Правовые особенности реорганизации кредитных организаций в форме
слияния или присоединения
В процессе реорганизации кредитных организаций (далее банков), в том числе в случае слияния или присоединения, необходимо решить две основные правовые проблемы, касающиеся юридической судьбы:
а) акций либо долей, а также имущества реорганизующихся банков;
б) неимущественных прав, выраженных в лицензиях на проведение банковских операций и, если есть, на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Но если правовое регулирование процедур реорганизации банков как юридических лиц направлено, прежде всего, на обеспечение прав их учредителей (участников) и кредиторов, то правовое регулирование процедур реорганизации банков как специфических юридических лиц нацелено на обеспечение стабильности банковской системы и системы расчетов. Банк (здесь и далее - кредитная организация, образующаяся в результате слияния или присоединения, выделяется в тексте курсивом) должен стать полноценным, с точки зрения надзора, кредитным учреждением. В силу указанных причин реорганизация банков имеет ряд важных особенностей. Поэтому в п.1.3 Положения Банка России "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения" от 30 декабря 1997 г. N 12-П (далее - Положение N 12-П) указано, что банк должен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, а его регистрация или решение о внесении изменений и дополнений в устав происходит с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Правовые основы реорганизации
Основные нормы, регулирующие процедуру реорганизации, содержатся в ст. 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), ст.15-20 Федерального закона "Об акционерных обществах" об АО), ст. 51-53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлен ряд особенностей процедурного характера, в частности, Положением Банка России "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения " от 30 декабря 1997 г. N 12-П и Инструкцией Банка России "О регистрации кредитных организаций и лицензировании их деятельности" от 27 сентября 1996 г. N 49 (с изм. и доп.; далее - Инструкция N 49). Кроме того, в перечисленных и иных нормативных правовых актах содержатся положения, регулирующие отдельные аспекты указанных процедур.
Принципы реорганизации банков как юридических лиц
Для юридических лиц различной организационно-правовой формы существуют как сходные, так и специальные процедуры реорганизации. Поскольку банки могут существовать только в форме хозяйственного общества (ст.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" особое внимание следует обратить на такие формы, как общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.
В соответствии со ст.57 ГК слияние и присоединение осуществляются по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. При этом как Закон об АО (ст.48), так и Закон об ООО относят такого рода решение к исключительной компетенции собрания учредителей (участников). Кроме того, в отношении процедур слияния и присоединения ГК не предусматривает возможности осуществления принудительной реорганизации. Таким образом, одним из основных моментов в процедуре реорганизации является проведение собрания учредителей (участников) реорганизующейся организации. Предусмотрена особенность этой процедуры для банков: в п.2.4 Положения N 12-П определено, что в протоколе собрания должны быть обязательно отражены следующие вопросы:
а) о принятии решения о реорганизации;
б) об одобрении договора о слиянии или присоединении;
в) об одобрении передаточного акта;
д) об одобрении проекта регламента проведения совместного собрания;
е) об определении представителей банков, уполномоченных подписать договор о слиянии или присоединении;
ж) об одобрении проекта устава (при слиянии) или изменений или дополнений в устав (при присоединении).
Основные документы, судя по представленному перечню, должны быть подготовлены и согласованы органами управления реорганизующихся банков задолго до проведения собрания учредителей (участников).
Универсальным для всех видов юридических лиц является правило о правопреемстве при реорганизации. В соответствии со ст.58 ГК при слиянии права и обязанности сливающихся юридических лиц переходят к вновь образуемому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к присоединяющему в соответствии с передаточным актом. Формальным документом, подтверждающим этот переход прав и обязанностей, является указанный акт, который в соответствии со ст.59 ГК должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с п.2.2.3 Положения N 12-П в передаточный акт также должен включаться перечень имущества, относящегося к активам реорганизующихся банков (кроме присоединяющего): основные средства, нематериальные активы и другие виды ценностей.
Обязательным также является обеспечение прав кредиторов. В соответствии со ст. 60 ГК РФ учредители (участники) каждого из реорганизующихся банков обязаны письменно уведомить о предстоящей процедуре кредиторов указанных банков. Иными словами, каждому кредитору должно быть направлено письменное извещение о реорганизации; извещение через средства массовой информации не допускается. При этом кредиторы имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков. Закон не предусматривает никаких различий в зависимости от типа процедуры как при слиянии, так и при присоединении это требование закона должно быть исполнено.
Теоретически такая реорганизация связана с заменой лица в обязательстве. В соответствии со ст.391 ГК перевод долга на новое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Поэтому возникает вопрос о том, требуется ли оповещение всех кредиторов присоединяющей кредитной организацией, так как формально она сохраняет свой статус, наименование, место нахождения и т.д. Данный вопрос для банковской сферы немаловажен, так как существуют многофилиальные кредитные организации, имеющие филиалы (в том числе за рубежом) и насчитывающие десятки тысяч кредиторов. Оповещение всех кредиторов таких организаций - технически трудно выполнимая задача. Необходимо также учитывать, что присоединяющая организация принимает на себя обязательства присоединяемой, а увеличение задолженности (если, например, присоединяемый банк имел отрицательный капитал) может негативно повлиять на финансовое состояние присоединяющего банка, на его возможность удовлетворять требования кредиторов.
Процедура реорганизации в банках - акционерных обществах
В акционерных обществах решение о реорганизации принимается только общим собранием (ст.48 Закона об АО) и не может быть делегировано совету директоров АО. Вместе с тем, само предложение выносится на обсуждение общего собрания только советом директоров, если иное не установлено уставом (п.3 ст.49 Закона об АО). Иными словами, если иное не установлено учредительными документами, то решение о реорганизации не могут инициировать непосредственно сами акционеры либо ревизионная комиссия. При принятии решения должна быть четко соблюдена процедура. В частности, Положение N 12-П требует, чтобы в территориальное учреждение Банка России в день проведения заседания совета директоров кредитной организации, действующей в форме ОАО, на котором принято решение о проведении общего собрания акционеров, были представлены протокол заседания и список его участников. При этом должны выполняться требования, установленные в ст. 68 Закона об АО: правило кворума для проведения заседания (не менее половины избранных членов совета директоров), правило кворума для принятия решения (большинство голосов, если уставом либо положением о совете директоров не предусмотрено иное).
Кроме того, необходимо руководствоваться требованиями законодательства при созыве общего собрания. В частности, решение о проведении общего собрания должно быть принято советом директоров не позднее чем за 30 дней до назначенного дня. При этом Закон об АО относит это требование только к АО с числом участников-владельцев голосующих акций не менее 1000 (ст.52) или при проведении голосования заочно (опросным путем) (ст.50). В Положении N 12-П установлено, что решение такого рода должно приниматься во всех случаях не позднее чем за 30 дней независимо от организационно-правовой формы банка. В соответствии с п.2.2.1 Положения N 12-П о принятии такого рода решения совет директоров банка не позднее чем за 30 дней должен уведомить территориальное учреждение Банка России.
Закон не конкретизирует, как следует проводить собрание в очной форме либо опросным путем. Но в любом случае должно соблюдаться требование относительно кворума при принятии решения: в соответствии с п.4 ст.49 Закона об АО указанный кворум должен составлять 3/4 голосов от числа принявших участие в голосовании при зарегистрированном числе участников собрания, обладающих более чем половиной размещенных зарегистрированных голосующих акций АО (п.1 ст.58 Закона об АО), с учетом бюллетеней, направленных для заочного голосования; либо если в заочном голосовании приняли участие акционеры, владеющие в совокупности не менее чем половиной голосующих акций (п.3 ст.50 Закона об АО).
В соответствии со ст.75 Закона об АО в случае реорганизации общества акционеры имеют право требовать у общества выкупа всех или части принадлежащих им акций. Выкуп указанных акций в соответствии с п. 3 ст.75 Закона об АО осуществляется по рыночной стоимости указанных акций, определяемой без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций. Механизм определения рыночной цены акций установлен ст.77 Закона об АО. В частности, в соответствии с п.1 названной статьи рыночной является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости акций и не обязанный их продать, согласен был бы их продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости акций и не обязанный их приобрести, согласился бы их приобрести. Общее правило, касающееся процедуры определения рыночной цены и установленное законом, гласит, что рыночная цена устанавливается решением совета директоров общества. Однако для случая выкупа, в том числе при реорганизации, сделано важное исключение: указанная рыночная цена определяется независимым оценщиком (аудитором). Это положение Закона прямо корреспондируется с требованием Положения N 12-П о привлечении в процессе слияния или присоединения банков аудитора. Закон оговаривает несколько условий, которые могут влиять на величину рыночной цены: 1) если цена покупки или цена спроса и предложения регулярно публиковались в печати, то эти факторы должны быть обязательно учтены при определении рыночной цены; 2) если акции являются обыкновенными, то во внимание могут приниматься также величина чистых активов общества, цена, которую согласен уплатить покупатель, имеющий информацию о финансовом состоянии общества, а также другие факторы, которые сочтет нужным учесть оценщик.
В соответствии с п. 1 ст. 76 Закона об АО общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, о цене и порядке осуществления выкупа. В частности, такого рода сообщение должно содержаться в повестке дня собрания акционеров, если вопрос о реорганизации выносится на очное голосование, либо в бюллетене для заочного голосования. При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п.3 ст.32 Закона об АО акционеры, владеющие привилегированными акциями, могут с правом решающего голоса принимать участие в общем собрании, на повестку дня которого выносится вопрос о реорганизации общества.
При отказе общества от выкупа акций акционеры вправе обратиться в суд с иском. При этом, как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8, такое право имеют как акционеры-владельцы обыкновенных акций, так и владельцы привилегированных акций, так как последние вправе принять участие в собрании по данному вопросу.
Акционер, который собирается продать принадлежащие ему акции общества, должен не позднее 45 дней с момента принятия решения общим собранием акционеров письменно известить об этом общество с указанием своего места нахождения (места жительства), а также количества акций, которое он требует выкупить. Общество обязано выкупить данные акции в течение 30 дней после истечения установленного законом срока направления акционером требования о выкупе (т.е. не позднее чем через 75 дней), что в какой-то степени обеспечивает защиту капитала общества. При этом, как указано в п.5 ст.76 Закона об АО, общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не должна превышать 10 % "чистых" активов на дату принятия решения, которое повлекло за собой возникновение у акционеров права требовать выкуп. В связи с тем, что "чистые" активы у некоторых типов коммерческих организаций приравнены указанием Банка России от 28 октября 1996 г. N 350 к собственным средствам кредитных организаций, сумма средств не может превышать 10% размера собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитанного в соответствии с требованиями Инструкции Банка России N 1. При этом, если совокупная рыночная цена акций, в отношении которых заявлено требование о выкупе, превышает указанную величину (10% собственных средств (капитала)), то акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям.
В соответствии с п.6 ст.76 Закона об АО акции, выкупленные обществом в процессе реорганизации, погашаются при их выкупе; на указанную величину уменьшается размер уставного капитала общества. При определении в договоре условий конвертации акций одного из реорганизующихся кредитных учреждений в акции либо доли банка выкупленные акции не учитываются.
Процедура реорганизации в обществах с ограниченной ответственностью
Еще более жесткие требования к принятию решения о реорганизации существуют для общества с ограниченной ответственностью. Так, в соответствии со ст.92 ГК общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано по единогласному решению его участников. Необходимо отметить, что речь идет не о единогласном решении участников общества, присутствующих на собрании участников, даже при наличии кворума, а о согласии с реорганизацией всех участников общества. При этом это согласие может быть выражено путем голосования на собрании, а в случае невозможности присутствия на собрании с помощью документа, подтверждающего согласие с принятым решением. Данное положение ГК должно обеспечивать права, прежде всего имущественные, участников общества. Это необходимо, так как в случае присоединения к АО либо при образовании в результате слияния нового банка в форме АО ущемляются имущественные интересы участников ООО.
На практике часто возникают вопросы об отсутствующих участниках - юридических лицах, которые фактически, а иногда и юридически прекратили свое существование. Проще, если лицо прекратило свое существование, т.е. в едином государственном реестре юридических лиц (в Книге государственной регистрации кредитных организаций) сделана запись о прекращении деятельности и ликвидации такого лица. Даже если такое лицо не исключено по каким-то причинам из числа участников банка, то достаточно представления выписки из реестра (Книги государственной регистрации кредитной организации).
В то же время и практика, а с принятием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" случаи: отсутствие имущества, органов управления, а нередко и учредителей отсутствующего лица. Представляется, что такого рода отсутствующий участник ООО может быть исключен из числа участников в соответствии со ст. 10 Закона об ООО решением суда.
Поэтому банк, действующий в форме ООО, в случае принятия решения о реорганизации должен представить в Банк России как орган государственной регистрации кредитных организаций документы, подтверждающие факт принятия единогласного решения участниками банка, а в случае отсутствия этого участника - доказательства его ликвидации либо принятого судом решения об исключении такого участника из состава общества.
Возможна ситуация, когда один из участников ООО, даже владеющий ничтожно малой долей в уставном капитале, не согласится с решением о реорганизации. В этом случае вряд ли можно ставить вопрос об исключении данного участника в порядке ст.10 Закона об ООО. Наиболее приемлемый правовой способ урегулирования - предоставление такому участнику отступного в соответствии со ст.409 ГК. При этом участник выходит из состава кредитной организации, и в соответствии с требованиями ст.94 ГК ему должна быть выплачена часть имущества, соответствующая его доле в уставном капитале. После этого необходимо установить, не стал ли размер собственного капитала меньше размера уставного капитала и не помешает ли эта выплата пруденциальным требованиям, которые предъявляются к банку. ЦБ РФ издал ряд рекомендаций банкам относительно реализации процедуры выплат участнику ООО, выходящему из состава общества (разъяснение Банка России N 39-Т).
Отличия процедуры слияния и присоединения в банках
Процедуры слияния и присоединения банков отличаются от аналогичных процедур в отношении других юридических лиц. Во-первых, они находятся под надзором Банка России и - что является новеллой для этого процесса - внешнего аудитора; во-вторых, сама процедура начинается задолго до проведения общего собрания, на котором участниками банков будет принято решение об их судьбе.
Обращаем внимание на роль внешнего аудитора - аудиторской фирмы (аудитора), который в соответствии с п.1.9 Положения N 12-П должен осуществлять контроль за соответствием процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации. Использование этого лица имеет аналоги в зарубежной практике и российском законодательстве, в частности, в Законе об АО. ЦБ РФ рекомендует банкам принять решение о назначении аудитора; однако в число документов, которые направляет банк в Банк России после проведения общего собрания участников реорганизующихся кредитных учреждений, включено требование о необходимости представления отчета аудитора. Представляется, что аудитор при проведении реорганизации может не только осуществлять контроль, но и играть роль третейского судьи при возникновении спорных вопросов между банками.
Первый этап процедуры - проведение заседания совета директоров или иного органа, уполномоченного для принятия решения о проведении общего собрания по вопросу о реорганизации (в банках в форме ООО это может быть правление). Совет директоров должен принять указанное решение не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения общего собрания и не позднее чем за 30 дней направить уведомление в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения банка о предстоящей реорганизации, предполагаемом месте нахождении банка, а также о месте и времени проведения общего собрания (п.2.2.1 Положения N 12-П). Кроме того, Совет директоров банка в форме ОАО должен представить два экземпляра копии протокола, список участников и проект решения о соотношении номиналов конвертируемых акций (п.2.2.2 Положения N 12-П). К уведомлению прилагаются следующие документы:
а) проект договора о слиянии или присоединении;
б) проект бизнес-плана банка;
в) проекты передаточных актов;
г) проект устава (при слиянии) либо изменений и дополнений в устав (при присоединении);
д) проект сводного баланса банка (п.2.2.3 Положения N 12-П).
Естественно, большинство указанных в Положении N 12-П документов не может быть подготовлено после решения совета директоров; значительная их часть требует предварительного проведения консультаций реорганизующихся банков. В этом смысле Положение N 12-П регулирует только ту часть гораздо более широкого процесса реорганизации, которая может быть формализована и требует повышенного внимания со стороны надзорного органа. Так, большинство документов, прежде всего договор о слиянии или присоединении, выносятся на совет директоров уже будучи практически согласованными исполнительными органами банков. После проведения совета возможно только согласование аудиторской фирмы (аудитора), которая в соответствии с п.1.9 Положения N 12-П должна осуществлять контроль за соответствием процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации.
Второй этап связан с деятельностью системы Банка России. После получения уведомления о предстоящей реорганизации ЦБ РФ может провести проверку банка с целью выяснения его финансового состояния. Как подчеркнуто в п.2.2.4 Положения N 12-П, это - право территориального учреждения, которое будет использоваться в том случае, если существуют сомнения в достоверности отчетности. Если банк будет располагаться на территории, не подведомственной территориальному учреждению, то последнее в течение 3 рабочих дней извещает о предстоящей реорганизации территориальное учреждение по месту нахождения банка. В свою очередь, территориальное учреждение по месту нахождения банка не позднее 7 рабочих дней извещает реорганизующиеся банки и территориальные учреждения по месту их нахождения о проведении рабочего совещания. Цель проведения такого совещания - выявление на ранней стадии потенциально спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе реорганизации, а также установление оперативных контактов между сотрудниками надзорных подразделений территориальных учреждений, на которых возложен надзор за реорганизующимися банками, в том числе и на стадии реорганизации. Это совещание должно быть созвано не позднее чем через 3 недели с момента получения территориальными учреждениями по месту нахождения реорганизующихся банков уведомлений о готовящейся процедуре.
Третий этап - проведение общих собраний. Они могут проводиться не ранее чем через 30 дней после направления уведомления о реорганизации. При решении вопроса о реорганизации также должны быть решены вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении, в том числе о назначении аудиторской фирмы, осуществляющей совместный аудит банков.
Четвертый этап - работа с кредиторами обоих банков, а если хотя бы один из них действовал в форме акционерного общества, то с акционерами данного банка, которые заявят требование о выкупе принадлежащих им акций.
Пятый этап - подписание договора о слиянии или присоединении. Текст договора, с точки зрения процедуры, должен быть разработан к моменту проведения советов директоров, на которых принималось решение о реорганизации, утвержден на общих собраниях реорганизующихся банков. На общих собраниях также должны быть определены лица, уполномоченные подписывать от имени банков этот договор. В этом документе обязательно должен быть урегулирован вопрос о новых обязательствах, сторонами которых могут быть реорганизующиеся банки, если они (обязательства) возникнут до вступления в силу решения о реорганизации (п.2.1 Положения N 12-П). Самым простым способом решения было бы введение запрета на осуществление банками не только пассивных, но и активных операций в период, который формально начинается с момента подписания договора. Однако трудно представить, что банки согласятся на такое условие. Поэтому следует говорить о необходимости взаимного контроля (в случае сливающихся банков) либо контроля со стороны присоединяющего банка за присоединяющимся. Этот контроль может быть выражен во взаимном предоставлении ежедневных балансов и информации о текущих операциях; в ограничениях масштаба проводимых операций; в системе особого контроля с помощью представительства в органах, принимающих решения, при осуществлении крупных сделок и т.д.
Шестой этап - проведение совместного общего собрания. Оно не может быть проведено ранее чем через 30 дней со дня проведения общих собраний реорганизующихся банков, а в случае акционерных банков этот срок может увеличиться до 75 дней. На собрании принимается решение об учредительных документах банка, об избрании его органов управления; об утверждении сводного баланса; о выпуске ценных бумаг и об утверждении документов, необходимых для регистрации выпуска акций и отчета об этом выпуске. Акции первой эмиссии реорганизованного банка распространяются только среди его учредителей.
Особенности процедуры слияния банков
Один из основных вопросов, который возник в ходе регулирования процедуры слияния кредитных учреждений, состоял в том, следует ли рассматривать банк как вновь образуемый банк или как организацию, которая становится наследницей ранее действовавших банков. Если исходить из действующих требований гражданского законодательства, то банк, образуемый в результате слияния, представляет собой вновь образуемый банк. Поэтому к нему должны применяться те же требования, что и к вновь создаваемым банкам, в том числе о величине уставного капитала; о порядке регистрации и лицензирования его деятельности. Но если все эти требования применять в полном объеме, то о слияниях банков можно было бы забыть. Положение N 12-П исходит из принципа, что банк, образовавшийся в результате слияния, наследует как правовую, так и экономическую судьбу реорганизовавшихся банков. Поэтому было признано возможным сократить процедуру рассмотрения документов в Банке России. Кроме того, используя положения ст.73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России счел возможным не применять в отношении такого банка норматив величины уставного капитала как для вновь создаваемого банка (п.1.10 Положения N 12-П). Также уменьшен размер сбора за оформление документов: этот сбор в соответствии с п.1.4 Положения N 12-П установлен в размере 0,01 % величины уставного капитала банка, а не 1%, как того требует Инструкция N 49.
Вторая правовая проблема состоит в том, что с точки зрения ГК банк считается созданным с момента регистрации Банком России, а способным осуществлять банковскую деятельность - с момента выдачи ему лицензии на осуществление банковских операций. От момента регистрации до момента выдачи лицензии может пройти до 1 месяца, необходимых банку не только для того, чтобы учредители могли произвести полную оплату объявленного уставного капитала, но и для того, чтобы на основании свидетельства о государственной регистрации получить справки в органах налоговой службы и внебюджетных фондах, необходимые для открытия корреспондентского счета в Банке России. При сохранении этой процедуры в отношении банка может произойти разрыв между моментом исключения из Книги государственной регистрации реорганизующихся банков до момента, когда банк начнет осуществлять банковские операции. Этот разрыв в сроках неминуемо и самым негативным образом скажется на финансовом положении банка, положении его клиентов и может повлиять на систему расчетов в целом. Для урегулирования этой проблемы введено так называемое временное свидетельство о регистрации (п.3.6 Положения N 12-П), на основании которого банк открывает в установленном порядке корсчет.
Первый этап процедуры слияния - направление документов об образовании банка, включая принятые совместным общим собранием, в территориальное учреждение Банка России. Эти документы направляются лицами, уполномоченными общим собранием, в течение 30 рабочих дней с даты проведения совместного общего собрания в территориальное учреждение по месту предполагаемого нахождения банка.
По сравнению с ранее действовавшими правилами Инструкции N 49 изменен состав документов, которые направляются в территориальное учреждение для решения вопроса о регистрации банка. В настоящее время в их число включаются документы:
а) необходимые для регистрации кредитной организации и предусмотренные п.5 Инструкции N 49 (ходатайство, содержащее экономическое и техническое обоснования; документы, подтверждающие правовой статус банковского здания и его техническую оснащенность; документы об учредителях; учредительные документы и т.д.);
б) необходимые для решения вопроса о слиянии банков в соответствии с Инструкцией N 49, а именно: протоколы общих собраний сливающихся кредитных организаций; передаточные акты; документы, подтверждающие оповещение кредиторов; балансы на дату принятия общими собраниями решения о реорганизации; заключение ГАК;
в) необходимые для решения вопроса о слиянии в соответствии с Положением N 12-П, а именно: договор о слиянии (ранее, в соответствии с Инструкций N 49, представлялся только при возникновении банка в форме АО); бизнес-план банка; документы, необходимые для регистрации выпуска акций и отчета об их выпуске; заявление о закрытии корсчетов после регистрации банка; проекты положений о филиалах; уведомление об открытии филиала банка; документы, подтверждающие наличие у банка специалистов для осуществления операций в иностранной валюте или в качестве участника ОРЦБ (при наличии соответствующих лицензий).
Отдельную позицию занимает отчет аудиторской фирмы.
По месту предполагаемого нахождения филиалов также направляются заявления о закрытии субкорсчета филиала, которое осуществляется после выдачи банку лицензии на осуществление банковских операций и присвоения порядкового номера филиалу.
Второй этап связан с деятельностью территориального учреждения Банка России. Если банк имеет то же место нахождения, что и реорганизующиеся банки, то в течение 30 дней с момента получения документов от уполномоченных лиц банка территориальное учреждение готовит заключение и направляет его в центральный аппарат Банка России. Если банки и (или) банк находятся в различных регионах, то территориальное учреждение по месту нахождения банка в течение 3 дней с момента получения указанных документов направляет в территориальное учреждение по месту нахождения реорганизуемых банков запрос об их финансовом состоянии. Территориальное учреждение по месту нахождения реорганизующихся банков должно в течение 10 дней направить заключение по данному вопросу, если не принято решение о проведении проверки в банке. При проведении проверки срок подготовки заключения увеличивается на 1 месяц, а срок подготовки заключения территориального учреждения по месту нахождения банка - до 2 месяцев.
Третий этап - процедура принятия решения в центральном аппарате Банка России о регистрации банка, состоящая в согласовании его устава и выдаче ему временного свидетельства о регистрации. На основании временного свидетельства банк открывает корсчет и субкорсчета для филиалов, однако операции по ним не осуществляются до момента выдачи постоянного свидетельства о регистрации и лицензии на осуществление банковских операций.
До момента открытия корсчета реорганизующиеся банки вправе осуществлять операции по своим корсчетам с учетом соглашения о принятии новых обязательств в соответствии с договором о слиянии.
Четвертый этап - регистрация банка и выдача ему лицензии на осуществление банковских операций. Начало данного этапа связано с открытием банку корсчета в учреждении Банка России. В этот же день территориальное учреждение отправляет сообщение об этом в центральный аппарат Банка России.
Банк России на основании полученного сообщения регистрирует банк в качестве юридического лица, выдает ему свидетельство о государственной регистрации; исключает из Книги государственной регистрации кредитных организаций реорганизующиеся банки; присваивает порядковые номера филиалам; выдает банку лицензию на осуществление банковских операций, которая должна содержать весь перечень банковских операций, которые имели право осуществлять реорганизующиеся банки на момент принятия решения о реорганизации. Иными словами, у банка сохраняется весь объем неимущественных прав, которые существовали у реорганизующихся банков, если, конечно, последние банки не предусмотрят в своих документах, направляемых после совместного общего собрания в территориальное учреждение, меньший объем банковских операций.
В день регистрации банка Банк России направляет в банк, в территориальные учреждения по месту его нахождения и по месту нахождения реорганизующихся банков сообщение об этом и одновременно документы о регистрации и лицензии на осуществление банковских операций.
На основании полученного сообщения закрываются корсчета реорганизованных банков, остатки средств перечисляются на корсчет банка, а картотека к счетам передается ему. При этом в соответствии с Положением Банка России "Об обязательных резервах кредитных организаций" от 30 марта 1996 г. N 37 (с изм. и доп.) обязательные резервы, принадлежавшие реорганизованным банкам и депонированные в Банке России, не возвращаются на их корсчет, а переоформляются на счет вновь образуемого банка.
В соответствии с п.3.12 Положения N 12-П банк получает право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии либо с момента получения территориальным учреждением по месту нахождения банка сообщения из центрального аппарата Банка России о государственной регистрации банка и о выдаче ему лицензии на осуществление банковских операций. Таким образом, не позднее дня, следующего за днем регистрации банка, он получает право осуществлять банковские операции, что значительно снижает его риски, связанные с реорганизацией.
Особенности правового регулирования присоединения банков
Процедура присоединения по сравнению с процедурой слияния имеет ряд особенностей, хотя в целом они достаточно близки:
а) моментом реорганизации и, следовательно, возникновения банка является исключение из Книги государственной регистрации кредитных организаций присоединяющегося банка;
б) процедура формально связана с внесением изменений и дополнений в устав присоединяющего банка и регистрацией этих изменений Банком России.
По сравнению с процедурой слияния изменяется перечень документов, которые должны представить в территориальное учреждение Банка России лица, уполномоченные общим собранием. В их число включены:
а) документы, предусмотренные п.142 Инструкции N 49, в том числе: ходатайство кредитной организации, к которой осуществляется присоединение; протоколы общих собраний участников реорганизуемых банков, на которых было принято решение об их реорганизации в форме присоединения; передаточный акт; протокол совместного общего собрания; договор о присоединении; текст изменений и дополнений в устав присоединяющей кредитной организации; список участников банка; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банков об их реорганизации и т.д.;
б) документы, предусмотренные п.4.1 Положения N 12-П, в том числе: документы, необходимые для регистрации выпуска дополнительных акций и отчета об итогах их выпуска; бизнес-план банка; проект сводного баланса; проекты положений о филиалах; уведомление об открытии филиалов; заявление о закрытии корсчета присоединяющегося банка и субкорсчетов его филиалов, а также отчет аудиторской фирмы (аудитора).
Территориальное учреждение в течение 30 дней (если потребовалась проверка - в течение 60 дней) готовит заключение и направляет его в центральный аппарат Банка России. Одновременно с подготовкой заключения территориальное учреждение производит согласование изменений и дополнений в устав банка.
Третий этап связан с регистрацией изменений и дополнений в уставе банка Банком России. Специально оговаривается, что указанные изменения и дополнения в устав вступают в силу с момента исключения из Книги государственной регистрации кредитных организаций записи о прекращении деятельности присоединяющегося банка.
Банк сохраняет в полном объеме права на все виды операций, которые он мог производить в связи с действием лицензии присоединяющего банка. Однако по ходатайству реорганизующихся банков может быть выдана новая лицензия с расширенным перечнем операций, если присоединяющийся банк имел право их осуществлять.
Реорганизации в период ликвидации.
Реорганизация по инициативе Банка России
В соответствии с п.25 Положения Банка России "Об отзыве лицензий у банков и иных кредитных организаций" от 2 апреля 1996 г. N 264 (с изм. и доп.) учредители (участники) ликвидируемой кредитной организации до завершения работы ликвидационной комиссии имеют право осуществить реорганизационные процедуры, согласовав проведение этих мероприятий с территориальным учреждением Банка России. Деятельность ликвидационной комиссии на данный период приостанавливается и прекращается только после завершения реорганизации. Банк, возникающий в результате слияния, должен соответствовать требованиям п.1.3 Положения N 12-П. Отметим, что данное Положение не распространяется на случаи реорганизации после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве банка: в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" нельзя проводить реорганизацию, начиная с периода наблюдения.
В соответствии со ст.75 Закона о Банке России последний имеет право потребовать проведения реорганизации кредитного учреждения. Порядок осуществления реорганизации по требованию Банка России регламентирован гл. IV Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В частности, Банк России вправе направить указанное требование о реорганизации, если кредитная организация:
1) не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах кредитной организации;
2) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30%;
3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.
При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством о реорганизации кредитной организации. Данные органы управления кредитной организации обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации должны известить Банк России о принятом решении. Вместе с тем дальнейшая процедура реорганизации не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка, хотя бы с точки зрения сроков.
Кандидат юрид. наук,
заместитель начальника управления
Юридического департамента Банка России | А.Гузнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые особенности реорганизации кредитных организаций в форме слияния или присоединения
Автор
Гузнов А.Г. - кандидат юрид. наук, заместитель начальника управления Юридического департамента Банка России
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 1998, N 5