗ "Калмыкия" налогов с целью повышения инвестиционной привлекательности региона.
В заключение следует отметить, что предстоящее принятие Федерального закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации", необходимость которого давно назрела (налицо более чем 10-летнее отставание России от некоторых соседей-конкурентов в деле создания СЭЗ как формы привлечения финансовых ресурсов и передовых технологий), позволит упорядочить процесс создания СЭЗ. Это необходимо в том числе ввиду некоторых перекосов в их функционировании (как, например, в случае с ЗЭБ "Ингушетия").
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам по итогам проведения Парламентских слушаний "Проблемы законодательного обеспечения создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в России", состоявшихся 14 апреля 1995 г. с участием депутатов обеих палат Федерального Собрания, представителей федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации, деловых кругов и ведущих экспертов из российских научных центров, рекомендовал предложить Президенту РФ до вступления в силу Федерального закона о СЭЗ воздержаться от принятия решений по созданию новых СЭЗ на территории Российской Федерации.
Однако несмотря на это рациональное предложение время от времени проводятся решения, направленные на создание "особых условий хозяйственной деятельности" в отдельных субъектах и территориях. В ряде случаев это выражается в предоставлении инвестиционных налоговых кредитов в размере налогов и сборов (кроме целевых), подлежащих уплате в федеральный бюджет. Принятие закона О СЭЗ позволит официально закрепить порядок, при котором свободные экономические зоны в Российской Федерации будут создаваться и действовать (в том числе в смысле предоставления налоговых льгот и привилегий) лишь на основании решений высшего законодательного органа страны.
Носков И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Настоящие" российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия)
Автор
Носков И.Ю. - начальник отдела международных налоговых отношений департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 1997, N 6, стр. 53