Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 13 июля 2009 г. N А54-1527/2009С18
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 декабря 2009 г. N А54-1527/2009С18 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2009 г. N 20АП-3597/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 июля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 13 июля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области М.И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Л.А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "А", г. Рязань к Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, г. Рязань о признании недействительным решения от 20.01.2009 N 29
В судебном заседании 03.07.2009 г. объявлялся перерыв до 10.07.2009 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.Н.В. - представитель по доверенности от 12.05.2009 г.;
от налогового органа: С.Л.Л. - представитель по доверенности от 11.01.2009 г. N 03-27/6.
установил: общество с ограниченной ответственностью "А" (далее по тексту - ООО "А") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области о признании недействительным решения от 20.01.2009 N 29 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
В судебном заседании представитель ООО "А" поддержала заявленное требование в полном объеме, сославшись на непредставление налоговым органом доказательств направления в адрес налогоплательщика требований об уплате налогов.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области отклонил заявленное требование общества, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Из материалов дела следует: 20.10.2008 г. общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2008 г. всего с суммой к уплате 5676703 руб. (по срокам 20.10.2008 г., 20.11.2008 г. к уплате по 1892234 руб.).
Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области, на основании указанной налоговой декларации, выставила в адрес ООО "А":
- требование N 89005 от 07.11.2008 г. об уплате налога, сбора, пени и штрафа, которым, предложила уплатить, в том числе, неуплаченный НДС в размере 1592234 руб. (по сроку уплаты 20.10.2008 г. заявлено 1892234 - 300000 руб. (оплата 20.10.2008 г.)) в срок до 28.11.2008 г. Указанное требование направлено в адрес общества 26.11.2008 г., согласно реестра почтовых отправлений. 20.11.2008 г. обществом оплачена задолженность по налог на добавленную стоимость в сумме 5000 руб.
- требование N 90683 от 25.11.2008 г. об уплате налога, сбора, пени и штрафа, которым, предложила уплатить, в том числе и не уплаченный НДС в сумме 1892234 руб. (по сроку уплаты 20.11.2008 г.) в срок до 15.12.2008 г. Указанное требование направлено в адрес общества 29.11.2008 г., согласно реестра почтовых отправлений.
08.12.2008 г., в связи с неисполнением налогоплательщиком в добровольном порядке в срок, указанный в требовании N 89005 от 07.11.2008 г., обязанности по уплате налогов и пеней, налоговая инспекция вынесла решение N 15325 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках. Данное решение направлено почтой в адрес налогоплательщика 17.12.2008 г.
Во исполнение вышеуказанного решения, 08.12.2008 г., налоговым органом вынесено инкассовое поручение N 38966 на сумму 1587234 руб. (1592234 - 5000 оплата), которое направлено в банк согласно реестра переданных на инкассо расчетных документов N 4151 от 09.12.2008 г.
19.12.2008 г., в связи с неисполнением налогоплательщиком в добровольном порядке в срок, указанный в требовании N 90683 от 25.11.2008 г., обязанности по уплате налога, налоговая инспекция вынесла решение N 16195 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках по требованию. Данное решение направлено почтой в адрес налогоплательщика 31.12.2008 г.
Во исполнение вышеуказанного решения, 19.12.2008 г., налоговым органом вынесено инкассовое поручение N 41194 на сумму 1892234 руб., которое направлено в банк согласно реестра переданных на инкассо расчетных документов N 4218 от 19.12.2008 г.
По данным инкассовым поручениям была списана часть суммы всего 1193722,91 руб. (перечислено платежным ордером N 966, 18.12.0208 г. - 1192012,91 руб. и 22.12.2008 г. - 1710 руб.)
20.01.2009 г., налоговым органом принято решение N 29 от 20.01.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. В решении указаны основание взыскания: требования N 89005 от 07.11.08 г. и N 90683 от 25.11.2008 г., а так же инкассовые поручения N 38966 от 08.12.08 г. и N 41194 от 19.12.08 г. Всего на сумму 2285745,09 руб. (1587234 + 1892234 - 1193723). Указанное решение направлено в адрес налогоплательщика почтой 22.01.2009 г.
Не согласившись с данным решением, ООО "А" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершений действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Таким образом, процедура принудительного взыскания налоговым органом налогов и сборов включает в себя ряд последовательных, обязательных процессуальных действий, порядок и сроки совершения которых регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации, и несоблюдение которых влечет наступление таких правовых последствий как признание ненормативного акта налогового органа недействительным.
Первоосновой для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога является неисполнение обязанности по уплате сумм налога и пени, указанных в требовании об уплате налога.
Как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04, именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (абзац второй пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования, направленного заказным письмом.
Учитывая данную позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и принимая во внимание прямое указание пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование должно направляться налогоплательщику не простым почтовым отправлением, а заказным письмом.
Представитель заявителя отрицает факт получения требований об уплате налога N 89005 от 07.11.2008 г., а также N 90683 от 25.11.2008 г.
Из представленных в материалы дела реестров отправки почтовой корреспонденции, судом установлено, что требование N 89005 от 07.11.2008 г. отправлено 26.11.2008 г., при этом доказательств того, что указанное требование направлялось заказной корреспонденцией, - налоговым органом суду не представлено.
Представленный в качестве доказательства направления требования N 90683 от 25.11.2008 г. реестр отправки заказной почтовой корреспонденции от 29.11.2008 г., таковым не является, поскольку из указанного реестра не следует, что в адрес ООО "А направлялось именно требование N 90683.
Доказательства обратного налоговым органом не представлены.
Таким образом, налоговым органом не доказан факт направления перечисленных выше требований именно заказной корреспонденцией.
Также следует отметить, что факт уклонения налогоплательщика от получения требований налоговым органом не доказан.
Налоговой инспекцией не представлены доказательства того, что требование об уплате налога передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Факт направления требования об уплате налога без соответствующих доказательств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком требования, подтверждает невыполнение налоговым органом при направлении требования как составной части процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога нормативных положений пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговый орган обязан подтвердить как факт, так и дату получения налогоплательщиком требования об уплате налога.
Налоговая инспекция не представила доказательств получения ООО " А" требований об уплате налога N 89005 от 07.11.2008 г., N 90683 от 25.11.2008 г.
Таким образом, налоговый орган нарушил порядок направления налогоплательщику требований, установленный статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что требование N 89005 от 07.11.2008 г. об уплате налога, сбора, пени и штрафа на общую сумму 2385978,93 руб. в срок, установленный законодательством не направлялось, согласно реестру почтовой корреспонденции, данное требование направлено в адрес общества 26.11.2008 г., что свидетельствует о невозможности его получения в сроки, обеспечивающие его исполнение - до 28.11.2008 г.
Поскольку требование об уплате налога представляет собой не только ненормативный правовой акт, но и начальную стадию процесса принудительного взыскания налогов (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации), следовательно, несоблюдение налоговым органом установленного законом порядка направления требований заявителю, существенно нарушает права последнего.
Таким образом, Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области нарушила процедуру бесспорного взыскания задолженности по налогам и пени.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в судебной практике (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.03.2009 г. по делу N А09-4782/2008-21; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.04.2009 г. по делу N Ф09-1940/09-С3.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы и должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Налоговым органом, при принятии оспариваемого решения от 20.01.2009 г. N 29 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика на сумму 2285745 руб. 09 коп., нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности по налогам и пени. Доказательств обратного суду не представлено.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при установлении арбитражным судом незаконности действий должностных лиц государственных органов, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании этих действий незаконными.
Таким образом, на основании вышеизложенного, решение от 20.01.2009 г. N 29 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (ООО "А") на сумму 2285745 руб. 09 коп., подлежит признанию недействительным в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на ответчика, однако, взысканию не подлежит, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины. Учитывая изложенное, государственная пошлина, уплаченная обществом по квитанции СБ 8606/0011 от 16.04.2009 г. в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 20.01.2009 г. N 29 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика на сумму 2285745 руб. 09 коп., принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью "А", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Д., д. 58 а, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1046209009087, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Фе дерации, признать недействительными.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "А", вызванное принятием решения от 20.01.2009 г. N 29 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика на сумму 2285745 руб. 09 коп.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "А", расположенному по адресу: г. Рязань, ул. Д., д. 58 а (ОГРН 1046209009087), из дохода федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по квитанции СБ 8606/0011 от 16.04.2009 г.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 13 июля 2009 г. N А54-1527/2009С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании