Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 29 апреля 2009 г. N А54-975/2009С13
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области К.И.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Ермишинского района Рязанской области к индивидуальному предпринимателю К.О.В., р. п. Ермишь, Рязанской области,
третье лицо - Управление ветеринарии Рязанской области в лице ГУ "Е" о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Щ.Е.И. - помощник прокурора области,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: К.О.В.,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
установил:
Заместитель прокурора Ермишинского района обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя К.О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление фармацевтической деятельности без специального разрешения (лицензии).
Определением арбитражного суда от 25.03.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ветеринарии Рязанской области в лице Государственного учреждения "Е".
Представитель прокурора в судебном заседании заявила о возможности освобождения предпринимателя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом того, что предприниматель в настоящее время деятельность по реализации лекарственных средств не ведет и предпринимала меры для получения лицензии.
Предприниматель К.О.В. против заявления прокурора возражает, факт реализации лекарственных средств на момент проверки отрицает, указав на то, что с января 2009 года реализация лекарственных средств была ею прекращена, лекарственные средства в торговой палатке не находились, в список лекарственных средств препарат группы В-Альбен не входит.
Третье лицо отзыва на заявление прокурора не представило, представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела арбитражным судом установлено.
24.02.2009 прокуратурой Ермишинского района Рязанской области совместно со специалистом ГУ "Е" проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, в зоопалатке, принадлежащей индивидуальному предпринимателю К.О.В.
В результате проверки установлено, что предпринимателем К.О.В. выставлены на продажу в зоомагазине (торговой палатке), расположенной по адресу: р. п. Ермишь, Л., лекарственные препараты, предназначенные для животных, при отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Проверка проводилась в присутствии предпринимателя К.О.В.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.02.2009 г.
На основании материалов проверки 27.02.2009 заместитель прокурора Ермишинского района принял постановление о возбуждении в отношении предпринимателя К.О.В. производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств ветеринарного назначения без необходимой лицензии и 02.03.2009 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителя прокурора, предпринимателя, арбитражный суд находит заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением.
В соответствии с п.п. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416.
В статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее по тексту - Закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ) определено, что фармацевтической является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Под лекарственными средствами (согласно ст. 4 Закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ) понимаются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно п. 6 ст. 32 Закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, должна осуществляться в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром.
Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, ветеринарные препараты отнесены к коду 93 0000 4 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения".
Как усматривается из материалов дела, предпринимателю К.О.В. вменяется осуществление фармацевтической деятельности, выраженное в продаже лекарственных препаратов, предназначенных для животных, группы В-Альбен без наличия лицензии на фармацевтическую деятельность.
То обстоятельство, что препараты Альбен относятся к лекарственным средствам, предназначенным для лечения животных, подтверждается представленной в дело инструкцией по применению препарата Альбен, утвержденной Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза РФ 30.12.2005. Согласно пунктам 8, 11 Правил государственной регистрации лекарственных средств (утвержденных Минздравом РФ 01.12.1998 N 01/29-14) инструкция по применению лекарственного средства, в том числе предназначенного для лечения животных, выдается после проведения государственной регистрации лекарственного средства.
Обстоятельства совершения административного правонарушения зафиксированы в акте проверки от 24.02.2009.
В акте проверки проверяющими указано, что на момент проверки - 24.02.2009 на прилавке торговой палатки находился препарат группы В-Альбен с указанной ценой 15 рублей за таблетку, лицензия на право торговли ветеринарными препаратами отсутствует.
При проверке контрольная закупка не проводилась.
В том же акте проверки присутствующая при проверке предприниматель указала, что с января 2009 года отпуск препаратов не осуществлялся, на витрине остались пустые коробки, так как предприниматель пыталась оформить лицензию.
Из содержания данного объяснения усматривается, что предприниматель отрицала факт продажи лекарственных препаратов.
В объяснении предпринимателя, данном прокурору 24.02.2009, то есть в день проверки, а также в объяснении от 02.03.2009 данном прокурору после возбуждения производства по делу об административном правонарушении, К.О.В. также указала, что продажа препаратов группы А и В не осуществляется ею с января 2009года, на витрине находились пустые коробки.
В судебном заседании предприниматель К.О.В. также пояснила, что не осуществляет торговлю препаратами группы Альбен с января 2009 года, в момент проверки на прилавке находились пустые коробки, ни в коробках, ни в торговой палатке лекарственные средства не находились.
При наличии в акте проверки возражений предпринимателя относительно отсутствия в реализации лекарственных препаратов группы В-Альбен, проверяющие не предприняли никаких мер к проверке и установлению наличия в коробках и в торговой палатке данных лекарственных средств, не проверены документы о поступлении и остатках лекарственных средств.
Тем самым возражения предпринимателя не опровергнуты ни на момент проверки, ни при вынесении прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства.
Объяснения предпринимателя в силу положений статей 26.2, 26.3 КоАП РФ являются доказательствами по делу об административном правонарушении наряду с актом проверки и эти доказательства в силу части 1 статьи 71 АПК РФ подлежат оценке судом в совокупности с другими доказательствами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд считает, что прокурором не доказаны обстоятельства совершения предпринимателем административного правонарушения, а именно, не доказан факт реализации на момент проведения проверки лекарственных средств.
Тот факт, что предприниматель не отрицает реализацию ею лекарственных средств до января месяца 2009 года, не принимается судом во внимание, так как данное обстоятельство не положено прокурором в основание постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.
Довод прокурора со ссылкой на пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" о том, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи, не принимается арбитражным судом во внимание по следующим основаниям
Тем же пунктом 19 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5, 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что контрольная закупка не производилась. Оценивая другие доказательства, а именно, акт проверки от 24.02.2009 с объяснением лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии безусловных доказательств, свидетельствующих о выставлении на прилавок в торговой точке именно товара - лекарственных средств группы В-Альбен, а не упаковок от этого товара. Наличие в торговой точке только пустых коробок от лекарственных средств не может квалифицироваться как наличие товара, предназначенного к продаже.
Таким образом, при недоказанности факта реализации лекарственных средств, предназначенных для лечения животных, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Следовательно, заявление прокурора о привлечении предпринимателя К.О.В. к административной ответственности не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления заместителя прокурора Ермишинского района о привлечении индивидуального предпринимателя К.О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29 апреля 2009 г. N А54-975/2009С13
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании