Международные кооперативные принципы и российский Закон
о производственных кооперативах
В сентябре 1995 г. на конгрессе в Манчестере Международным кооперативным альянсом принята Декларация о кооперативной идентичности (далее - Декларация), содержащая определение кооперативной организации, присущие ей ценности и принципы.
Кооператив является самостоятельной организацией людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей с помощью находящегося в их совместном владении и демократически управляемого предприятия. Деятельность его основана на взаимопомощи, взаимной ответственности, демократии, равенстве, справедливости и солидарности, честности, открытости, социальной ответственности и заботе о других. Вильям Уоткинс в книге "Кооперативные принципы сегодня и завтра" разграничивает их на этические и формально-юридические. Они являются правилами, определяющими основные направления деятельности, и, очевидно, такое разделение основывается на вероятном источнике их происхождения - часть имеет чисто моральную основу, часть определяется как установленные в процессе деятельности в течение достаточно длительного времени правила поведения людей. Можно отнести эти принципы к общим социальным нормам, которые находят свое отражение в конкретных правовых положениях.
На первой международной конференции "Проблемы производственной кооперации в России" (апрель 1997 г., Москва) отмечалось, что Федеральный закон от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах" базируется на международных кооперативных принципах и является законом, в основу которого впервые после октября 1917 г. положены демократические принципы, общепринятые в мировом кооперативном движении, охватывающем 800 млн. кооператоров.
Для того чтобы ответить на вопрос, действительно ли российский Закон о производственных кооперативах принят в соответствии с Декларацией, упомянутой ранее, необходимо рассмотреть нормы Закона через призму международных кооперативных принципов.
Статья 1 Закона дает определение производственному кооперативу как добровольному объединению граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. При этом кооператив определяется как коммерческая организация. Декларация же характеризует его как организацию людей, объединившихся с целью удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей. Мы не найдем коммерческой основы ни в содержащемся в Декларации определении кооператива, ни в закрепляемых ею ценностях, ни тем более в принципах кооперативной деятельности, построенных на этических нормах и раскрывающих социальную сущность кооперативной организации. Однако ГК РФ и Законом от 8 мая 1996 г. производственный кооператив отнесен к группе коммерческих организаций, что уже вызвало возражения со стороны ученых-исследователей, поскольку этим искажена его правовая природа как вида кооперативных организаций и не отражена социальная сущность этого юридического лица.
Еще в принятом 20 марта 1917 г. Временным Правительством России законе "О кооперативных товариществах и их союзах" дано такое определение: "Кооперативным товариществом признается товарищество с переменным составом и капиталом, которое, действуя под особою фирмою, имеет целью содействовать материальному и духовному состоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов".
Рассмотрим подробно каждый из международных кооперативных принципов. Они нашли свое отражение в Законе о производственных кооперативах, однако эта связь проявляется недостаточно четко.
Добровольность и открытое членство. Этот принцип выражен в Декларации положением о том, что кооперативы являются "добровольными организациями, открытыми для всех людей, способных оказывать услуги и взять на себя ответственность без дискриминации в области пола, социальных, расовых, политических и религиозных принадлежностей людей". Он является основополагающим и наиболее отчетливо проявляется на начальном этапе деятельности кооператива. Основанные на нем нормы Закона определяют сущность кооператива как самостоятельной организации добровольно объединившихся людей, открытой для всех желающих принять участие в ее деятельности.
Демократический членский контроль. Кооперативы - демократические организации, контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в принятии решений. Избранные представители подотчетны членам кооператива, имеющим равные права при голосовании: один человек - один голос. На этом принципе основаны нормы Закона, касающиеся основных прав и обязанностей членов кооператива. Они имеют право участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания, которое является его высшим органом управления. Нормы, посвященные управлению в производственном кооперативе, являются подлинно демократичными, что выражается в равной возможности каждого его члена избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы, участвовать в работе общего собрания (это существенно отличает производственный кооператив от других организационно-правовых форм коммерческих организаций).
Экономическое участие членов кооператива. Предполагается личное участие каждого члена в хозяйственных делах объединения. Объем участия не зависит от размера паевого взноса.
Согласно Декларации члены кооператива вносят равные вклады; по Закону от 8 мая 1996 г. размер паевого взноса устанавливается уставом кооператива. Члены его сами определяют размер паевого взноса, и предполагается, что он может быть как одинаковым для всех, так и различным. На практике, как правило, наблюдается первый вариант.
Автономия и независимость. Производственный кооператив является организационно-правовой формой юридического лица, вновь признанной ГК РФ после многолетнего перерыва. Закон от 8 мая 1996 г. конкретизирует нормы ГК, посвященные производственному кооперативу, и подтверждает его автономность и независимость как юридического лица и самостоятельной организации. Кооперативы являются автономными организациями, осуществляющими свою деятельность на условиях демократического контроля со стороны членов и поддержания независимости. В Законе самостоятельность кооперативов отражается не только в нормах, устанавливающих порядок совместного принятия решения о распределении прибыли, но и в нормах, предоставляющих право членам кооператива образовывать различные фонды, в том числе неделимый. Средства таких фондов (кроме неделимого) могут быть направлены на различные цели по решению членов кооператива. Создание же неделимого фонда (как, впрочем, и всех остальных) является правом, а не обязанностью российского производственного кооператива. В законодательстве некоторых зарубежных стран установлено требование к учредительным документам кооперативов об обязательном порядке образования неделимых фондов.
Образование, повышение квалификации и информация. Данный принцип в Законе о производственных кооперативах не получил отражения. Упоминание об информации и повышении квалификации встречается в нем лишь при определении целей создания союзов (ассоциаций) кооперативов. Однако это является принципом деятельности каждого из кооперативов, а не только их объединений. В настоящее время нет достаточного научного обеспечения и необходимой информации о кооперативах. Поэтому считаю необходимым предоставление людям доступной информации об основах кооперативной деятельности, условиях и организации труда, преимуществах перед другими организационно-правовыми формами. После принятия части первой ГК основной формой вновь создаваемых коммерческих предприятий являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Стремительный рост таких организаций объясняется, прежде всего, наличием обширной информации о них. А вот вновь созданных и зарегистрированных производственных кооперативов сегодня мало. Поэтому отражение принципа образования, повышения квалификации и информации в нормах Закона о производственных кооперативах имело бы большое значение для развития кооперативного движения, вовлечения в кооперативы все большего числа членов.
Сотрудничество между кооперативными организациями. На этом принципе основаны нормы ст.25 Закона, посвященные союзам (ассоциациям) кооперативов. Именно они могут реально оказать кооперативам необходимую помощь и поддержку в области образования, изучения вопросов управления, основ законодательства и других аспектов, необходимых для рационального ведения деятельности.
Большую роль в развитии кооперативного движения играет Международный кооперативный альянс (МКА), объединяющий около 200 международных и национальных организаций. Он был учрежден в 1895 году и является одной из крупнейших международных неправительственных организаций. Создание такого центра означало, что кооперативное движение, объединявшее в 1895 году около 2 млн. членов, заявило о себе как о факторе международного значения.
В июне 1998 г. образован Всероссийский общекооперативный центр - Ассоциация кооперативных организаций РФ (АКОРФ), которая призвана представлять интересы всех кооператоров. Ее цели - налаживание эффективных отношений с государственными органами власти, совершенствование нормативно-правовой базы, создание государственной программы развития кооперации в России и т.п. Производственную кооперацию в АКОРФ представляет некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов. Оно основано на членстве и создано на добровольных началах, учредителями являлись 20 производственных кооперативов, Союз старателей России, Ивановская ассоциация научных работников, занимающихся проблемами кооперации, Общество купцов и промышленников России, Российский профессиональный союз работников малого и среднего бизнеса. В настоящее время некоммерческое партнерство объединяет около 100 производственных кооперативов.
Забота об обществе. Предполагается забота кооперативных организаций о развитии общества, находящегося вне кооператива, общества, в котором кооператив живет и работает. В Законе от 8 мая 1996 г. отсутствуют нормы, отражающие положения данного принципа. Но он является не менее важным, чем все предыдущие, так как подчеркивает связь кооперативных организаций со всем обществом, и пробел в Законе лишь умаляет его роль и значение для развития всего кооперативного движения в целом.
Рассматривая производственный кооператив в аспекте международных кооперативных принципов, было бы неверным идеализировать эту форму организации юридического лица. Но с большой долей уверенности можно сказать, что для немалого круга людей, имеющих желание вложить свои средства и силы в какое-то общеполезное дело, кооператив является наиболее реальной, способной к существованию в течение длительного времени организацией.
Принятие отдельного Закона, посвященного производственным кооперативам, является достижением российского законодательства и имеет огромное значение для восстановления кооперативной формы организации труда. Однако следует отметить, что те расхождения с Декларацией, которые заложены в самом понятии кооперативной организации, содержащемся в Законе, существенно изменяют природу и сущность производственного кооператива. Разделение кооперативов на коммерческие и некоммерческие вряд ли оказывает услугу развитию кооперативного движения в России. В силу сложившегося экономического положения в стране роль производственных кооперативов трудно переоценить. Они способны заполнить образовавшуюся брешь в структуре рыночной экономики путем образования частного сектора небольших предприятий по производству работ и оказанию услуг населению.
Закон наряду с основными кооперативными принципами содержит принцип государственной поддержки производственных кооперативов. При достаточном поощрении со стороны государства кооперативное движение получило бы хороший импульс для развития.
Аспирантка Института | Э.Беднова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах
Автор
Э.Беднова - аспирантка Института государства и права РАН
"Российская юстиция", 2000, N 1, стр. 28