Следственный эксперимент по фактам ДТП
С большим интересом прочитал статью Ф.Ермакова "Осмотр транспортного средства и места дорожно-транспортного происшествия", опубликованную в N 10 журнала "Российская юстиция" за 1997 год.
Считаю, что такая публикация представляет большую практическую ценность не только для сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих производство предварительного расследования по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), но и для инспекторов дорожно-патрульной службы (ДПС) ГАИ, которые также принимают непосредственное участие в осмотре места ДТП.
Вместе с тем считаю необходимым высказать ряд критических замечаний.
По структуре (т.е. наличию разделов: "Осмотр места происшествия", "Осмотр транспортного средства") и логике изложения эта статья подводит работника ГАИ, производящего осмотр, к проведению в определенных случаях следственного эксперимента во время осмотра места происшествия.
Так, например, автор предлагает определять величину "коэффициента сцепления шин с дорогой", а также говорит о необходимости "разобраться с видимостью и обзорностью с места водителя из кабины транспортного средства".
В обоих случаях, на мой взгляд, налицо следственный эксперимент, но не осмотр места происшествия.
В первом случае эксперимент проводится на возможность транспортного средства остановиться после приведения в действие тормозной системы.
Во втором случае цель эксперимента - определение возможности водителя, управляющего транспортным средством, воспринимать обстановку, которая складывается во время движения.
Необходимо отметить, что определение возможности видимости автор прямо называет экспериментом, однако его предложение записать результаты "в соответствующие пункты протокола осмотра", я считаю, противоречит гл.15 УПК РСФСР.
Заслуживает внимания позиция автора относительно определения времени наезда транспортного средства на пешехода: "в процессе торможения, до его начала или в конце". Интересны рекомендации автора и по поводу определения положения транспортного средства в момент ДТП. Однако при этом автор говорит о необходимости отразить "этот важный момент в документах осмотра". Между тем установление указанных выше обстоятельств происшествия безусловно важно для последующего выдвижения версий, однако фиксация версий осуществляется, как правило, в плане расследования по уголовному делу, но не в протоколах следственных действий. Воссоздать обстановку происшествия при проведении следственного эксперимента подчас бывает сложно. В то же время на стадии доследственной проверки возможно только проведение такого следственного действия, как осмотр места происшествия.
Принимая во внимание изложенное, считаю необходимым предусмотреть в проекте УПК РФ норму, регламентирующую проведение следственного эксперимента по фактам ДТП на стадии доследственной проверки.
Минеев И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Следственный эксперимент по фактам ДТП
Автор
Минеев И. - инспектор Учебного центра при УВД Пензенской области, капитан внутренней службы
Российская юстиция, 1998, N 4