Еще раз о свободных экономических зонах*
Современные реалии мирового экономического развития свидетельствуют об углублении противоречий между различными регионами, блоками и группами стран. И, как свидетельствуют последствия краха финансовых систем ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), напряженность будет нарастать. В основном это касается отношений двух условных глобальных групп: развитых и развивающихся стран. Далее следуют региональные, в первую очередь экономические группировки: Европейское сообщество (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и в последнее время активно набирающая вес организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Судя по потенциалу развития и роли в новом мировом порядке, АТЭС гораздо сильнее двух первых, более патриархальных объединений. Наконец, не исчезает конкуренция между отдельными странами.
Экономическое противостояние предполагает использование конкурентами (странами или группами стран) различных средств и механизмов как по отдельности, так и комплексно для достижения превосходства. Эти способы, особенно используемые экономически развитыми странами, имеющими многовековой опыт торгово-экономических противостояний, настолько разнообразны, что каждый требует серьезного анализа. Мы поговорим лишь об одном, уже апробированном, инструменте повышения экономической конкурентоспособности страны, а именно о создании свободных экономических зон (СЭЗ).
Данный инструмент активно используют основные соперники России в торгово-экономической и инвестиционной сфере, в первую очередь КНР и некоторые страны юго-восточной Азии ("азиатские тигры"). Опыт Китая показал, что СЭЗ могут сначала послужить мощным рычагом для повышения экономической эффективности хозяйственного механизма в самой СЭЗ, а затем превратиться в катализатор экономического развития и других территорий страны.
Свободные экономические зоны сыграли очень важную роль на первом этапе реформ в Китае. И хотя СЭЗ производят лишь около 3 % валового внутреннего продукта страны, их доля в экспорте достигает примерно 13 %, а в иностранных инвестициях приблизительно 20%. Политика создания свободных экономических зон не ограничивалась собственно СЭЗ, которых было создано всего 5. Вслед за ними были образованы так называемые "зоны технико-экономического развития", сначала в 15 прибрежных городах, а затем в ряде внутренних районов. Сейчас таких зон более 50. Кроме того, имеется 13 специальных таможенных зон. Особый статус имеет "Новый район развития Пудун" (город Шанхай). Льготы во внешнеэкономической деятельности были предоставлены также приморским районам с общим населением 200 млн человек.
Большое значение для успешной деятельности СЭЗ имели предоставленные государством налоговые и другие льготы. Национально-политический фактор и географическое положение этих зон сделали их привлекательными для инвесторов из Гонконга, Макао, Тайваня, для этнических китайцев, проживающих в других странах. Значительные средства поступали в СЭЗ и от центрального правительства в виде льготных кредитов и государственных инвестиций.
Однако к началу 1990-х годов темпы развития данных зон замедлились. Многие предприятия в СЭЗ начали сворачивать производство, перенося его в другие районы КНР. Этому, по мнению китайских экспертов, способствовало как удорожание ресурсов (земли, энергии, рабочей силы) в СЭЗ, так и распространение реформ по всей стране. Впервые начали упраздняться льготы в самих СЭЗ (так, начиная с 1996 г. постепенно отменяется система льготирования импорта).
Вокруг СЭЗ обострились политические дискуссии. Многие эксперты как в Пекине, так и во внутренних районах КНР считали, что быстрый рост СЭЗ имел искусственный характер, стимулировался льготами за счет всей страны. Были даже предложения ликвидировать особый статус СЭЗ, которые "сыграли свою историческую роль" и не нужны в условиях рыночных реформ и "открытости" всей страны. Однако на самом высоком уровне в последнее время заявлялось, что в основном курс в отношении СЭЗ останется прежним, хотя некоторые коррективы будут внесены.
СЭЗ стремятся найти свою нишу в новой ситуации. Отмечается, что в условиях отмены некоторых льгот конкурентоспособность СЭЗ должна опираться на уже созданную научно-производственную базу и продолжать опережающее развитие по сравнению с другими районами КНР.
Структурно льготы СЭЗ Китая можно разбить на ряд отдельных категорий.
I. Налоговые льготы в специальных экономических зонах:
1) подоходный налог взимается по сниженной ставке 15 % с дохода (от производства, предпринимательства или из других источников) совместного предприятия, кооператива или предприятия с иностранными инвестициями (далее называемые предприятиями специальной зоны ПСЗ), работающего в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне;
2) для ПСЗ, занятых в промышленности, коммуникациях и транспорте, сельском и лесном хозяйстве, разведении крупного рогатого скота, имеющих срок жизни не менее 10 лет, предоставляются двухгодичные налоговые каникулы, начиная с первого прибыльного года, а с третьего по пятый годы ставка налога сокращается на 50 %;
3) для ПСЗ, занятых в обслуживающих производствах, в которых иностранные инвестиции превышают 5 млн долларов США, имеющих срок жизни не менее 10 лет, предоставляется освобождение от подоходного налога в первый прибыльный год, а во второй и третий годы ставка налога сокращается на 50 %;
4) иностранные участники СП в СЭЗ освобождаются от подоходного налога с предприятий (ПНП) при репатриации прибыли, распределяемой предприятием;
5) по истечении периода освобождения или снижения ПНП на основании соответствующих положений законов государства экспортные предприятия в СЭЗ, экспортирующие не менее 70 % своей продукции в стоимостном выражении, в любой год могут заплатить ПНП по сниженной ставке в 10 % в течение этого года;
6) по истечении периода освобождения или снижения ПНП на основании соответствующих положений законов государства предприятия с передовыми технологиями могут платить ПНП по ставке 10 % в течение следующих трех лет;
7 ) дивиденды, проценты, роялти и другие виды доходов, имеющие источником СЭЗ и получаемые иностранными инвесторами, не имеющими постоянного представительства (ПП) в КНР, облагаются сниженным подоходным налогом (10 %), кроме случаев, когда законом предоставляется освобождение от налога. Если сроки и условия предоставления капитала или оборудования являются преференциальными или передаваемые технологии являются передовыми в той мере, в какой это диктуется необходимостью предоставления дополнительного снижения или освобождения, случай будет рассматриваться и решаться Народным правительством СЭЗ;
8) решение в отношении снижения или освобождения от местного подоходного налога ПСЗ принимает Народное правительство СЭЗ;
9) экспортная продукция ПСЗ освобождается от ПТКТ, кроме сырой нефти, переработанной нефти или тех продуктов, в отношении которых законами предусмотрены отдельные положения;
10) ПТКТ не взимается с ПСЗ, импортирующих машины, оборудование, сырье, запчасти и вспомогательные материалы, транспортные средства и другие средства производства, необходимые для целей собственного производства. В случае импортируемых минеральных масел, сигарет, вин и других повседневных товаров ПТКТ взимается по сниженной в два раза налоговой ставке, установленной налоговым законом;
11) предпринимательский доход филиалов Гонконгских, Макаосских и иностранных банков, учрежденных в СЭЗ, освобождается от ПТКТ в течение определенного специального периода;
12) процентный доход, полученный иностранными, Гонконгскими и Макаосскими банками по займам, предоставленным филиалам иностранных банков в СЭЗ, по межбанковской ставке предложения, освобождается от налога у источника;
13) процентный доход, полученный Гонконгскими, Макаосскими или иностранными депонентами от филиалов иностранных банков в СЭЗ, освобождается от налога у источника или подоходного налога с физических лиц (ПНФ);
14) от налога у источника освобождаются проценты, выплачиваемые филиалом иностранного банка своему головному офису в отношении заемного работающего капитала при условии, что процентная ставка не выше, чем межбанковская ставка предложения.
II. Налоговые льготы на острове Хайнань:
1) ПНП взимается по ставке 15 % с дохода, полученного от производства, предпринимательства и от других источников предприятием, учрежденным на острове Хайнань (кроме государственных банков и страховых компаний). В дополнение к этому взимается местный подоходный налог по ставке 10 % от начисленного подоходного налога:
а) с предприятий, занятых развитием и операциями с инфраструктурными сооружениями, такими как порты, гавани, аэропорты, скоростные автомагистрали, железные дороги, энергетические станции, угольные шахты, ирригация и др., и предприятий, занятых сельским хозяйством, контрактный срок жизни которых не менее 15 лет, подоходный налог не взимается с первого по пятый прибыльные годы, а в шестой десятый годы ставка налога уменьшается на 50 %;
б) для предприятий, занятых в промышленности, коммуникациях и на транспорте, контрактный срок жизни которых не менее 10 лет, предусматриваются двухгодичные налоговые каникулы с первого прибыльного года, а в третий пятый годы ставка налога уменьшается на 50 %. Если предприятие признано Народным правительством провинции Хайнань предприятием с передовыми технологиями, то подоходный налог может снижаться на 50 % в шестой восьмой годы;
в) по истечении периода снижения или освобождения от ПНП на основании соответствующих положений, предприятия, занятые в промышленности или сельском хозяйстве, экспортирующие не менее 70 % своей продукции в стоимостном выражении, в любой год могут уплачивать ПНП по сниженной ставке 10 %, установленной на этот год;
г) с предприятий, занятых в обслуживающих производствах, общая сумма инвестиций в которых превышает 5 млн долларов США или 20 млн RMB Y, контрактный срок жизни которых не менее 10 лет, подоходный налог не взимается в первый прибыльный год, а во второй и третий годы ставка налога уменьшается на 50 %. Решение о снижении или освобождении от местного подоходного налога с предприятий острова Хайнань принимается Народным правительством провинции Хайнань.
2) дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти и другие виды доходов, имеющие источником остров Хайнань и получаемые иностранными инвесторами, не имеющими ПП на острове Хайнань, облагаются сниженным подоходным налогом 10 %, кроме случаев, когда законом предоставляется освобождение от налога. Если необходимостью диктуется снижение или освобождение от налога, случай будет рассматриваться и решаться Народным правительством провинции Хайнань;
3) предприятия острова Хайнань, импортирующие машины, оборудование, сырье, запчасти и вспомогательные материалы, средства связи и транспортные средства, другие товары и материалы, офисные принадлежности, необходимые для собственного строительства предприятия и для целей производства, освобождаются от таможенных пошлин, налога на продукцию и налога на добавленную стоимость (НДС). Таможенные пошлины, налог на продукцию и НДС снижаются на 50 % на товары, импортируемые предприятиями острова Хайнань для продажи на рынке Хайнаня;
4) продукция, произведенная предприятиями острова Хайнань и проданная на рынке Хайнаня, освобождается от налога на продукцию и НДС, кроме минеральных масел, сигарет, вин и некоторых других товаров, определяемых Народным правительством провинции Хайнань и которые облагаются налогом на продукцию и НДС по сниженной в два раза действующей налоговой ставке;
5) иностранные инвесторы, репатриирующие за границу прибыль, распределяемую предприятием, освобождаются от подоходного налога с переводимой суммы;
6) иностранные инвесторы предприятий острова Хайнань, реинвестирующие в КНР свои доли в прибыли, распределяемой предприятием, на срок не менее 5 лет, могут получить возмещение 40 % подоходного налога, уплаченного с суммы реинвестиций. Если реинвестиции сделаны в сооружение инфраструктуры острова Хайнань или используются в сельскохозяйственных, экспортоориентированных или технологически передовых предприятиях, вся сумма уже уплаченного подоходного налога с доли реинвестируемой прибыли подлежит возмещению.
III. Налоговые льготы в зонах экономического и технологического
развития:
1) льготная ставка ПНП в размере 15 % устанавливается в отношении дохода от производства, предпринимательства и из других источников, полученного производственными СП, кооперативными или иностранными предприятиями, действующими в зонах экономического или технологического развития и 14 прибрежных портовых городах (Даляне, Циньхуаньдао, Тяньчжине, Яньтае, Циньдао, Ляньюньгане, Нантонге, Шанхае, Ниньбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуаньчжоу, Жаньяне и Бэйхае). Предприятия с контрактным сроком жизни не менее 10 лет пользуются двухгодичными налоговыми каникулами с первого прибыльного года, а в третий пятый годы ставка налога снижена на 50 %;
2) иностранные инвесторы в СП в зонах развития освобождаются от ПНП при репатриации своей доли прибыли в предприятии;
3) по истечении периода снижения или освобождения от ПНП на основании соответствующих положений законов экспортные предприятия в зонах развития, экспортирующие 70 % и более своей продукции в стоимостном выражении, в любом году могут уплатить ПНП по сниженной ставке 10 %, установленной на этот год;
4) по истечении периода снижения или освобождения от ПНП на основании соответствующих положений законов предприятия с передовыми технологиями в зонах развития могут уплачивать ПНП по сниженной ставке 10 % в течение следующих трех лет;
5) льготный подоходный налог по ставке 10 % взимается с дивидендов, процентов, рентных платежей, роялти и других видов доходов, происходящих из зон развития и получаемых иностранными инвесторами, не имеющими ПП в зонах развития, кроме случаев, когда законом предоставляется освобождение от налога. Если сроки и условия предоставления средств или оборудования являются преференциальными или передаются передовые технологии, в той мере, в какой это диктуется необходимостью снижения или освобождения от налога, случай будет рассматриваться и решаться Народным правительством муниципалитета, где находится зона развития;
6) решение о снижении или освобождении от местного подоходного налога с предприятий зоны развития принимается Народным правительством муниципалитета, где находится зона развития;
7) ПТКТ не взимается со строительных материалов, производственного оборудования, сырья, запчастей и вспомогательных материалов, компонентов, транспортных средств и офисных принадлежностей, импортируемых предприятием зоны развития для своих собственных нужд;
8) ПТКТ не взимается с произведенной и экспортированной продукции предприятия зоны развития, кроме сырой нефти, переработанной нефти или тех продуктов, в отношении которых законами предусмотрены отдельные положения.
IV. Налоговые льготы в старых городских районах 14 портовых городов и районов дельты:
1) производственные предприятия с иностранными инвестициями, учрежденные в старых городских районах 14 портовых городов или муниципальных образований и городов районов дельты (далее предприятия старых городов и зон с открытой экономикой или ПСГ), занятые в технологически интенсивных, или интенсивных (ноу-хау) проектах, или проектах, в которые иностранный инвестор вложил не менее 30 млн долларов США и имеющие длительный срок отдачи, или в энергетике, транспорте и проектах по сооружению гаваней, после одобрения министерством финансов уплачивают сниженный ПНП по ставке 15%;
2) с учетом необходимости одобрения министерством финансов налог уплачивается по ставке 80 % от ПНП, установленного налоговым законодательством, теми предприятиями, которые не имеют права на налоговый вычет, определяемый предыдущим пунктом, но заняты в следующих отраслях промышленности:
а) машиностроении и электронной промышленности;
б) металлургии, химической промышленности и промышленности стройматериалов;
в) легкой, текстильной и упаковочной промышленности;
г) производстве медицинского оборудования и фармакологии;
д) сельском и лесном хозяйстве, животноводстве, производстве аквакультур и связанных с ними перерабатывающих отраслях;
е) строительстве;
3) решение о снижении или освобождении от местного подоходного налога с ПСГ принимается Народным правительством провинций или муниципалитетов;
4) льготный подоходный налог по ставке 10 % взимается с дивидендов, процентов, рентных платежей, роялти и других видов доходов, происходящих из старых городских районов и открытых экономических зон и получаемых иностранными инвесторами, не имеющими ПП в КНР, кроме случаев, когда законом предоставляется освобождение от налога. Если сроки и условия предоставления средств или оборудования являются преференциальными или передаются передовые технологии, в той мере, в которой это диктуется необходимостью снижения или освобождения от налога, случай будет рассматриваться Народным правительством провинции или муниципалитета;
5) ПТКТ не взимается с производственного оборудования, офисного и коммерческого оборудования и строительных материалов, импортируемых в качестве инвестиций или дополнительных инвестиций ПСГ, а также транспортных средств и офисных принадлежностей, импортируемых для собственных нужд этого предприятия;
6) ПТКТ не взимается с сырья, запчастей и вспомогательных материалов, компонентов и упаковочных материалов, импортируемых ПСГ для производства экспортной продукции;
7) ПТКТ не взимается с произведенной и экспортированной продукции ПСГ, кроме сырой нефти, переработанной нефти или тех продуктов, в отношении которых законами предусмотрены отдельные положения.
Другим примером (правда, менее наглядным после обвала в декабре 1997 г. финансовой системы страны) является Индонезия, партнер России по АТЭС. Мы не будем рассматривать политику Индонезии в создании системы внутринациональных СЭЗ, которые уже созданы и работают в ряде районов страны и мало отличаются от аналогичных СЭЗ в других странах мира. Интересно ознакомиться с перспективами развития регионального сотрудничества путем создания межстрановых специальных экономических зон на примере Индонезии и Австралии.
Индонезия и Австралия договорились в октябре 1995 г. развивать зону субрегионального экономического сотрудничества, т.е. австралийско-индонезийскую зону развития (АИЗР), связав восточные провинции Индонезии и Австралийский континент. Для Австралии это вообще первое субрегиональное соглашение в регионе юго_восточной Азии. Создание АИЗР дает Австралии дополнительные экономические возможности, особенно в восточных провинциях Индонезии. Австралия уже сейчас активно экспортирует товары в восточную Индонезию на сумму около 200 млн. австралийских долларов (158,7 млн долларов США) в год в индонезийский свободный порт на Ириан Джайя.
Индонезийская сторона, в свою очередь, считает, что АИЗР будет особенно благоприятна для восточных провинций Индонезии, где австралийцев может заинтересовать, в частности, туризм, сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли.
Создание АИЗР реализует индонезийскую программу создания свободных экономических зон с соседними странами. Причем данный проект рассматривается как выполнение задачи Ассоциации стран юго-восточной Азии (АСЕАН) на развитие именно субрегионального сотрудничества.
Индонезия уже участвует в трех субрегиональных зонах в рамках АСЕАН, которую, как известно, составляют Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам.
Одна из зон развития охватывает южный Тайланд, индонезийские Ачех и Северную Суматру, а также Пенанг в Малайзии. Другая зона включает Сингапур, малайзийский штат Джохор и индонезийскую провинцию Риау. Третья зона охватывает южные Филиппины, Бруней, восточномалайзийские штаты Сабах и Саравак и индонезийские провинции Калимантан и Сулавеси.
Сейчас с созданием субрегиональной зоны с Австралией Индонезия завершила процесс создания глобальной сети СЭЗ в ЮВА (включив в нее восточную Индонезию и Австралию).
Указанная стратегия вписывается в сценарий поступательного нарастания мощи АТЭС в мировом масштабе.
Говоря о многих перспективных новациях, приходится констатировать хроническое отставание России в их внедрении. Причем отставание по отношению к основным конкурентам, как правило, составляет примерно 5-10 лет. Данный постулат справедлив и применительно к созданию в нашей стране системы СЭЗ. Более того, даже созданные зоны отличаются своей гипертрофированностью, в первую очередь из-за непоследовательного, непродуманного подхода к их созданию со стороны центральных властей. То, что основным тормозом в создании СЭЗ в России являются именно центральные власти, очевидно, поскольку на местном уровне участникам существующих на полулегальном положении СЭЗ уже предоставлены существенные льготы.
Возвращаясь к вопросу отставания России, отметим, что до сих пор не созданы законодательные основы существования СЭЗ в России. Известно, что в прошлом году Закон РФ "О свободных экономических зонах в Российской Федерации" практически был принят, однако Президент РФ отклонил указанный законопроект, вернув его на доработку в Федеральное Собрание. Это произошло еще в июле 1997 г., но пока проект не представлен повторно на утверждение Президенту.
Данный закон является законом общего характера, т.е. предусматривает возможность создания в России СЭЗ различных видов, таких, как зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны. Предусмотрена также возможность создания зон трансграничного оказания услуг, в том числе банковских оффшорных центров и туристско-рекреационных зон (не поименованы в перечне оффшорные центры страховых и финансовых услуг, а также международного судоходства).
Несмотря на общий характер, закон предусматривает конкретные налоговые льготы, но лишь в отношении зон экспортного производства.
Под зоной экспортного производства понимается ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которой устанавливается особый режим предпринимательской деятельности (таможенный режим свободной таможенной зоны) для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской Федерации более 50 % товаров собственного производства, относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критерию происхождения с территории указанной зоны.
К предполагаемым для участников зон экспортного производства льготам относятся следующие:
1) освобождение от налога на прибыль сроком на 3 года со дня получения участником зоны первой прибыли, но не более чем на 8 лет со дня регистрации в качестве участника зоны;
2) уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направляемой на расширение или модернизацию производства либо на развитие социальной сферы в этой зоне, по истечении льготного срока освобождения от налога на прибыль;
3) снижение на 50 % размера ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров собственного производства, отвечающих критериям происхождения с территории этих зон, в случае их реализации на территории Российской Федерации;
4) освобождение от НДС транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению товаров при их транспортировке с остальной части территории Российской Федерации в зону экспортного производства и из зоны экспортного производства на остальную часть территории Российской Федерации.
Прохождение законопроекта на стадии его рассмотрения Президентом было заблокировано ввиду серьезных возражений Правительства РФ, касающихся целесообразности введения в законопроект налоговых льгот, и в основном льгот по НДС.
Остается ряд спорных положений законопроекта, которые необходимо перечислить:
а) было бы разумно исключить из числа пользующихся льготами филиалы иностранных юридических лиц или обусловить возможность получения ими льгот только в случае предоставления подтверждения компетентного органа государства, в котором создано указанное юридическое лицо, относительно освобождения прибыли (дохода), полученного им в связи с деятельностью в СЭЗ от налогов и сборов. В противном случае отсутствуют гарантии того, что льгота для этой категории участников СЭЗ будет сводиться к уплате налогов не в бюджеты РФ (разных уровней), а в бюджеты государства своего налогового резидентства;
б) учитывая опыт существования зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ) "Ингушетия", следовало бы гарантировать исключение случаев возможной перерегистрации в СЭЗ предприятий, созданных или существовавших ранее на других территориях Российской Федерации;
в) не оговорена возможность получения льгот в зависимости от минимального срока деятельности. Было бы правильно включить в закон оговорку (как это сделано, например, в Китае) о том, что если участник СЭЗ прекращает свою деятельность до истечения пятилетнего периода с даты регистрации, то он не выполняет необходимого требования для получения льгот по закону о СЭЗ и до ликвидации обязан произвести перерасчет по налогам и сборам исходя из общеустановленного налогового законодательства;
г) учитывая экспортную направленность зон экспортного производства, вряд ли следует предоставлять льготу в виде снижения на 50 % размера ставки НДС на товары собственного производства, отвечающие критериям происхождения с территории этих зон, в случае их реализации на территории Российской Федерации. Указанная льгота подрывает принципы рыночной конкуренции, и, кроме того, напрямую не влияя на показатель прибыли производителя, подрывает доходную базу федерального и других бюджетов. В этом контексте имеет смысл говорить лишь об импортозамещающих товарах и то лишь в случае разработки четких критериев и процедур подтверждения статуса импортозамещающего товара;
5) также сомнительной представляется льгота в виде освобождения от НДС транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению товаров при их транспортировке с остальной части территории Российской Федерации в зону экспортного производства и из зоны экспортного производства на остальную часть территории Российской Федерации. Этот вопрос должен регулироваться действующим налоговым законодательством Российской Федерации. В противном случае тенденция буде такова, что весь импорт и экспорт Российской Федерации будет идти через зоны экспортного производства, что не соответствует их задачам.
Что же происходит с СЭЗ сейчас, в период законодательного вакуума на федеральном уровне? В отсутствие федеральной целевой программы создания и поддержки СЭЗ в Российской Федерации и соответствующего бюджетного финансирования возникают и множатся в большинстве случаев псевдозоны. Эти так называемые СЭЗ возникают, как правило, в тех местах, где при нормальных обстоятельствах они не только никогда бы не возникли, но, более того, из таких мест неизбежен был бы отток денег. Понять феномен возникновения таких зон очень просто: налогоплательщики стремятся уйти от налогов. Кроме того, не исключается использование таких зон для "отмывания" криминальных доходов, в том числе полученных за рубежом. Этому во многом способствует отсутствие реального контроля правоохранительных и других контролирующих органов за деятельностью в СЭЗ, часто расположенных в отдаленных и проблемных районах. К тому же отсутствует законодательная база для борьбы с использованием организаций и граждан Российской Федерации для легализации преступных доходов (соответствующий законопроект "застрял" в Государственной Думе).
К указанным псевдозонам можно с полным основанием отнести ЗЭБ "Ингушетия", прекратившую в настоящее время свое узаконенное существование. Ее прямыми наследниками (так как она была первой в своем роде) являются:
а) зона экономического благоприятствования Агинского автономного округа Бурятии, которую создали структуры, организовавшие ЗЭБ "Ингушетия";
б) регион интенсивного экономического развития "Осетия";
в) аналогичные зоны в Кабардино-Балкарии и Чечне (в проекте);
г) Центр международного бизнеса "Ингушетия" (если и предоставляющий заявленные льготы, то в нарушение законодательства);
д) особый экономический регион "Налоговый оазис Калмыкии";
е) эколого-экономический регион "Алтай" и другие.
Сама идеология создания и инфраструктура таких зон предполагают их паразитирование на благоприятных возможностях осуществления хозяйственной деятельности за пределами территории СЭЗ (территории регистрации ее субъектов), в основном в крупных российских торгово-промышленных центрах, что очень наглядно показал опыт существования ЗЭБ "Ингушетия". Или акцент их деятельности смещен в криминальную плоскость.
Отдельно назовем более реальные формирования, имеющие солидные запасы природных ресурсы, хороший производственный потенциал, достаточно развитую инфраструктуру. Социально-экономическая ситуация там стабильная, местное законодательство стимулирует приток инвестиций. К таким СЭЗ можно отнести особую экономическую зону в Калининградской области, СЭЗ "Алтай", "Находка" (все они предполагают создание на своей территории локальных субзон различного профиля). Пожалуй, даже не совсем корректно говорить о статусе указанных территорий как о СЭЗ. Более уместно определить их как особые экономические зоны или районы, поскольку речь в основном идет о свободе от той части налогов, которые зачисляются в региональные и местные бюджеты. Аналогичный спектр льгот (за различными изъятиями) дает ряд регионов, не объявляя себя СЭЗ, например, Новгородская область и Приморский край.
Предлагаемые льготы могут заинтересовать потенциальных инвесторов. В некоторых случаях можно даже сделать вывод об избыточности льгот, так как очевидно, что они ничем не обусловлены. Например, СЭЗ "Алтай" гарантирует долгосрочные налоговые каникулы для всех своих участников. А участниками зоны могут быть коммерческие организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, зарегистрированные в качестве юридических лиц на территории функционирования СЭЗ (включая посреднические компании, банки и страховые организации). Безусловное освобождение на длительный срок участников СЭЗ от налогов, платежей и сборов, поступающих в краевой бюджет, вызывает вопрос, зачем нужны краю такие инвесторы, которые вправе никакой деятельности на его территории не вести. Надо задуматься о правомерности и целесообразности предоставляемых льгот.
Все же, невзирая на все проблемы, которые имеются у регионов и страны в целом, перспективы у СЭЗ в России есть. Основным толчком для их развития должно послужить принятие закона о СЭЗ в Российской Федерации, а также развитие доходной базы регионального и местного самоуправления.
Особый режим хозяйственной деятельности следует прежде всего применять на таких территориях Российской Федерации, как Калининградская область, Сахалинский край, Камчатская область, Республика Тыва. Кроме них идеальными местами для создания СЭЗ являются небольшие СЭЗ в приграничных территориях России с Финляндией, Эстонией, КНР, Казахстаном. Есть реальная перспектива создания целой сети технопарков (научно-внедренческих зон) на базе академгородков, университетов, научно-производственных объединений и других научных центров.
Можно попробовать привлечь иностранный капитал, создав оффшорный финансовый центр и центр регистрации оффшорных судоходных компаний на Сахалине. В пользу этого предложения говорят следующие обстоятельства:
а) географическая и хозяйственная близость острова к ряду крупнейших мировых инвесторов (Японии, США, Тайваню, Сингапуру);
б) расположение в районе большого количества морских перевозок, что позволяет рассчитывать на привлечение компаний, желающих зарегистрировать свои суда в оффшорном режиме (это особенно важно, поскольку могло бы вернуть в Россию многие суда, переведенные из-под российского флага за рубеж).
Рассматривая перспективы существования СЭЗ в России, следует сказать и о том, что, возможно, в ближайшем будущем они не получат реального права на существование. Такие опасения вызывают два существенных обстоятельства. Во-первых, возможность существования СЭЗ в России не предусмотрена в проекте налогового кодекса Российской Федерации, что ставит под сомнение те льготы, которые закладываются в законе о СЭЗ. Во-вторых, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) повлечет за собой полный или практически полный отказ от несанкционированных ВТО мер государственной поддержки национальных производителей, в том числе в СЭЗ.
Носков И.Н.
-----------------------
* Данная публикация продолжает тему, начатую автором в статье "Настоящие" российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия)// Законодательство. 1997. N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Еще раз о свободных экономических зонах
Автор
Носков И.Н.
"Законодательство", 1998, N 6