Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 19 января 2009 г. N А54-5438/2008С5
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 января 2009 года. Полный текст решения изготовлен 19 января 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Ш.И.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Р.И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (г. Рязань) к индивидуальному предпринимателю Л.О.С. (Рязанская область, г. Скопин)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 19.03.2008 г., служебное удостоверение.
от лица, привлекаемого к ответственности - Л.О.С, индивидуальный предприниматель, паспорт.
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Л.О.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал.
Индивидуальный предприниматель Л.О.С. в судебном заседании заявленное требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области признала и указала на то, что организация, имевшая разрешение на выполнение работ по контролю технического состояния автобусов, обанкротилась. Иных организаций, имеющих такое разрешение, на настоящий период времени не имеется. Лицензионные карточки не оформлены по той же причине - из-за отсутствия механика со станции. Машины осматривает муж, он механик. На линии работают две машины, остановить перевозки невозможно, поскольку в противном случае перевозить население будет некому.
Из представленных материалов настоящего дела следует, что индивидуальный предприниматель Л.О.С. имеет лицензию N АСС-62-213928 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданную Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области, на срок до 26.03.2013 г.
В период с 16.12.2008 г. по 25.12.2008 г. сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (на основании распоряжения указанного Управления от 15.12.2008 г. N 610), в присутствии индивидуального предпринимателя Л.О.С., проведена внеплановая проверка автотранспортной деятельности индивидуального предпринимателя Л.О.С.
В ходе данной проверки Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области выявлено, что индивидуальный предприниматель Л.О.С. деятельность по перевозке пассажиров осуществляла с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, а именно:
1) в путевых листах не указаны имя, отчество и номер телефона индивидуального предпринимателя; дата и фактическое время выезда и возврата; в разделе 1 не отражены сведения о маршруте перевозки и расстоянии по маршруту; в разделе 11 не отражены результаты транспортной работы в период действия путевого листа в части общего пробега и количества перевезенных пассажиров, что является нарушением требований Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте";
2) в журнале учета движения путевых листов не проставлены подпись водителя в получении путевых листов, отсутствуют даты приемки путевых листов диспетчером от водителя, даты и подписи бухгалтера в приемке путевых листов, чем нарушены требования Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте";
3) пять автобусов (АТС ГАЗ-322132 N СВ 99662 RUS, АТС ГАЗ-322132 N СЕ 633 62 RUS, АТС ПАЗ-32053 N СЕ 639 62 RUS, АТС ПАЗ-32053 N СЕ 641 62 RUS, АТС ПАЗ-32053 N СЕ 637 62 RUS) не имеют лицензионных карточек, чем нарушены требования пункта 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637;
4) не осуществлено планирование и проведение технического обслуживания автотранспортных средств, в соответствии с установленными требованиями, чем нарушены требования пунктов 2.1., 2.2., 2.2.1. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.09.1984 г.;
5) не велся учет данных о квалификации водителей, общем стаже их водительской деятельности на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству, чем нарушено требование пункта 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27;
6) не составлялись графики работы (сменности) водителей на линии ежемесячно с доведением до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения его в действие, чем нарушено требование пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15;
7) не велся учет времени, фактически отработанного каждым водителем автомобиля по табелю утвержденной формы, с учетом периодов, включаемых в рабочее время водителей, чем нарушены требования статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 г. N 1 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, пункта 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15;
8) допущены к перевозке пассажиров, водители без проведения им стажировки на тип транспортного средства и маршрут перевозки пассажиров, чем нарушено требование пункта 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27;
9) обеспечение организационно-технических условий для поддержания в исправном техническом состоянии автотранспортных средств, выпускаемых на линию осуществляется на производственной базе по адресу: г. Михайлов, ул. Л., дом 142, в соответствии с договором от 10.10.2008 г. N 17/08 с обществом с ограниченной ответственностью "М", сертификат соответствия N ДСАТ RU.OC054. ТО 0049 сроком действия с 22.06.2007 г. по 21.06.2010 г., выданного обществу с ограниченной ответственностью "РЦСМ". Владелец сертификата не имеет разрешения на выполнение работ по контролю автобусов в объеме предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, чем нарушено требование статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
10) не осуществлялся контроль за временем выхода и возвращения с линии транспортных средств, чем нарушено требование пункта 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27;
11) не организовано обязательное проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, чем нарушены требования статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27, пункта 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств к приказу Минздрава СССР от 29.12.1989 г. N 555.
Вышеперечисленные нарушения отражены в акте от 22.12.2008 г. N 056-ГГ. С данным актом индивидуальный предприниматель Л.О.С. ознакомлена, копия его получена ею - 22.12.2008 г.
22.12.2008 г. сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области, в присутствии индивидуального предпринимателя Л.О.С., составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000741, в котором отражено существо административного правонарушения, совершенного индивидуальным предпринимателем Л.О.С., административная ответственность за которое, по мнению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области, предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В разделе "Объяснения должностного лица Л.О.С." ею написано: "согласна".
Индивидуальному предпринимателю Л.О.С. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается ее подписью в протоколе.
С протоколом Л.О.С. ознакомлена, копия его получена Л.О.С. - 22.12.2008 г.
24.12.2008 г. Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности " N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации", контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно лицензии N АСС-62-213928, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области, индивидуальному предпринимателю Л.О.С. предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок до 26.03.2013 г.
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, про шедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152.
В соответствии с указанным Приказом обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
При этом сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (пункты 3, 5 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов").
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилия, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункты 13, 14 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов").
Индивидуальный предприниматель Л.О.С. в путевых листах от 28.11.2008 г. N 549, N 550; от 29.11.2008 г. N 551, N 614 не указывала только: свое имя, отчество и номер телефона; дату и фактическое время выезда и возврата автотранспортного средства.
В разделе 1 данных путевых листов сведения о маршруте перевозки и расстоянии по маршруту - не отражала, не отражала и результаты транспортной работы в период действия путевого листа в части общего пробега и количестве перевезенных пассажиров - в разделе II.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Л.О.С. допустила нарушения требований Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" и Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Согласно Постановлению Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" путевой лист автобуса является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю. Выдаваемый водителю путевой лист обязательно должен иметь порядковый номер, дату выдачи и штамп организации, которой принадлежит автобус. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания водителям записываются в путевом листе диспетчером и механиком.
Представленным в материалы настоящего дела, журналом учета движения путевых листов подтверждено, что индивидуальный предприниматель Л.О.С. не проставляла в нем подпись водителя о получении путевых листов, а также даты приемки путевых листов диспетчером от водителя; даты и подписи бухгалтера о приемке путевых листов.
Следовательно, индивидуальный предприниматель Л.О.С. нарушила Постановление Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Пунктом 11 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 предусмотрено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
Индивидуальный предприниматель Л.О.С. на автотранспортные средства: АТС ГАЗ-322132 N СВ 99662 RUS, АТС ГАЗ-322132 N СЕ 633 62 RUS, АТС ПАЗ-32053 N СЕ 639 62 RUS, АТС ПАЗ-32053 N СЕ 641 62 RUS, АТС ПАЗ-32053 N СЕ 637 62 RUS - л.д. 19-21 не получила лицензионные карточки, то есть индивидуальный предприниматель Л.О.С. нарушила пункт 11 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637.
При изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящего Положения (пункт 12 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637).
Согласно пунктам 2.1., 2.2., 2.2.1 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (Р 3112193-0240-84), утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г. основой технической политики, определяемой настоящим Положением, является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава. Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации, основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте. Системой технического обслуживания и ремонта предусматриваются две составные части операций: контрольная и исполнительская. Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольной части операций, предусмотренных настоящим Положением, с последующим выполнением по потребности исполнительской части.
Акт от 22.12.2008 г. N 056-ГГ, протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000741 от 22.12.2008 г. свидетельствуют о том, что индивидуальный предприниматель Л.О.С. не осуществила планирование и проведение технического обслуживания автотранспортных средств, в соответствии с установленными требованиями.
В связи с чем, арбитражный суд считает, что индивидуальный предприниматель Л.О.С. допустила нарушение пунктов 2.1., 2.2., 2.2.1 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (Р 3112193-0240-84), утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г.
В силу пункта 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской федерации от 09.03.1995 г. N 27, организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
У индивидуального предпринимателя Л.О.С. работает шесть водителей.
Арбитражным судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Л.О.С. не велся учет данных о квалификации водителей, общем стаже их водительской деятельности на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Тем самым, индивидуальный предприниматель Л.О.С. нарушила пункт 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской федерации от 09.03.1995 г. N 27.
Пункт 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. предусматривает, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Материалами настоящего дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Л.О.С. не составлялись ежемесячные графики работы (сменности) водителей на линии.
В связи с чем, индивидуальный предприниматель Л.О.С. нарушила пункт 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г.
В силу статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на лини и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15).
Унифицированная форма табеля учета рабочего времени (N Т-13) утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 г. N 1.
Индивидуальный предприниматель Л.О.С. не вела учета времени, фактически отработанного каждый водителем автомобиля по табелю утвержденной формы.
Указанное свидетельствует о нарушении индивидуальным предпринимателем Л.О.С. статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15, Унифицированной формы табеля учета рабочего времени (N Т-13) утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 г. N 1.
Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя. Водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде (раздел 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской федерации от 09.03.1995 г. N 27).
Из акта от 22.12.2008 г. N 056-ГГ, протокола об административном правонарушении серии А-62 N 000741 от 22.12.2008 г. следует, что индивидуальный предприниматель Л.О.С. допустила к перевозке пассажиров водителей без проведения им стажировки на определенный тип транспортного средства и маршрут перевозки пассажиров.
Следовательно, индивидуальный предприниматель Л.О.С. нарушила раздел 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской федерации от 09.03.1995 г. N 27.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, а именно:
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области внеплановой проверкой выявила, что общество с ограниченной ответственность "М" - владелец сертификата соответствия N ДСАТ RU.OC054. ТО 0049 (роком действия с 22.06.2007 г. по 21.06.2010 г.), с которым индивидуальный предприниматель Л.О.С. заключила договор от 10.10.2008 г. N 17/08, не имеет разрешения на выполнение работ по контролю автобусов в объеме предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
В связи с чем, следует признать нарушение индивидуальным предпринимателем Л.О.С. статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской федерации от 09.03.1995 г. N 27 определено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию; организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации; оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.
Контроль за временем выхода и возвращении с линии автотранспортных средств индивидуальный предприниматель Л.О.С. не осуществляла, что подтверждено актом от 22.12.2008 г. N 056-ГГ, протоколом об административном правонарушении серии А-62 N 000741 от 22.12.2008 г.
Таким образом, индивидуальный предприниматель допустила нарушение пункта 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской федерации от 09.03.1995 г. N 27.
В силу статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предреисовых, послереисовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях заключается в: оказании доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия; оказании квалифицированной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, в пути следования в лечебное учреждение и в лечебном учреждении. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Согласно пункту 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, Приложения N 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи, инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств.
Организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего: организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской федерации; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями (пункт 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27).
Индивидуальный предприниматель Л.О.С. не организовала обязательное проведение послерейсовых медицинских осмотров работающим у нее водителям транспортных средств, тем самым Л.О.С. допустила нарушения статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункт 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, Приложения N 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", пункт 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27).
Индивидуальный предприниматель Л.О.С, возражая по ряду вменяемых ей нарушений, пояснила, что организация, имевшая разрешение на выполнение работ по контролю технического состояния автобусов, обанкротилась, а иных организаций, имеющих такое разрешение, на настоящий период времени не имеется. Лицензионные карточки не оформлены по той же причине - из-за отсутствия механика со станции. Машины осматривает муж, он механик. На линии работает только две машины, остановить перевозки пассажиров невозможно, поскольку в противном случае перевозить население будет некому.
Оценив указанные возражения индивидуального предпринимателя Л.О.С., арбитражный суд отклонил их как необоснованные, поскольку наличие указанных Л.О.С. обстоятельств, не допускает осуществление хозяйственным субъектом деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Невыполнение требований вышеперечисленных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Л.О.С. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении от 22.12.2008 г. серия А-62 N 000741 (л.д. 6), как доказательство совершения индивидуальным предпринимателем Л.О.С. административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении от 22.12.2008 г. серия А-62 N 000741 индивидуальный предприниматель Л.О.С. выявленные нарушения признала.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем Л.О.С. административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место, подтвержден материалами настоящего дела, арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя Л.О.С. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на нее административный штраф в размере нижнего предела, что составляет 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Л.О.С., 03.09.1983 года рождения, уроженку г. Томска, проживающую по адресу: Рязанская область, г. Скопин, ул. С., д. 49-а (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 308621902100017), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Л.О.С., 03.09.1983 года рождения, уроженки г. Томска, проживающей по адресу: Рязанская область, г. Скопин, ул. С., д. 49-а (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 308621902100017), административный штраф в сумме 3000 руб. для зачисления его по следующим реквизитам: получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области), ИНН 6231012050, КПП 623401001, Расчетный счет 40101810400000010008, ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, БИК 046126001, ОКАТО 61401000000, КБК 10611690040040000140.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19 января 2009 года N А54-5438/2008С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании