Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Чучковской районной Думы
от 7 апреля 2009 г. N 104
Муниципальная программа
"Одаренные дети"
Паспорт
муниципальной программы "Одаренные дети"
управления образования и молодежной политики
муниципального образования - Чучковский муниципальный район
Рязанской области (далее - Программа)
на 2009 - 2015 годы
Основание для разработки: Федеральная целевая программа "Дети России".
Заказчик программы: Управление образования и молодежной политики муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области.
Основные разработчики программы:
Фролова Наталья Федоровна - начальник РУО и МП,
Кондрашова Людмила Константиновна - ведущий специалист РУО и МП, психолог РИМК РУО и МП,
Мансурова Светлана Ивановна - методист РИМК РУО и МП.
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одаренным детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одаренных детей;
- расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психолога, социального педагогу логопеда и других специалистов для работы с одаренными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одаренных детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников
- формирование банка данных одаренных детей; с ежегодным обновлением.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одаренных детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- проведение мониторинга различных видов деятельности детей, познавательных интересов учащихся и воспитанников;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одаренными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
Сроки реализации Программы: 2009 - 2015 г.г.
Источники финансирования Программы:
- средства управления образования и молодежной политики муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области,
- средства комитета по физической культуре, спорту и туризму.
Обоснование проблемы.
Анализ ее исходного состояния.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяемся выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Согласно плану работы РУО и МП на 2008 - 2009 учебный год на базе образовательных учреждений района открыто 15 предпрофильных элективных курсов по выбору, в образовательных учреждениях работают 46 кружков по предметам; при ДЮСШ работают 41 кружок, при ДДТ функционируют 32 кружка.
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.
В школах ведется работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на заседании руководителей образовательных учреждений и совещаниях при начальнике РУО и МП, на заседаниях РМО, ШМО.
Профессионализм и ответственность, забота педагогических коллективов образовательных учреждений о будущем детей являются гарантом реализации программы.
Концепция Программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность в учении, в спорте, во внеклассной деятельности;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного и физического труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
6. Дети с большими физическими задатками, проявляющие повышенный интерес к спорту.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели |
Задачи |
1. Выявление одаренных детей |
1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2. Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. |
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. Привлечение членов семей одаренных детей к творческой деятельности. |
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- участие в спортивных соревнованиях;
- интеллектуальные марафоны, научно-практические, научно-исследовательские конференции.
Программа развития предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути при выпуске учащегося из школы.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и
практической реализации программы "Одаренные дети"
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ "Об образовании"
1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и районного психолога, социального педагога.
1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность образовательных учреждений
2.1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2. Организация патронажа учителей-предметников над способными учащимися.
2.3. Организация методической работы с педагогическими коллективами школ, детских садов, учреждений дополнительного образования.
2.4. Формирование режима работы школ, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного образования (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДДТ, ДЮСШ).
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными
к творческому уровню освоения отдельных
образовательных областей или предметов
3.1. Рациональное наполнение школьного компонента базисного учебного плана с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков, спортивных секций.
3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Организация и проведение районных олимпиад, участие в областных олимпиадах.
3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических и научно-исследовательских конференций.
4. Наблюдение, контроль за выполнением Программы
4.1. Включение в план внутришкольного контроля образовательных учреждений вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования и тестирования учащихся творческого уровня.
4.3. Проведение районных, школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов, соревнований.
План мероприятий по выполнению программы "Одаренные дети"
на 2009 - 2015 годы
N |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Диагностика одаренных детей |
Февраль ежегодно |
Психолог Кондрашова Л.К. |
2. |
Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся |
Март ежегодно |
Психолог Кондрашова Л.К. |
3. |
Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками. |
Март ежегодно |
Психолог Кондрашова Л.К., зав. РИМК Зенина Е.И., методист РИМК Мансурова С.И., администрации образовательных учреждений. |
4. |
Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся |
Май, ежегодно |
Администрации образовательных учреждений. |
5. |
Организация и проведение школьных олимпиад. |
Октябрь ежегодно |
Администрации образовательных учреждений. |
6. |
Организация районных #олимпиадах. Участие в областных олимпиадах. |
Ноябрь-декабрь. Январь-февраль, ежегодно |
Зав. РИМК Зенина Е.И., методист РИМК Мансурова С.И. |
7. |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы "Одаренные дети". |
2009 - 2015 г.г. январь |
РУО и МП, администрации ОУ. |
8. |
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. |
Постоянно |
Кондрашова Л. К., ведущий специалист РУО и МП, психолог РИМК, Зенина Е.И., заведующая РИМК, Мансурова С.И., методист РИМК, Топоркова Е.Ю., ведущий специалист РУО и МП по молодежной политике. |
9. |
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. |
Постоянно |
Учителя-предметники |
10. |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
2009 г. |
РУО и МП. |
11. |
Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НООУ) в учебном году. |
Сентябрь 2009 г. |
РУО и МП. |
12. |
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей |
С 2009 года |
Топоркова Е.Ю., ведущий специалист РУО и МП по молодежной политике, Севальников С.Н., директор ДЮСШ, Олянчук В.И., директор ДДТ. |
13. |
Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные объединения, кружки, факультативы, секции. |
Постоянно |
РУО и МП, администрации ОУ. |
14. |
Анализ возможностей школ для углубленного изучения предметов |
Постоянно |
РИМК РУО и МП, администрации школ. |
15. |
Творческие отчеты в образовательных учреждениях. |
Ежегодно, май |
Администрации школ. |
16. |
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
Ежегодно |
РИМК РУО и МП. |
17. |
Распространение опыта работы с одаренными детьми |
2009 - 2015 г.г. |
РИМК РУО и МП. |
18. |
Проведение предметных недель и декад |
Ежегодно |
Администрации школ. |
19. |
Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. |
Ежегодно. |
РУО и МП, администрации школ. |
20. |
Информирование общественности о достижениях одаренных детей через средства массовой информации. |
Постоянно. |
РУО и МП, образовательные учреждения. |
21. |
Нормативно-правовое обеспечение работы с одаренными детьми. Разработка и утверждение положений, приказов, других локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих и определяющих развитие деятельности по поиску, воспитанию, обучению, развитию одаренных детей района. |
Постоянно. |
РУО и МП, образовательные учреждения. |
22. |
Привлечение семей одаренных детей к творческой деятельности учащихся и воспитанников. |
Постоянно. |
Администрации образовательных учреждений, классные руководители, учителя-предметники, руководители кружков, Кондрашова Л.К. психолог, Зенина Е.И. - социальный педагог. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.