Задолженность плательщиков перед Пенсионным фондом РФ:
практика и перспективы
Постановка проблемы
Основная часть плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) систематически умышленно или вынужденно (т.е. по объективным причинам) нарушает действующий порядок уплаты страховых взносов. Неплательщики подвергаются установленным действующим законодательством финансовым санкциям, в частности, им начисляют пени и штрафы.
Применение упомянутых финансовых санкций к работодателям, которые несут всю полноту гражданско-правовой и административной ответственности перед Пенсионным фондом по своевременному внесению страховых платежей, регулируется п. 7 действующего Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)
Современные масштабы недоимки плательщиков перед Пенсионным фондом достигли столь значительных размеров, что проблема погашения задолженности большинства предприятий-недоимщиков вышла на первое место в работе органов Пенсионного фонда и, судя по всему, в ближайший период ее актуальность не уменьшится.
Основной задачей Фонда становится разработка нормативно-правового и методического обеспечения этой работы. А плательщики - помимо выполнения законодательных требований обязательного государственного пенсионного страхования должны обеспечить своевременность текущих платежей наряду с погашением просроченной задолженности.
Чтобы разработать эффективный механизм погашения просроченной задолженности по страховым взносам, необходимо представлять, как и почему она образуется.
Как показал анализ результатов единовременного обследования плательщиков, проведенного региональными отделениями Пенсионного фонда, структура просроченной задолженности предприятий и организаций по страховым взносам имеет ряд особенностей, позволяющих выявить факторы развития этого экономического феномена нашей современной хозяйственной жизни.
Основными причинами образования просроченной задолженности предприятий и организаций перед Пенсионным фондом являются:
а) рост задолженности предприятий основных отраслей народного хозяйства по заработной плате из-за отсутствия финансирования из государственного бюджета всех уровней (40-45%);
б) значительное распространение бартерных отношений и натурального обмена между предприятиями всех отраслей и сфер экономики, отразившееся и на заработной плате, т.е. происходит вытеснение традиционной денежной формы зарплаты (соответствующей КЗОТу и международным конвенциям МОТ) так называемой натуроплатой, выдаваемой в виде неденежных "заменителей" (около 20%);
в) рост объема "теневых" выплат зарплаты из средств предприятий, полученных за счет нелегальных операций с собственной готовой продукцией, отмывания госбюджетных средств через "дочерние" фирмы и т.п. в целях сокрытия и "выведения" зарплатных средств из-под соответствующего налогообложения и страховых отчислений (10-12%);
г) задержка страховых отчислений, уплаченных плательщиками, на счетах обслуживающих их банков. Эти средства поступили в ПФР несвоевременно или не поступят никогда по вине упомянутых банков (2-3%) и т.п.
Динамика просроченной задолженности плательщиков ПФР (на конец периода) | ||||||
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Просрочен- ная задол- женность страховых взносов (трлн. руб.) |
0,1 | 1,1 | 7 | 22 | 60 | 75 |
Темпы роста (раз) |
6,5 | 3,2 | 2,7 | 1,25 | ||
Удельный вес прироста недоимки в сумме доходов ПФР (раз) |
0,3 | 0,3 | 0,35 | 0,3 | 0,3 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что несмотря на значительное снижение темпов роста просроченной задолженности плательщиков по абсолютной величине удельный вес недоимки в сопоставлении с доходной частью бюджета ПФР сохраняется на прежнем относительно высоком уровне - около трети. При том, что удельный вес задолженности самого Фонда перед пенсионерами в сопоставлении с расходной частью составляет примерно 10-12%.
Отсюда следует, что если Пенсионному фонду удастся заинтересовать плательщиков в своевременной и честной уплате причитающихся взносов и организовать работу с должниками по погашению недоимки, то практически все финансовые проблемы пенсионной системы будут решены.
Решению данной проблемы призваны способствовать недавно изданные указы Президента РФ и постановления Пенсионного фонда. В результате принятия этих нормативно-правовых документов сформирована минимально необходимая методическая база для практической реализации механизма погашения просроченной задолженности.
Наиболее важным среди них является Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с ПФР" N 189 от 6 марта 1997 г., который предусматривает, что в целях создания условий для погашения просроченной задолженности организаций в Пенсионный фонд РФ и своевременной выплаты государственных пенсий ПФР разрешается самостоятельно предоставлять организациям в течение 1997 г. рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленным пеням с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых ПФР и плательщиками страховых взносов.
Прямая финансовая заинтересованность плательщиков должна стимулироваться тем, что одновременно приостанавливается начисление пеней на всю сумму задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд тем организациям, которые заключили соглашения с Пенсионным фондом о рассрочке платежей, на весь период действия указанных соглашений.
Основным и непреложным условием получения указанных льгот является принятие обязательств на погашение всей суммы просроченной задолженности по страховым взносам к концу срока заключенного соглашения при своевременной уплате текущих платежей.
Не менее важным стимулом является предоставление возможности произвести перерасчет суммы пеней исходя из расчета 0,3% за каждый день просрочки платежа организациям, полностью погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также своевременно и в полном объеме осуществляющим текущие платежи, начисленные на указанную задолженность.
Данное положение должно действовать, пока аналогичное решение не будет узаконено Государственной Думой и Советом Федерации в бюджете Пенсионного фонда на текущий плановый период. Заметим, что проект бюджета ПФР на 1997 г. был одобрен Правительством РФ, включая весь комплекс конкретных мер, направленных на реализацию программы мобилизации просроченной задолженности.
В целях развития и конкретизации положений данного Указа Пенсионный фонд распорядился о том, чтобы региональные отделения незамедлительно активизировали работу с плательщиками по всем направлениям, и в первую очередь это относится к разработке условий и порядка заключения соглашений по рассрочкам (письмо ПФР от 27 марта 1997 г. N ЕВ-16-8/2431 "О погашении задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд").
В данном Письме в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 189 региональным отделениям ПФР предоставлено право заключать с предприятиями и организациями-недоимщиками договоры о поэтапном погашении просроченной задолженности по страховым взносам в пределах 1997 г. по согласованным графикам при условии обеспечения плательщиками своевременной уплаты текущих страховых взносов в полном объеме.
При этом по ранее заключенным соглашениям (в том числе заключенным в 1996 г.) при обращении плательщиков региональные отделения ПФР приобретают право продлевать срок погашения в пределах 1997 г. при условии своевременного перечисления плательщиками текущих страховых взносов в полном объеме в период действия этих соглашений.
По выполненным в 1997 г. соглашениям (в том числе заключенным в 1996 г.) производится перерасчет пеней из расчета 0,3 % за каждый день просрочки (начисленных из расчета 1 % и 0,4 % за каждый день просрочки и не взысканных с плательщиков) в порядке, определенном письмом ПФР от 23 декабря 1996 г. N ЕВ-16-10/9463 (т.е. отдельно по каждой из указанных сумм пеней).
На сумму пеней, оставшуюся после такого перерасчета, региональное отделение ПФР вправе предоставить плательщику дальнейшую рассрочку уплаты по согласованному графику на срок, как правило, не более 3 месяцев.
В отдельных случаях с учетом размера задолженности, финансовых возможностей и конкретных гарантийных обязательств плательщика, а также при условии своевременного перечисления текущих страховых взносов в полном объеме региональные отделения ПФР вправе корректировать ежемесячный объем погашения задолженности, предусмотренный графиком.
На сумму уменьшения пеней после перерасчета плательщику предоставляется отсрочка уплаты до дня вступления в силу федерального закона о бюджете Пенсионного фонда РФ на 1997 г., в котором, как уже отмечалось, должны быть законодательно определены правовые условия погашения просроченной задолженности по платежам.
Организациям, не имеющим задолженности по страховым взносам, но имеющим задолженность по пеням, также может быть предоставлена возможность поэтапного погашения пеней в пределах 1997 г. с учетом их финансового состояния.
Договоры о погашении задолженности по пеням заключаются в установленном порядке на основании согласованного графика при условии обеспечения организацией в период действия соглашения своевременного перечисления текущих страховых взносов в полном объеме. Однако перерасчет пеней после их погашения не производится.
При организации такой работы следует иметь в виду, что основной задачей реструктуризации задолженности организаций по страховым взносам является выполнение решений Временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ об укреплении налоговой и бюджетной дисциплины, предусматривающих погашение Пенсионным фондом РФ задолженности по выплате пенсий в срок до 1 июля 1997 г.
Для того чтобы в полном объеме и с максимальной эффективностью реализовать весь комплекс предлагаемых данной программой решений заинтересованные плательщики должны сначала понять экономическую сущность механизма погашения задолженности и осуществить достаточно непростые организационные требования с учетом опыта, накопленного ПФР за 2 года работы с недоимщиками.
Попытаемся сначала разобраться, что относится к платежам, на которые могут быть распространены рассматриваемые льготы, кто приобретает право на участие в данной программе по погашению просроченной задолженности и каковы сроки реализации мобилизационной программы.
Понятие задолженности плательщика и ее структура
Прежде чем начать рассмотрение актуальных практических проблем погашения задолженности плательщиков перед Пенсионным фондом, необходимо понять экономическую структуру задолженности и разработать конкретный механизм определения ее размера.
К просроченной задолженности плательщика, на которую может быть предоставлена рассрочка по погашению при условии заключения соглашения плательщика с региональным отделением Фонда, в первую очередь относится недоимка (фискальная задолженность) по уплате начисленных (но не уплаченных в установленные законодательством для соответствующих категорий сроки) страховых взносов.
Кроме того, в состав задолженности должна быть включена вся сумма начисленных пеней, штрафов и иных финансовых санкций, накопленных за весь период до начала действия соглашения, а также вся сумма сокрытых и доначисленных в ходе камеральных и документальных проверок (либо выявленных самим плательщиком) выплат в пользу работников.
Согласно п. 6 действующего Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами, к недоимке по страховым взносам должна относиться и сумма задолженности, которая будет выявлена при проверке плательщика страховых взносов. При этом такая задолженность в соответствии с п. 8 упомянутого Порядка уплаты страховых взносов взыскивается с работодателей в бесспорном порядке.
Для реализации данного требования региональные отделения Пенсионного фонда выставляют инкассовые поручения на бесспорное взыскание со счетов плательщиков соответствующих сумм начисленных и доначисленных по актам проведенных камеральных и документальных проверок в срок не позднее чем через 3 дня, начиная с даты регистрации акта проверки уполномоченным ПФР.
В соответствии с действующими инструктивными документами Фонда к сокрытой (заниженной) при начислении страховых взносов сумме относятся оплата труда (включая таковую в натуральной форме) и все виды выплат социального характера, а также все денежные и неденежные средства, выплаченные в пользу работника, с которых в соответствии с законодательством о тарифе страховых взносов (в том числе Федеральным законом от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов...", Порядком уплаты страховых взносов и др.) и Перечнем выплат, не подлежащих начислению пенсионных взносов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 мая 1997 г. N 546, плательщик не произвел начисление страховых платежей в установленные законодательством сроки.
При определении суммы сокрытой (заниженной) базы начисления следует обратить внимание на то, что в предыдущие периоды к сокрытой (заниженной) сумме начисленных страховых взносов могла относиться только часть выплат, связанных с фондом оплаты труда. В текущем году, если следовать требованиям действующего Перечня выплат, не подлежащих начислению в Пенсионный фонд, к сокрытым видам выплат должны быть отнесены все выплаты в пользу работников, включая безвозвратные ссуды, суммы, выданные работникам для погашения возвратных ссуд или кредитов, выплаты сотрудникам на питание и проезд, стоимость содержания детей в детских дошкольных учреждениях, командировочные расходы сверх установленных законодательством норм и т.п. Иными словами, перечень источников сокрытой (заниженной) выплаты в пользу работников значительно расширен.
При определении размера недоимки (просроченной задолженности) по уплате обязательных платежей по страховому тарифу в Пенсионный фонд следует обратить внимание на принципиальное изменение, внесенное в действующий Порядок уплаты страховых взносов постановлением правления ПФР от 19 марта 1996 г. N 25, касающееся даты внесения указанных платежей.
Для усиления платежной дисциплины при расчетах с ПФР предприятий, организаций, а также банковских учреждений, обслуживающих их по расчетно-кассовым договорам, значительно изменены условия уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденные постановлением правления ПФР от 11 ноября 1994 г. N 258.
В частности, в п. 83 названного Постановления предусматривается начисление пеней на недоимку при несвоевременном поступлении взносов на счет отделения ПФР - начиная со следующего дня по истечении срока уплаты и по день поступления взносов на счет отделения ПФР включительно.
При непоступлении взносов на счет правления ПФР до даты представления плательщиком расчетной ведомости по страховым взносам - начиная со следующего дня по истечении срока уплаты и включая последний день очередного отчетного квартала включительно (соответственно 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря).
При поступлении взносов на счет отделения ПФР производится соответствующий перерасчет начисленных плательщику сумм пеней. При этом составляется новый камеральный акт на разницу начисленных пеней, который вносится в базу данных плательщика.
В ранее составленный акт камеральной проверки исправления в связи с произведенным перерасчетом не вносятся.
Уплата плательщиком взносов, начисленных за истекший месяц, считается произведенной со дня зачисления этих взносов на счет отделения ПФР.
За несвоевременное перечисление списанных со счета плательщика взносов на счет отделения ПФР по вине обслуживающего его банка пеня за каждый день просрочки в размере 1 % от суммы этих взносов должны взыскиваться плательщиком самостоятельно непосредственно с банка в связи с нарушением им указанной в договоре на расчетно-кассовое обслуживание обязанности по своевременному перечислению обязательных страховых платежей плательщика. Начисление пеней производится с даты списания взносов со счета плательщика (владельца этих средств) до даты списания (перечисления) взносов с корреспондентского счета банка плательщика.
За несвоевременное зачисление взносов плательщика на счет отделения ПФР с корреспондентского счета обслуживающего его банка пеня за каждый день просрочки в размере 1 % от суммы этих взносов начисляется и взыскивается отделением ПФР с даты зачисления взносов на корреспондентский счет этого банка до даты их зачисления на счет отделения ПФР в соответствии с законодательством и договором на расчетно-кассовое обслуживание.
В конкретных случаях начисления пени за несвоевременное поступление страховых взносов на счет отделения ПФР при исчислении сроков задержки платежей следует учитывать норматив периода (срока) движения денежных средств из банка в банк, утвержденного Центробанком России для данного региона.
Практические вопросы погашения задолженности плательщика перед ПФР
Программа погашения просроченной задолженности ведется Пенсионным фондом не первый год, и к настоящему времени накоплен значительный практический опыт взаимодействия с предприятиями и организациями по погашению просроченной задолженности. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" открыл список мероприятий по стимулированию плательщиков к погашению просроченной задолженности перед Фондом путем предоставления рассрочек и отсрочек без начисления пеней в период 1994-1995 гг.
Однако наиболее активная и масштабная работа в этом направлении была развернута в 1997 г. в соответствии с принятыми указами Президента РФ от 19 января 1996 г. N 65 "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.", от 18 августа 1996 г. N 1207 "О мерах по упорядочению реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды", от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" и др.
Однако наиболее важное практическое значение для решения данной проблемы имел Указ Президента РФ от 5 декабря 1996 г. N 1166 (с изм.), который предоставил Пенсионному фонду ряд дополнительных прав. В результате осуществления этой мобилизационной программы Фонда общая сумма погашенной недоимки составила свыше 11 трлн. руб. Обобщение практики работы Фонда с недоимщиками выявило наиболее эффективные элементы данной программы.
Так, Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) установил порядок, при котором банки и иные кредитные организации в 5-дневный срок должны сообщать органу Пенсионного фонда РФ, выдавшему организациям и гражданам документ о регистрации их в качестве плательщиков страховых взносов в этот Фонд, об открытии указанными организациями и гражданами расчетных (текущих) и иных счетов, включая бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и др.
При этом осуществление операций по расчетам плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации со своими работниками по всем видам доходов (выплат), а также уплате страховых взносов за работников по договорам добровольного страхования имущественных интересов физических лиц указанные плательщики обязаны производить только с одного счета, номер которого в установленном порядке сообщается в соответствующие органы Пенсионного фонда РФ и Государственной налоговой службы РФ.
Банки и иные кредитные организации при нарушении ими установленного порядка расчетов привлекаются к ответственности Центральным банком РФ. Органы Государственной налоговой службы РФ при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства обязаны обращать внимание на факты неуплаты либо несвоевременной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации плательщиками этих взносов, а при выявлении указанных нарушений незамедлительно сообщать о них органам Пенсионного фонда РФ.
Со своей стороны, ПФР должен усилить контроль за своевременным и полным перечислением плательщиками страховых взносов в указанный Фонд. Чтобы обеспечить финансирование государственных пенсионных выплат, в 1996 г. Пенсионному фонду РФ разрешено продолжить перерасчет неуплаченной суммы пеней плательщикам страховых взносов в этот Фонд, полностью погасившим задолженность по страховым взносам в срок до 1 января 1997 г., из расчета процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ и действующей на дату погашения этой задолженности.
В целях реализации данного поручения были определены основные принципы организации работы Пенсионного фонда с плательщиками по погашению просроченной задолженности. Они были введены с 1995 г. специальным постановлением, принятым по поручению Правительства РФ в связи с первым обострением финансового кризиса. В упомянутом постановлении правления Пенсионного фонда России от 3 апреля 1995 г. N 63 "Об уплате недоимки и пени в Пенсионный фонд России" было предусмотрено, что, принимая во внимание сложное финансовое положение многих предприятий, организаций и учреждений и в целях наиболее полной мобилизации средств в бюджет Пенсионного фонда, разрешается управляющим региональными отделениями ПФР рассматривать в порядке исключения заявления плательщиков страховых взносов:
а) о предоставлении рассрочки погашения недоимки по страховым взносам в ПФР по состоянию на 1 января 1995 г., образовавшейся по объективным причинам, с конечным сроком уплаты не позднее 1 июля 1995 г.;
б) о предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты пени, начисленной на сумму недоимки за 1994 г. и не взысканной до момента обращения.
Конкретные сроки уплаты указанной задолженности по средствам ПФР должны были определяться по согласованным графикам ее погашения, утвержденным управляющими региональными отделениями ПФР и плательщиками страховых взносов. Для этого был утвержден специальный Порядок предоставления рассрочек и отсрочек погашения задолженности по средствам ПФР, предусматривающий следующие условия.
Рассрочка погашения задолженности по средствам ПФР предоставлялась плательщикам управляющими региональными отделениями Фонда на основании заявления плательщика страховых взносов, составленного им графика погашения задолженности по страховым взносам и гарантийного письма о соблюдении своевременности текущих платежей. Заявления следовало подавать в ПФР, где они рассматривались в установленном порядке (письмо ПФР от 6 мая 1994 г. N ВБ-16/2346).
В случае принятия положительного решения о предоставлении рассрочки на погашение недоимки по страховым взносам управляющий региональным отделением ПФР по заявлению плательщика должен был рассматривать, корректировать и согласовывать график погашения задолженности не позднее текущего года.
При этом приостанавливалось начисление пени с начала текущего года на указанную недоимку до момента полного погашения задолженности по графику.
Следует обратить внимание на то, что в отличие от современного периода помимо рассрочек на погашение недоимки предоставлялись отсрочки по уплате невзысканной суммы пени, начисленной на соответствующий период, до момента полного погашения задолженности по графику.
При полном погашении задолженности по страховым взносам в текущем году предоставлялась также рассрочка по уплате начисленной и невзысканной в предшествующем году сумме пени в соответствии с представленным плательщиком страховых взносов и утвержденным управляющим региональным отделением ПФР графиком.
Указанные условия предоставления отсрочек и рассрочек по уплате страховых взносов и сумм пени по этим платежам оформлялись соглашением между отделением ПФР и плательщиком страховых взносов.
При несоблюдении данных условий, указанных в действующем Порядке, начисление и взимание пени осуществлялось на общих основаниях.
Исходя из фактического финансового состояния плательщика страховых взносов, управляющий отделением ПФР вправе был установить иные сроки погашения задолженности по средствам ПФР, но не позднее конечного срока действия соответствующего постановления правления ПФР.
Со своей стороны плательщик, имеющий просроченную задолженность по страховым взносам и пеням, должен был представить ряд документов, подтверждающих размер его задолженности, а также обоснованные и конкретные обязательства по ее погашению.
Наиболее полно порядок и условия организации взаимоотношений плательщика и регионального отделения по погашению просроченной задолженности были определены постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 24 октября 1995 г. N 157 "Об уплате недоимки и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации".
Практика работы Пенсионного фонда по погашению задолженности за последние три года позволила значительно сократить размеры недоимок и выбрать наиболее выгодные для обеих сторон пути решения данной проблемы.
Проведенный исполнительной дирекцией ПФР анализ эффективности предоставления работодателям в соответствии с постановлениями правления ПФР от 3 апреля 1995 г. N 63 и от 20 июня 1995 г. N 104 рассрочки погашения образовавшейся в силу объективных причин недоимки по страховым взносам за указанный период, а также отсрочки и рассрочки начисленных на нее пеней показал, что по состоянию на начало 1997 г. большинство плательщиков, обратившихся с заявлением о предоставлении рассрочки, практически полностью погасили указанную недоимку.
Поэтому управляющим региональными отделениями ПФР разрешено самостоятельно предоставлять заинтересованным организациям-должникам на основании согласованных графиков и при соблюдении организациями своевременности текущих платежей рассрочку погашения недоимки по страховым взносам без начисления пени со строго фиксированным конечным сроком погашения задолженности с момента заключения соглашения.
Одновременно должен быть произведен перерасчет начисленных и невзысканных на момент обращения в региональные объединения сумм пени по первоначальному варианту в пределах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на 1 января 1996 г., организациям, погасившим полностью задолженность по страховым платежам в срок, предусмотренный соглашением, позднее этот порядок перерасчета неоднократно изменялся.
В письме ПФР от 23 ноября 1995 г. N ЛЧ-16-11/7217-ИН "О некоторых вопросах по применению постановления правления ПФР от 24 октября 1995 г. N 157" установлены условия перерасчета сумм пеней в соответствии с постановлением правления ПФР от 24 октября 1995 г. N 157 "Об уплате недоимки и пени в Пенсионный фонд РФ".
При рассмотрении вопроса о предоставлении рассрочки погашения задолженности по средствам ПФР в отношении конкретной организации отделение ПФР вправе принять решение о необходимости подтверждения причин задержки платежей копиями выписок из банка о движении средств на расчетном счете за тот или иной период образования недоимки.
В настоящее время порядок перерасчета начисленных пеней регламентируется письмом Фонда от 23 декабря 1997 г. N ЕВ-16-10/9463 "Об Указе Президента РФ от 5 декабря 1996 г. N 1645 и от 29 марта 1997 г. N ЕВ-16-28/2431 "О погашении задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ".
Следует обратить внимание на то, что в 1996 г. работа по созданию условий для погашения просроченной задолженности впервые получила полноценный правовой статус, поскольку была закреплена в ст.7 Закона "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 1996 г.". Данным Законом установлено, что предоставление отсрочки и рассрочки погашения задолженности по страховым взносам, суммам пеней, штрафам и иным финансовым санкциям осуществляется в случаях, когда их бесспорное взыскание ведет к прекращению производственной деятельности плательщика, на срок не более трех месяцев в течение одного календарного года.
При этом отсрочки оформляются решением управляющего региональным отделением на основании заявления плательщика страховых взносов и предоставления им обоснования причин образования задолженности.
Данная рассрочка оформляется соглашением между отделением ПФР и плательщиком страховых взносов на основании документов и согласованного графика погашения задолженности по страховым взносам, суммам пеней, штрафам и иным финансовым санкциям.
Обязательным условием предоставления отсрочки и рассрочки погашения задолженности по платежам в ПФР является наличие письменного обещания плательщика страховых взносов соблюдать сроки внесения текущих платежей.
Начисление и взимание пеней на задолженность по страховым взносам прекращается с даты предоставления отсрочки и рассрочки.
При этом действие инкассовых распоряжений, выставленных для взыскания начисленных сумм пеней, должно быть приостановлено без их отзыва.
При несоблюдении плательщиком своевременности внесения текущих платежей или графика погашения задолженности начисление и взимание пеней осуществляется с даты принятия решения о предоставлении отсрочки или с даты заключения соглашения о предоставлении рассрочки на общих основаниях.
Указанные организации погашают возникшую задолженность по страховым взносам вместе с начисленной за тот же период суммой пеней в течение 1996-1997 гг. равными долями ежеквартально без начисления пеней при условии своевременного внесения текущих платежей.
Одновременно с рассматриваемым механизмом погашения задолженности данным Законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год" предусмотрены дополнительные льготы по уплате страховых взносов указанным организациям в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении рассрочки погашения задолженности по страховым взносам вместе с начисленной за тот же период суммой пеней. Основанием для заключения подобного соглашения являются подтверждающие документы (справка) о размерах бюджетного недофинансирования по заработной плате, подтвержденная финансовыми органами, ответственными за финансирование, график погашения задолженности и предоставление гарантий уплаты текущих платежей.
Рассрочка погашения задолженности предоставляется указанным организациям только в части задолженности по страховым взносам, приходящейся на долю бюджетного недофинансирования по заработной плате.
График должен предусматривать погашение задолженности ежеквартально равными долями в течение всего периода, включая 1997 г.
При несоблюдении условий соглашения начисление пеней осуществляется на общих основаниях.
Соглашения заключаются только с теми плательщиками страховых взносов, которые начиная с указанной даты по день обращения не нарушали сроков уплаты текущих платежей.
Организациям, имевшим задолженность по взносам на начало указанного периода, но не осуществлявшим своевременно текущие платежи до даты обращения в отделение ПФР, предоставляется рассрочка погашения задолженности с даты заключения соглашения в указанном порядке.
Организациям, имевшим просроченную задолженность по взносам на начало прошлого года, но погасившим ее до момента введения в действие данного Закона в части просроченной задолженности, приходящейся на долю бюджетного недофинансирования, при обращении в отделения ПФР производится перерасчет пеней, т.е. уменьшение их на сумму, начисленную на просроченную задолженность после указанного срока с последующей корректировкой пересчитанной суммы пеней в расчетной ведомости на основании нового акта камеральной проверки.
Для плательщиков особенно важно, что после введения в действие названного Закона (в соответствии со ст.8) начисление пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ производится со дня вступления в силу Закона (т.е. с 10 июля 1996 г.).
Однако в дальнейшем размер пеней изменялся в зависимости от изменения ставки рефинансирования, установленной Центробанком России. По состоянию на 10 июля 1996 г. Центробанком России была установлена ставка рефинансирования в размере 120% годовых (соответственно, размер пеней - 0,4%). Перерасчет сумм пеней, начисленных плательщикам за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФР до 9 июля 1996 г., не производится. По результатам документальных и камеральных проверок, осуществляемых после введения в действие Закона, начисление пеней на задолженность по страховым взносам, образовавшуюся за период до 10 июля 1996 г., производится в размере 1%.
При организации практической работы по погашению просроченной задолженности плательщикам необходимо также обратить внимание на то, что начиная со второй половины 1997 г. изменены сроки уплаты доначисленных страховых взносов. Так, постановлением ПФР от 28 августа 1996 г. N 122 "О сроках уплаты сумм, начисленных по актам проверок плательщиков страховых взносов, и о внесении изменений в постановление правления ПФР от 11 ноября 1994 г. N 258" предусмотрено сокращение этих сроков. При этом вместо 10-дневного срока, установленного ранее в Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и финансовых санкций в соответствии с актами проверок региональными органами ПФР полноты и своевременности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд), теперь предоставляется всего 3 дня.
По информации региональных отделений Пенсионного фонда, плательщики страховых взносов нарушают указанный срок, а в ряде случаев используют предоставленное время для перевода со счетов имеющихся денежных сумм для решения своих финансовых проблем, что только обостряет проблему дефицита средств на выплату пенсий.
Поэтому региональные отделения Пенсионного фонда производят выставление инкассовых поручений на бесспорное взыскание со счетов плательщиков сумм, начисленных по актам проведенных камеральных и документальных проверок, в срок не позднее чем через 3 дня, начиная с даты регистрации акта проверки уполномоченным ПФР.
При отказе плательщика от подписи акта проверки в акте производится соответствующая запись либо самим плательщиком, либо уполномоченным ПФР, составившим акт проверки. Запись, произведенная уполномоченным ПФР, подтверждается главным (старшим) уполномоченным по городу (району).
Датой выставления инкассовых поручений считается дата представления их в соответствующие банки.
В соответствии с письмом ПФР от 3 августа 1995 г. N ЧЛ-16-11/4502-ИН "О порядке списания задолженности плательщиков по средствам ПФР" списание задолженности плательщика по средствам ПФР производится после снятия его с учета в органах ПФР в связи с ликвидацией в установленном законодательством порядке. Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Руководствуясь письмом "Об усилении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации МФ, ПФР, ЦБ, ГНС от 4 февраля 1997 г.", в целях повышения собираемости страховых взносов Государственная налоговая служба Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации установили, что работодатели-организации, а также другие категории плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должны представлять в кредитные организации, учреждения Банка России (далее банки) платежные поручения на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации одновременно с представлением платежных документов на получение (перечисление) средств на оплату труда.
При этом платежные поручения на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд должны выписываться на всю сумму начисленных взносов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам, как уплачиваемые непосредственно работодателями-организациями, а также другими категориями плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России, так и удерживаемые ими с физических лиц (работников). В платежном поручении в графу "Назначение платежа" вносится текст следующего содержания: "Страховые взносы согласно установленному тарифу, уплачиваемые по отношению к начисленным выплатам: работодателем (сумма); за работников (сумма)". Банки визуально контролируют наличие указанных записей в платежном поручении.
Налоговые органы после регистрации счетов недоимщиков, осуществляемой в соответствии с Порядком регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах обращению органа ПФР, в котором зарегистрирован плательщик страховых взносов в данный Фонд, уведомляют этот орган ПФР о регистрации рублевого расчетного (текущего) счета предприятия-недоимщика. Форма уведомления приведена в Приложении N 1 к названному письму. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячно выверяют в налоговых органах реквизиты счетов предприятий-недоимщиков, имеющих задолженность по уплате страховых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Банковские и финансово-кредитные учреждения в соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1166 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации" в 5-дневный срок сообщают органу Пенсионного фонда Российской Федерации, выдавшему организациям и гражданам документ о регистрации их в качестве плательщиков страховых взносов в этот Фонд, об открытии указанными организациями и гражданами расчетных (текущих) и иных счетов, включая бюджетные, депозитные, ссудные, валютные и другие.
Банки, в которых открыты транзитные счета по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на балансовом счете N 807, не позднее следующего рабочего дня после поступления страховых взносов на эти счета перечисляют остатки средств с этих счетов на счета региональных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, открытые на балансовом счете N 807 в соответствующих банках. За несвоевременное перечисление банками страховых платежей с транзитных счетов N 807 на счет региональных органов Пенсионного фонда Российской Федерации банки несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Одновременно региональные органы Пенсионного фонда Российской Федерации начиная с 1 апреля 1997 г. должны ежеквартально представлять для сверки в банки, в которых открыты их текущие лицевые счета, справку об остатках средств на указанных счетах органов Пенсионного фонда в двух экземплярах за подписями руководителя и главного бухгалтера органа или их заместителей, скрепленными печатью.
После получения справок (не позднее чем в 3-дневный срок) банки проверяют правильность проставленных в справках номеров счетов и сверяют данные об остатках средств Пенсионного фонда с данными соответствующих лицевых счетов, открытых региональным органам ПФР на балансовом счете N 807. Справки заверяются в банках ответственным исполнителем и главным бухгалтером или его заместителем и скрепляются оттиском печати. Оба экземпляра заверенной справки возвращаются в орган Пенсионного фонда.
Плательщик должен знать, что процесс ликвидации предприятий-должников регулируется Гражданским кодексом РФ (гл. 4, ст. 61-65), а также Законом РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
Порядок снятия с учета в органах ПФР юридического лица-плательщика страховых взносов в случае его ликвидации определен в п.24 и 25 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением правления ПФР от 11 ноября 1994 г. N 258.
Для своевременного взыскания задолженности по средствам ПФР ликвидируемого плательщика страховых взносов при его отказе от уплаты или при невозможности бесспорного взыскания средств ПФР из-за отсутствия (недостаточности) средств на расчетном счете плательщика отделению ПФР следует письменно обратиться в ликвидационную комиссию с требованием о включении суммы задолженности по расчетам с ПФР в промежуточный ликвидационный баланс и принятии мер для ее погашения.
Просроченная задолженность по средствам ПФР погашается на основании ст. 64 ГК РФ в четвертую очередь (обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды).
При отказе ликвидационной комиссии удовлетворить требования ПФР либо уклонении от их рассмотрения отделение ПФР до утверждения ликвидационного баланса юридического лица может обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (ст.64 п.4 ГК РФ).
В случае ликвидации казенного предприятия при недостаточности имущества для погашения задолженности отделение ПФР вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия (ст.63 п.6 ГК РФ).
При снятии ликвидированного плательщика с учета в органах ПФР плательщиком или уполномоченным ПФР составляется расчетная ведомость за тот квартал, в котором плательщик снимается с учета.
Расчетная ведомость с остатками задолженности распечатывается и подшивается в дело плательщика вместе с реестром актов и платежей.
Данные о ликвидированном и снятом с учета плательщике учитываются в сводной расчетной ведомости по страховым взносам до конца года. Решение о списании непогашенной задолженности (невостребованной переплаты) по средствам ПФР плательщика страховых взносов, ликвидированного в установленном законодательством порядке, принимается специальной инвентаризационной комиссией.
Предложения о списании задолженности по средствам ПФР рассматриваются комиссией ежегодно в срок до 1 апреля. Решение комиссии о списании задолженности принимается по каждому плательщику на основании необходимых документов.
Не подлежат списанию суммы страховых взносов, снятых со счетов плательщиков, но не поступивших на счет ПФР по причине неплатежеспособности банков. В этом случае все споры решаются в арбитражном суде по предъявлении иска на взыскание сумм страховых взносов и штрафных санкций с обращением взыскания на имущество банка.
При невозможности удовлетворения требований ПФР из-за недостаточности имущества банка отделению Фонда следует обращаться в территориальные управления (национальные банки) ЦБ РФ с просьбой решить вопрос об отзыве лицензии на совершение банковских операций. После отзыва лицензии Центральным банком РФ отделение ПФР вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) банка на основании ст.11 Закона РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Погашение задолженности по средствам ПФР в этом случае производится в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ.
Списание непогашенной задолженности банка по средствам ПФР производится после завершения ликвидационного процесса (исключения из Единого государственного реестра юридических лиц) в указанном порядке.
В соответствии с письмом ПФР от 5 марта 1996 г. N ЮЛ-09-11/1438-ИН "О дополнительных мерах по погашению задолженности" уточнен порядок заключения договоров о погашении задолженности по уплате страховых взносов в ПФР в части привлечения посредников. При этом установлено, что договор должен носить только двусторонний характер, т.е. заключается только с организацией-должником с составлением графика погашения задолженности, являющегося неотъемлемой частью данного договора, при условии поступления текущих платежей.
В договоре может быть оговорено условие о том, что погашение задолженности происходит не с расчетного счета должника, а ее осуществляют третьи лица, например, средства перечисляются с расчетного счета организации, реализующей продукцию должника, с указанием назначения платежа. При этом в договоре должна быть ссылка на то, что отношения между должником и реализатором продукции регулируются отдельным соглашением между ними.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 декабря 1996 г. N 1645 Пенсионному фонду разрешено производить перерасчет неуплаченной суммы пеней плательщикам страховых взносов, полностью погасившим задолженность по страховым взносам в срок до 1 января 1997 г., из расчета процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ РФ и действующей на дату погашения этой задолженности.
Действие данного Указа распространяется на плательщиков, имевших задолженность по страховым взносам на дату (или после нее) вступления в силу Указа при условии погашения ими недоимки в срок до 1 января 1997 г. Перерасчет неуплаченных сумм пеней по ставке рефинансирования Центробанка России, действующей на дату погашения задолженности по страховым взносам, производится тем плательщикам, с которыми региональными отделениями ПФР в соответствии с постановлением правления ПФР от 14 июня 1996 г. N 74 заключены соглашения о погашении задолженности по страховым взносам не позднее 31 декабря 1996 г. при условии ликвидации ими недоимки с 17 декабря 1996 г. до 1 января 1997 г.
Плательщикам, имевшим на дату (или после нее) введения в действие Указа задолженность по страховым взносам и не заключившим соглашений о поэтапном погашении недоимки, но погасившим эту задолженность до 1 января 1997 г., перерасчет неуплаченных сумм пеней производится по ставке рефинансирования Центробанка России, действующей на дату полного погашения задолженности по страховым взносам. В этом случае отсрочки и рассрочки уплаты оставшейся после перерасчета суммы неуплаченных пеней не предоставляются.
Перерасчет по ставке рефинансирования производится дифференцированно, в зависимости от периода образования недоимки, за который начислена сумма неуплаченных пеней, и размера пеней. В 1996 г. он составлял 1% - до 10 июля 1996 г., т.е. 366 % в год; с 10 июля 1996 г. по 21 августа 1996 г. - 0,4% 0,3%
Пример перерасчета пеней. Плательщик, имеющий недоимку по страховым взносам на дату (или после нее) вступления в силу Указа и погасивший ее до 1 января 1997 г., обращается в орган ПФР по месту регистрации за перерасчетом неуплаченной суммы пеней (900 млн руб.), начисленной за период с февраля по декабрь т. г. При этом общая сумма начисленных и неуплаченных пеней (900 млн руб.) состоит из сумм пеней, начисленных:
а) в размере 1% на недоимку, образовавшуюся до 10 июля 1996 г. (600 млн руб.);
б) в размере 0,4% на недоимку, образовавшуюся до 21 августа 1996 г. (200 млн руб.);
в) в размере 0,3% на недоимку, образовавшуюся после 22 августа 1996 г. (100 млн руб.).
Перерасчет пеней по ставке рефинансирования производится отдельно по каждой из указанных сумм пеней:
1) 600 млн руб. х 48% = 78,7 млн руб.;
2) 200 млн руб. х 48%= 65,7 млн руб.;
3) 100 млн руб. х 48%
Общая сумма пеней по результатам перерасчета составляет 188 млн. руб. (78,6 млн. руб. + 65,7 млн. руб. + 43,6 млн. руб.). Оформление перерасчета неуплаченных сумм пеней производится в порядке, предусмотренном письмом ПФР от 23 ноября 1995 г. N ЛЧ-16-11/7217-ИН.
Если перерасчет неуплаченной суммы пеней производится плательщикам, с которыми региональными отделениями ПФР были заключены соглашения о погашении задолженности по страховым взносам, им предоставляется отсрочка (рассрочка) погашения пересчитанной суммы пеней на основании согласованного графика не более чем на 3 месяца.
Организуя погашение просроченной задолженности, Пенсионный фонд непосредственно взаимодействует с налоговыми органами. Относительно погашения задолженности организаций в Пенсионный фонд в письме ПФР и ФСНП России от 9 января 1997 г. ВБ-09-28/104/СА-101 предусмотрено, что руководители региональных органов ПФР осуществляют совместно с федеральными органами налоговой полиции по согласованным графикам проверки организаций, имеющих крупные суммы задолженности в Пенсионный фонд (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Абз.4 п. 3).
Чтобы обеспечить исполнение решений арбитражных судов по взысканию задолженности организаций Фонд должен передавать в федеральные органы налоговой полиции исполнительные листы, находящиеся в региональных органах ПФР, с приложением актов документальных или камеральных проверок.
При наличии данных о неисполнении судебными исполнителями решений арбитражных судов следует принимать меры для передачи исполнительных листов с приложением необходимых материалов федеральным органам налоговой полиции либо подавать в суд, при котором состоит судебный исполнитель, жалобу на его недостаточную активность при исполнении решения арбитража или на отказ в совершении исполнительных действий.
При пропуске (истечении) срока для предъявления исполнительного листа к исполнению можно подать заявление в суд о восстановлении (продлении) пропущенного срока для последующей передачи исполнительного листа к исполнению в федеральные органы налоговой полиции.
Одновременно отделения Фонда могут направлять при необходимости и наличии данных об отсутствии средств на счетах организаций-должников, имеющих крупные задолженности, в федеральные органы налоговой полиции акты документальных или камеральных проверок, проведенных региональными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях принятия решений об обращении взыскания на имущество организаций-должников в размере задолженности по страховым взносам и пеням. При этом необходимо прилагать справку о размере текущей задолженности организации-должника.
Со своей стороны, начальники федеральных органов налоговой полиции на основании п.5 ч.1 ст. 10 и п.12 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" должны принимать неотложные меры по исполнению решений, содержащихся в исполнительных листах арбитражных судов, об обращении взыскания на имущество организаций-должников. Эти исполнительные листы направляются региональными органами Пенсионного фонда РФ и судами федеральным органам налоговой полиции для их реализации в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199.
При отсутствии данных о фактическом местонахождении организаций-должников либо их имущества органы ФСНП должны попытаться установить место нахождения имущества организаций-должников для обращения на него взыскания согласно письменным запросам региональных органов ПФР.
При этом на основании материалов, подтверждающих наличие и сумму задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, и решения об обращении взыскания на имущество разрешается производить взыскание с организаций-должников в размере сумм недоимок и пеней в бесспорном порядке согласно п. 1 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., в соответствии с которым федеральные органы налоговой полиции пользуются правами, предоставленными начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям.
Кроме того, органы ФСНП должны осуществлять совместно с региональными органами Пенсионного фонда РФ проверки организаций, имеющих большие задолженности в Пенсионный фонд РФ, с последующим обращением взыскания на имущество организаций-должников.
Все средства, получаемые от реализации имущества организаций-должников в счет погашения задолженности Пенсионному фонду РФ, должны перечисляться непосредственно на счета соответствующих региональных органов ПФР.
А.К. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задолженность плательщиков перед Пенсионным фондом РФ: практика и перспективы
Автор
Соловьев А.К.
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 1998, N 5