Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 15 февраля 2010 г. N А54-7251/2009
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области
к индивидуальному предпринимателю Л.Л.П., Рязанская область
о привлечении к административной ответственности,
предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 24.03.2009, удостоверение;
от лица, привлекаемого к ответственности - Л.Л.П., предприниматель, паспорт.
установил: Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее - УГАДН по Рязанской области, административный орган) представлены материалы проверки о совершении индивидуальным предпринимателем Л.Л.П. (далее предприниматель) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа поддерживает заявленные требования о привлечении предпринимателя Л.Л.П. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания изложены в заявлении.
Предприниматель возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве. В судебном заседании предприниматель Л.Л.П. просит суд считать совершенные правонарушения малозначительными и не привлекать ее к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, а ограничиться устным замечанием, поскольку все нарушения устранены.
Из представленных материалов следует: на основании распоряжения начальника Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области П.А.М. N 451 от 07.12.2009 (л.д. 5) государственным инспектором УГАДН по Рязанской области Б.Р.Ф. в период с 09 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин. - 15.12.2009 проведена плановая проверка соблюдения лицензиатом обязательных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Проведенной внеплановой проверкой установлено, что предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась предпринимателем Л.Л.П. с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
1. Не ведет учет рабочего времени фактически отработанного каждым работником (водителем автомобиля) с учётом периодов, включаемых в рабочее время водителей в табеле утвержденной формы, чем нарушила требования ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 15. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15; Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
2. Не установила состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя, входящих в состав рабочего времени водителей, чем нарушила требования п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15.
3. В графиках за ноябрь-декабрь 2009 года не указывается время перерыва для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, чем нарушила требования п. 4 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
4. При заполнении путевых листов предприниматель не выполняет требований по применению Обязательных реквизитов и не соблюдает порядка заполнения путевых листов. В путевых листах N 218 от 26.11.2009, N 219 от 27.11.2009, N 220 от 3011.2009, N 221 от 01.12.2009, N 222 от 02.12.2009, N 223 от 03.12.2009, N 224 от 04.12.2009, N 225 от 07.12.2009 не указано: - почтовый адрес предпринимателя; подпись и расшифровка подписи медработника проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя, чем нарушила требования п. 5, п. 7, п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152, п. 1.2 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78.
5. Учёт путевых листов ведётся в Журнале отменённой формы, не позволяющей осуществлять контроль за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов, чем нарушила требования п. 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152, п. 1.2. Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, pa6oт в автомобильном транспорте".
6. Расписание движения автобуса по маршруту "Рязань - Требухино" согласовано с администрацией, но в расписании не указаны промежуточные остановочные пункты, чем нарушила требования п. 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, п. 4.8 Положения об организации транспортного обслуживания населения в Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 17 января 2007 года N 10.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 129-БР от 15.12.2009, врученном предпринимателю Л.Л.П. 15.12.2009 (л.д. 6-10).
По результатам плановой проверки составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000440 от 15.12.2009. Данный протокол получен предпринимателем Л.Л.П. 15.12.2009 (л.д. -10). В объяснениях в данном протоколе предпринимателя Л.Л.П. пояснила, "что с нарушениями согласна".
Оценив материалы дела, выслушав доводы заявителя и предпринимателя, суд пришел к выводу, что к предпринимателю Л.Л.П. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
Л.Л.П. является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 306621529800010 (л.д. 32), имеет лицензию N АСС-62-213871 от 28.12.2006 (срок действия с 29.12.2006 по 28.12.2011, л.д. 31) на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по Российской Федерации, выдана Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области.
Предприниматель Л.Л.П. является в силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 (в ред. от 30.12.2008), деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: N Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда", N Т-13 "Табель учета рабочего времени", N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость", "Т-51 "Расчетная ведомость", N Т-53 "Платежная ведомость", N Т-53-а "Журнал регистрации платежных ведомостей", N Т-54 "Лицевой счет", N Т-54-а "Лицевой счет (свт)", N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику", N Т-61 "Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)", N Т-73 "Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы".
Согласно п.п. 2, 5, 7, 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 2). Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: 1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона; 2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (п. 5). Сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (п. 7). Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (п. 16).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте: NN 3 "Путевой лист легкового автомобиля", 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля", 4 "Путевой лист легкового такси", 4-С "Путевой лист грузового автомобиля", 4-П "Путевой лист грузового автомобиля", 6 "Путевой лист автобуса", 6 спец. "Путевой лист автобуса необщего пользования", 8 "Журнал учета движения путевых листов", 1-Т "Товарно-транспортная накладная" (п. 1.2).
Судом из материалов дела установлено, что предприниматель Л.Л.П. не ведет учет рабочего времени фактически отработанного каждым работником (водителем автомобиля) с учётом периодов, включаемых в рабочее время водителей в табеле утвержденной формы; не установлен состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя, входящих в состав рабочего времени водителей. В графиках за ноябрь-декабрь 2009 года не указывается время перерыва для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. При заполнении путевых листов предприниматель не выполняет требований по применению обязательных реквизитов и не соблюдает порядок заполнения путевых листов. В путевых листах N 218 от 26.11.2009, N 219 от 27.11.2009, N 220 от 3011.2009, N 221 от 01.12.2009, N 222 от 02.12.2009, N 223 от 03.12.2009, N 224 от 04.12.2009, N 225 от 07.12.2009 не указано: - почтовый адрес предпринимателя; подпись и расшифровка подписи медработника проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя. Учёт путевых листов ведётся в журнале отменённой формы, не позволяющей осуществлять контроль за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов. Расписание движения автобуса по маршруту "Рязань - Требухино" согласовано с администрацией, но в расписании не указаны промежуточные остановочные пункты (л.д. 11-30).
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
Учитывая, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения подтверждён представленными в материалы дела документами и не оспаривается лицензиатом, в действиях индивидуального предпринимателя Л.Л.П. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 N 116-О, суд с учётом характера правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административной ответственности" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд, исследовав в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, установив в действиях индивидуального предпринимателя Л.Л.П. состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришёл к выводу о его малозначительности.
Судом установлено, что ранее индивидуальный предприниматель Л.Л.П. к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалась. Осуществляемый предпринимателем Л.Л.П. вид деятельности является единственным источником дохода. Предприниматель к исполнению своих обязанностей по оказанию транспортных услуг относится добросовестно. Доказательств того, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу для охраняемых законом общественных отношений - административным органом не представлено. Кроме того, выявленные в ходе проверки нарушения устранены предпринимателем Л.Л.П. в короткий срок, что подтверждается представленными в материалы дела документами: учет рабочего времени ведется в табеле формы Т-13, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (копия табеля прилагается); графики работы водителя составляются согласно расписанию движения по маршруту N 110 и требований Приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 (копия графика прилагается). Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность времени проведения медицинского предрейсового и послерейсового осмотра водителя установлены приказом N 1 от 16.12.2009 (копия приказа прилагается). В путевых листах подпись медработника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр расшифровывается (копия путевого листа прилагается). Путевые листы учитываются в журнале учета движения путевых листов формы N 8 утвержденной постановлением Госкомстата от 28.1997 N 78 (копия журнала прилагается). Расписание движения автобуса по маршруту N 110 "Рязань - Требухино" разработано в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 и утверждено.
С учётом изложенного, арбитражный суд считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить индивидуального предпринимателя Л.Л.П. от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Л.Л.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Освободить индивидуального предпринимателя Л.Л.П., родившуюся 06.08.1950 в пос. Удомля Удомельского района Калининской области, проживающую по адресу: Рязанская область, с. Поляны, ул. Н., д. 0, корп. 4, кв. 19, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 306621529800010, от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием. Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Л.Л.П. прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15 февраля 2010 г. N А54-7251/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании