Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30 января 2009 г. N А54-167/2009С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области при ведении протокола судебного заседания рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К", г. Рязань к Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области, г. Рязань о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.12.2008 г. N 14-12/11802, при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Т.И, директор, протокол общего собрания участников от 01.06.2008 г.;
от налогового органа - Г.А.Н., старший государственный налоговый инспектор, доверенность от 27.01.2009 г.; Б.А.Б., главный специалист-эксперт, доверенность N 03-21/6 от 11.01.2009 г., установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество, ООО "К") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, по делу об административном правонарушении от 24.12.2008 г. N 14-12/11802 Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области (далее налоговый орган), которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, в виде административного штрафа в сумме 30000 руб.
Представитель Общества доводы заявления поддержал. В обоснование заявленных требований указал на то, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку федеральная специальная марка на спорную бутылку водки была представлена проверяющим в ходе проверки. Кроме того, бутылка водки не была предназначена для продажи, поскольку была отложена в ящик в подсобном помещении для возврата ее поставщику.
Представители налогового органа заявленное требование отклонили как необоснованное, ссылаясь на соответствие постановления закону.
Из материалов дела следует: 10.12.2008 г. сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области на основании поручения от 01.12.2008 г. N 035 в магазине ООО "К", расположенном по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 4, проведена проверка по вопросам соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной продукции.
Проверкой установлено, что в нарушение статей 12, 16, пункта 1 статьи 26 Федерального Закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пунктов 136 и 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 , в розничной торговле находилась одна бутылка водки "Ледяная озимая" емк. 0,5 л, крепостью 40%, производство: Россия, Рязанская область, г. Шацк, ул. Г., д. 38, без федеральной специальной марки.
В ходе проверки составлен акт проверки организации (предпринимателя без образования юридического лица) по вопросам соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной продукции от 10.12.2008 г. N 069, а также протокол изъятия вещей и документов от 10.12.2008 г. б/н.
В акте проверки продавец ООО "К" Г.Т.В. , указала на то, что федеральная специальная марка тут же была найдена и предоставлена государственному инспектору.
22.12.2008 г. главным государственным инспектором Ф.А.В. и старшим государственным налоговым инспектором Г.А.Н. в присутствии директора Общества К.Т.И. составлен протокол об административном правонарушении N 042.
При составлении протокола об административном правонарушении от 22.12.2008 г. N 042 К.Т.И. дала пояснения о том, что федеральная специальная марка на спорную бутылку водки была обнаружена в ящике.
В протоколе имеется запись о месте и времени рассмотрения административного дела - 24.12.2008 г. в 16 час. 00 мин., о чем под роспись уведомлена К.Т.И.
24.12.2008 г. начальником на логового органа Х.Г.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 14-12/11802 о привлечении ООО "К" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в Управление ФНС России по Рязанской области с жалобой. По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по Рязанской области приняло решение от 11.01.2009 г. N 24-22/38. Решением от 11.01.2009 г. N 24-22/38 постановление по делу об административном правонарушении от 24.12.2008 г. N 14-12/11802 Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области изменено.
Резолютивная часть постановления от 24.12.2008 г. N 14-12/11802 дополнена абзацем следующего содержания "Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "К" алкогольную продукцию, изъятую при проведении проверки соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной продукции в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 10.12.2008 г., а именно: одну бутылку водки "Ледяная озимая" емк. 0,5 л, крепостью 40%, производство: Россия, Рязанская область, г. Шацк, ул. Г., д. 38".
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 24.12.2008 г. N 14-12/11802 , ООО "К" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции запрещено.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в частности, без маркировки согласно статьи 12 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 этой статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы (пункт 4 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. N 212 (далее - Требования), марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
Ответственность за выполнение положений Требований, а также за подлинность марки несет владелец алкогольной продукции, за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в организациях розничной торговли (пункт 9 Требований).
В соответствии с пунктом 9 Требований ответственность за выполнение настоящего документа, а также за подлинность марки несет владелец алкогольной продукции, за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в организациях розничной торговли.
В силу абзацев 2, 3 пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 (далее - Правила), не допускается розничная продажа алкогольной продукции не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
Кроме того, согласно пункту 140 Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Таким образом, продавец, осуществляющий розничную продажу алкогольной продукции, в соответствии с изложенными нормативными правовыми актами обязан проверять правильность наклейки федеральных специальных марок на бутылках продаваемой алкогольной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение пунктов 136, 140 Правил ООО "К" осуществляло продажу одной бутылки водки "Ледяная озимая" (емк. 0,5 л, крепостью 40%, производство: Россия, Рязанская область, г. Шацк, ул. Г., д. 38), без федеральной специальной марки.
Отсутствие федеральной специальной марки на бутылке можно обнаружить при визуальном осмотре, в связи с чем, у Общества имелась возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению правил розничной продажи алкогольной продукции. Однако, оно допустило к реализации алкогольную продукцию, по внешним признакам не отвечающую требованиям действующего законодательства.
Последующее представление федеральной специальной марки не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с тем, что бутылка водки "Ледяная озимая" емк. 0,5 л, крепостью 40%, производство: Россия, Рязанская область, г. Шацк, ул. Г., д. 38 , не предназначалась для продажи, поскольку была отложена в ящик в подсобном помещении, является несостоятельным.
В силу пункта 2 статьи 494 Гражданского кодекса РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Судом установлено, что в момент проведения проверки торговая точка Общества работала.
Представитель налогового органа Г.А.Н., проводивший проверку, в заседании суда пояснил, что он и главный государственный инспектор Ф.А.В. проверили алкогольную продукцию, находящуюся на витрине, на предмет наличия федеральной специальной или акцизной марок. Нарушений выявлено не было. За прилавком на полу ими был обнаружен деревянный ящик, в котором находились бутылки с алкогольной продукцией, предназначенной для перемещения на витрину по мере реализации находящихся на ней бутылок. Одна бутылка водки из ящика оказалась без федеральной специальной марки.
В объяснениях к акту проверки, данных непосредственно в момент проверки, продавец не указала, что спорная бутылка водки находилась в подсобном помещении и не была предназначена для продажи. Доказательств того, что спорный товар был снят с продажи , Обществом не представлены. Факт нахождения спорной продукции в торговом зале свидетельствует о ее реализации ООО "К".
В связи с вышеизложенным, суд считает, что налоговым органом доказан факт совершения ООО "К" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения ООО "К" к административной ответственности судом по материалам дела не установлено. Налоговым органом наложен штраф в минимальном размере - 30000 руб., что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах, смягчающих ответственность.
При таких обстоятельствах, учитывая доказанность события административного правонарушения и вины Общества в его совершении, суд считает необходимым отказать ООО "К" в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 24.12.2008 г. N 14-12/11802, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "К", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 4, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026201076494, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 руб., отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 января 2009 г. N А54-167/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании