Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 марта 2009 г. N А54-5508/2008С5
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 сентября 2009 г. N А54-5508/2008С5
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Р.И.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Р" (г. Москва) к Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области (Рязанская область, р.п. Шилово)
о признании недействительным решения от 25.09.2008 г. N 2967/11-08/524
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Ю.Н., представитель, доверенность от 22.12.2008 г. N НЮ-3-15/722, паспорт.
от ответчика - Г.И.В., ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 12.01.2009 г. N 04-03/74, служебное удостоверение.
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось открытое акционерное общество "Р" с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 25.09.2008 г. N 2967/11-08/524.
Представитель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал и указал, что на несостоятельность выводов налогового органа о том, что спорные земельные участки в период с 1998 года по апрель 2007 года находились у открытого акционерного общества "Р" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Спорные земельные участки находились на праве постоянного (бессрочного) пользования у федерального государственного унитарного предприятия "М" с момента создания предприятия (1993 г.) и до момента приватизации и являлись федеральной (государственной) собственностью. Федеральное государственное унитарное предприятие "М" прекратило свое существование с момента приватизации, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. "о приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 г. путем внесения имущества в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 г. открытое акционерное общество "Р" является коммерческой организацией. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования коммерческим организациям. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество являются сведения из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Выписка из единого государственного реестра прав в подтверждение факта регистрации за открытым акционерным обществом "Р" права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками налоговым органом не представлена. Информация, полученная от Роснедвижимости, не является доказательством существования у открытого акционерного общества "Р" права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки. Поскольку спорные земельные участки никогда не находились у открытого акционерного общества "Российские железные дороги" ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, правовые основания для уплаты земельного налога отсутствуют. С 01.01.2006 г. открытое акционерное общество "Р" должно было платить земельный налог только в отношении тех земельных участков, которые принадлежат ему на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Представитель ответчика заявленное требование открытого акционерного общества "Р" отклонил и пояснил, что согласно земельному законодательству пользование землей является платным. Форма оплаты - арендная плата либо земельный налог. Открытое акционерное общество "Р" заключило договор аренды спорных земельных участков в 2007 году. До этого периода открытое акционерное общество "Р" осуществляло фактическое пользование земельными участками. Спорные земельные участки с 1993 года находились в постоянном (бессрочном) пользовании у федерального государственного унитарного предприятия "М". Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия. Сведения, полученные от Роснедвижимости, не доказывают право на недвижимое имущество, они использованы налоговым органом в качестве основания для выяснения обстоятельств принадлежности спорных земельных участков открытого акционерного общества "Р". Отсутствие правоустанавливающих документов не является основанием для неначисления земельного налога.
Из материалов настоящего дела следует, что открытое акционерное общество "Р" имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером N 62:23:0010211:358 (т. 1, л.д. 110).
30.04.2008 г. открытым акционерным обществом "Р" в Межрайонную ИФНС России N 10 по Рязанской области (по месту нахождения обособленного подразделения: Рязанская область, р.п. Чучково, ул. В.) была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2006 год за один земельный участок (кадастровый номер N 62:23:0010211:358 с кадастровой стоимостью 89873 руб.) на сумму к доплате 268 руб.
Представленная открытым акционерным обществом "Р" указанная декларация, послужила основанием для проведения камеральной налоговой проверки.
В ходе камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области установлен факт неполной уплаты налога в сумме 535398 руб. 26 коп., в результате невключения в налоговую базу для исчисления земельного налога данных по двум другим земельным участкам, используемых обществом в хозяйственной деятельности. Это земельные участки с кадастровыми номерами N 62:23:0000000:0001 (кадастровой стоимостью 3300066 руб.) и N 62:23:0000000:0034 (кадастровой стоимостью 32393151 руб.), расположенные по адресу: Рязанская область, р.п. Чучково, ул. В.
Результаты проверки Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области оформлены актом от 04.08.2008 г. N 1210/11-10-01/561 (т. 1, л.д. 45-48), направленным в адрес открытого акционерного общества заказным письмом (л.д. 49).
Открытое акционерное общество "Р" на данный акт представило в Межрайонную ИФНС России N 10 по Рязанской области возражения от 08.09.2008 г. N 11616.
09.09.2008 г. (исх. N 11-04/14761 - л.д. 50) Межрайонная ИФНС России N 10 по Рязанской области уведомила открытое акционерное общество "Р" о рассмотрении акта камеральной налоговой проверки от 04.08.2008 г. N 1210/11-10-01/561 в 11 час. 25.09.2008 г. по адресу: Рязанская область, пгт. Шилово, ул. 8 Марта, д. 3.
25.09.2008 г. заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области (в отсутствие представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" вынесено решение N 2967/11-08/524 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 55-60).
В соответствии с указанным решением открытое акционерное общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 107079 руб. 65 коп.
Кроме того, открытому акционерному обществу "Р" доначислен земельный налог в сумме 535398 руб. 26 коп. и начислены пени в сумме 110439 руб. 29 коп. (т. 1, л.д. 59).
Указанное решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области также направлено в адрес открытого акционерного общества "Р".
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 25.09.2008 г. N 2967/11-08/524, открытое акционерное общество "Р" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное требование открытого акционерного общества "Р" подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из приведенной нормы следует, что Межрайонная ИФНС России N 10 по Рязанской области должна доказать правомерность доначисления открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" земельного налога за 2006 год в сумме 535398 руб. 26 коп. по участкам с кадастровыми номерами N 62:23:0000000:0001 (кадастровой стоимостью 3300066 руб.) и N 62:23:0000000:0034 (кадастровой стоимостью 32393151 руб.), расположенных по адресу: Рязанская область, р.п. Чучково, ул. В.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции действующей до 01.01.2006 г.) использование земли в Российской Федерации являлось платным. Ежегодным налогом облагались как собственники земли, так и землепользователи.
29.11.2004 г. был принят Федеральный закон N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данного закона, с 01.01.2006 г. утратил силу Закон Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 г.
Материалами дела подтверждено, что с 19.02.1993 г. Федеральное государственное унитарное предприятие "М" Министерства путей сообщения Российской Федерации было зарегистрировано в Московской регистрационной палате в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 22).
На основание Государственного акта N РЯ-23-000100 (т.2, л.д.81), выданного Московско-Рязанскому отделению Московской железной дороги (постановление Главы Чучковского района Рязанской области от 30.12.1998 г. N 173), ФГУП "М" был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок - 416 га, на котором размещены платформы железнодорожные, здания вокзалов и другие объекты (согласно перечню - т. 2, л.д. 33-38)
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" Правительство Российской Федерации Постановлением от 18.09.2004 г. N 585 учредило открытое акционерное общество "Р" (т. 1, л.д. 24).
В соответствии со статьями 2, 3, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.03.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" открытое акционерное общество "Р" создавалось в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, которая была осуществлена в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, с учетом особенностей, установленных указанным законом, путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения в уставный капитал открытого акционерного общества "Р".
С 23.09.2003 г. открытое акционерное общество "Р" зарегистрировано в Межрайонной ИМНС России N 39 по г. Москве в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 23).
Арбитражным судом установлено, что в период с 23.09.2003 г. по 01.01.2006 г. открытое акционерное общество "Р" продолжало пользоваться земельного участка 416 га, так как на данном участке расположены объекты железнодорожного хозяйства, необходимые для обеспечения безопасности и бесперебойности железнодорожных перевозок. За фактическое землепользование указанных земельных участков открытое акционерное общество осуществляло уплату земельного налога, в соответствии с требованиями статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции действующей до 01.01.2006 г.).
Данный факт сторонами не оспаривается.
10.01.2006 г. произведено межевание земельного участка на два, и сформированным участкам присвоены кадастровые номера 62:23:0000000:0001 и 62:23:0000000:0034 (т. 1 л.д. 100).
Статьей 1 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", с 01.01.2005 г. введена в действие новая глава Земельного кодекса Российской Федерации глава "Земельный налог".
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из указанной нормы права, с 01.01.2006 г., открытое акционерное общество "Р" перестало быть плательщиком земельного налога в отношение земельных участков с кадастровыми номерами N 62:23:0000000:0001, N 62:23:0000000:0034, поскольку фактически не обладало ими на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельным налог и арендная плата.
В силу положений статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок (внесения записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления силу названного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая производится по желанию правообладателей.
При этом из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства), которые выданы до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в котором к таким документам также отнесены акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
С учетом изложенного, плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок подтверждается актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 18.02.2009 г. по делу N А54-5508/2008С5 у Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области была истребована информация о том, были ли зарегистрированы за открытым акционерным обществом "Р" на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровым номерами 6223:0000000:0001 и 62:23:0000000:0034 (т. 1, л.д. 19-20).
Во исполнение указанного определения арбитражного суда Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области сообщило арбитражному суду, что в 2006 году (и ранее) открытое акционерное общество "Р" не обращалось за регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0034 и 62:23:000000:0001, расположенные по адресу: Рязанская область, Чучковский район.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от 24.04.2007 г. серия 62 МГ N 403531, N 403532 (т. 1, л.д. 81-82); выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.03.2009 г. N 01/083/2009-262, N 01/083/2009-263, правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 6223:0000000:0034; 62:23:0000000:0001 (относительно ориентира железная дорога "Восточный ход") по адресу: Рязанская область, Чучковский район является Российская Федерация.
Таким образом, спорные земельные участки относятся к федеральной собственности. Они не принадлежат открытому акционерному обществу "Р", ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на каком-либо ином праве.
Доказательств обратного Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области арбитражному суду не представлено.
При таких обстоятельствах, открытое акционерное общество "Р" не должно было в 2006 г. платить земельный налог за земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0034; 62:23:0000000:0001 (относительно ориентира железная дорога "Восточный ход") по адресу: Рязанская область, Чучковский район.
Ссылка представителя налогового органа на то, что открытому акционерному обществу "Р" как правопреемнику ФГУП "М" остаются принадлежать земельные участки, на которых размещены платформы железнодорожные, здания вокзалов и другие объекты (согласно перечню - т. 2, л.д. 33-38) на праве бессрочного пользования согласно Государственному акту N РЯ-23-000100, выданного Московско-Рязанскому отделению Московской железной дороги на основании постановления Главы Чучковского района Рязанской области от 30.12.1998 г. N 173 (т. 2, л.д. 81) до момента переоформления нового вида права либо до заключения договора аренды, отклоняется как неосновательная. Общество является новым субъектом хозяйственной деятельности и доказательств, что к нему перешли все принадлежащие ФГУП "М" права и обязанности, налоговым органом суду не представлено.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд. установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, следует признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.09.2008 г. N 2967/11-08/524, а заявленное требование открытого акционерного общества "Р" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Уплаченная открытым акционерным обществом "Р" государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю, так как в соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.09.2008 г. N 2967/11-08/524, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 10 по Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Р", допущенные принятием решения от 25.09.2008 г. N 2967/11-08/524.
2. Возвратить открытому акционерному обществу "Р" из дохода бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб., перечисленную от 18.12.2008 г. N 129.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 марта 2009 г. N А54-5508/2008С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании