Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 сентября 2009 г. N А54-3562/2009
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления автомобильных дорог Краснодарского края
к индивидуальному предпринимателю З.В.Н., Рязанская область
о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края в сумме 3710,21 руб.
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца;
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом.
установил: Управление автомобильных дорог Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю З.В.Н., Рязанская область о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края в сумме 3710,21 руб.
Представители сторон в судебное заседание не явились, ответчик отзыв в материалы дела не представил.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела судом установлено, что 27.11.2006 в 05 час. 18 мин. сотрудниками стационарного пункта весового контроля СПВК N 1 автодороги "Краснодар-Ейск км 222+000 - 223+000" установлен факт превышения осевых нагрузок автотранспортом Скания 113Н гос. номер У 303 ЕО 62, прицеп "L" гос. номер АВ 4216 62, принадлежащим индивидуальному предпринимателю З.В.Н., Рязанская область (л.д. 11-13).
07.06.2008 в 09 час. 10 мин. сотрудниками стационарного пункта весового контроля СПВК N 2 автодороги " г. Темрюк - г. Краснодар - г. Кропоткин-граница" установлен факт превышения осевых нагрузок автотранспортом Скания 113Н гос. номер У 303 ЕО 62, прицеп "L" гос. номер АВ 4216 62, принадлежащим индивидуальному предпринимателю З.В.Н., Рязанская область (л.д. 15-19).
Выявленные нарушения являются нарушением требований пункта 2 Приложения N 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 08.08.1996 N 1146) (далее - Инструкция) - превышение установленных предельных значений осевых и полных масс грузовых автомобильных транспортных средств.
По факту нарушения сотрудниками постов весового контроля был составлены акты о нарушении порядка перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, N 018218 от 27.11.2006 (л.д. 11) и N 026912 от 07.06.2008 (л.д. 15).
Размер ущерба, нанесенного ответчиком автомобильным дорогам общего пользования Краснодарского края, определен по ставкам, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 07.07.2003 N 652 "Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края", и составил 1185 руб. 09 коп. (N 018218 от 27.11.2006, расчетный лист от 27.11.2006 - л.д. 11-12) и 2525 руб. 12 коп. (акт N 026912 от 07.06.2008, расчетный лист от 07.06.2008 - л.д. 15, 16) - всего 3710 руб. 12 коп.
13.12.2006 и 18.06.2008 истец направил в адрес ответчика претензии N _05.44 5322 и N 80.06-1776/08-03.03 соответственно об оплате вышеуказанных сумм, но ответчик оставил их без ответа и удовлетворения (л.д. 10, 14, 19).
Отказ ответчика в добровольном порядке оплатить сумму ущерба за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов в сумме 3710 руб. 12 коп. послужил основанием для обращения Управления автомобильных дорог Краснодарского края в суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, оценив и исследовав представленные доказательства, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 N 22-П признал указанные подзаконные нормативные акты не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 N 22-П, устанавливая плату за перевозку тяжеловесных грузов, Правительство Российской Федерации тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы. Принимая в этих целях оспариваемые Постановления, Правительство Российской Федерации во исполнение своих конституционных полномочий (статья 115, часть 1, Конституции Российской Федерации) действовало на основании Конституции Российской Федерации, ее статьи 71 (пункт "и"), относящей пути сообщения к ведению Российской Федерации, статьи 110 (часть 1), возлагающей на Правительство Российской Федерации осуществление исполнительной власти, к задачам которой относится, в частности, обеспечение нормального функционирования федеральных путей сообщения, и статьи 114 (пункт "г" части 1), согласно которой Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью с учетом других государственных интересов.
Временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам утверждены Министерством транспорта Российской Федерации в Положении о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам.
Во исполнение указанных актов Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 30.04.1997, установлен размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения предусмотренная плата взыскивается с владельцев и пользователей автомобильного транспорта.
В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде на автомобильных дорогах общего пользования", от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" и Инструкции, а также упорядочения деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, главой администрации Краснодарского края постановлением N 652 от 07.07.2003 утверждены ставки платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края (л.д. 24-38). Организация контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов при проезде транспортных средств по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, возложена на истца.
Согласно п. 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 22.01.2004 N 18, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
Разделом 8 данной Инструкции предусмотрены обязанности перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В целях обеспечения сохранности федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р создана Служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
Пунктом 4.4 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р, Служба весового контроля наделена правом совместно с сотрудниками соответствующих контрольных органов проверять наличие у перевозчика специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза и соответствие его реквизитов реальным параметрам транспортного средства, выполнение требований, изложенных в разделе специального разрешения "Особые условия движения".
В соответствии с п. 1.6 данного положения под стационарным пунктом весового контроля (СПВК) понимается место выполнения работниками дорожных организаций задач по осуществлению контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное необходимыми техническими средствами и сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
Как усматривается из актов о превышении транспортным средством установленных ограничений, данные документы составлены работниками Службы весового контроля на стационарном пункте весового контроля в рамках предоставленных Службе весового контроля полномочий и в соответствии с требованиями вышеназванных правовых норм.
На территории Краснодарского края контроль за соблюдением допустимых весовых параметров с 01.01.2008 осуществляет Управление автомобильных дорог Краснодарского края (до 01.01.2008 - ГУ Краснодарского края "Краснодаравтодор").
Факты превышения транспортными средствами ответчика установленных ограничений по нагрузке на ось при проезде по автодороге "Краснодар-Ейск км 222+000 - 223+000" и "г. Темрюк - г. Краснодар - г. Кропоткин-граница" подтверждены материалами дела, сведения о фактическом весе, указанные в актах, не оспариваются ответчиком, размер взыскиваемой платы исчислен в соответствии с вышеуказанными нормативными актами и согласно расчетным листам компенсации затрат на ремонт дорог в связи с повышенным износом дорог, вызванным перевозками тяжеловесных грузов, составляет 3710 руб. 21 коп.
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает исковые требования о взыскании с индивидуального предпринимателя З.В.Н. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края общего пользования, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в доход краевого бюджета в качестве компенсации за нанесенный ущерб в размере 3710 руб. 21 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации, поскольку истец от уплаты государственной пошлины за рассмотрение данного иска освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Взыскать с индивидуального предпринимателя З.В.Н., родившегося 17.12.1975 в гор. Скопине Рязанской области, проживающего по адресу: Рязанская область, Скопинский район, с. Успенское, ул. Ц., д. 50, кв. 2, основной государственный регистрационный номер 304621916700032, в доход бюджета Краснодарского края 2823 руб. 71 коп. - плату за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края в качестве компенсации за нанесенный ущерб.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя З.В.Н., родившегося 17.12.1975 в гор. Скопине Рязанской области, проживающего по адресу: Рязанская область, Скопинский район, с. Успенское, ул. Ц., д. 50, кв. 2, основной государственный регистрационный номер 304621916700032, в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 500 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 сентября 2009 г. N А54-3562/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании