Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 15 апреля 2010 г. N А54-7661/2009С18
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 сентября 2010 г. по делу N А54-7661/2009-С18 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Рязанской области, Рязанская область, г. Касимов
к обществу с ограниченной ответственностью "М", Рязанская область, г. Касимов
третье лицо - С.В.А., Рязанская область, г. Касимов
о ликвидации общества
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Б.Е.В., старший специалист 2 разряда правового отдела УФНС России по Рязанской области, доверенность 07.08.2009; С.А.А., старший специалист 2 разряда, доверенность 25.08.2009;
от ответчика - С.В.А., генеральный директор, паспорт;
от третьего лица - С.В.А., паспорт;
установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "М" (ИНН: 6226009077), зарегистрированного по юридическому адресу: Рязанская область, г. Касимов ул. К., д. 13, кв. 3.
Определением от 12 января 2010 года, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечен С.В.А.
Представители налогового органа требование о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "М", зарегистрированного по юридическому адресу: Рязанская область, г. Касимов ул. К., д. 13, кв. 3, поддержали в полном объеме, сославшись, что ООО "М" не проводит стимулирующую лотерею, а фактически осуществляет организацию и проведение азартных игр вне установленных законодательством игровых зон.
Представитель ответчика и третьего лица заявленные требования отклонил, сославшись на отсутствие законных оснований для ликвидации общества.
Из материалов дела следует: ООО "М" зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области за основным регистрационным номером 1076226000916 (л.д. 5-8).
Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области проведена проверка деятельности ООО "М".
Из акта N 49 от 24.11.2009 г. (л.д. 27), составленного сотрудниками налогового органа, следует, что ООО "М" осуществляет деятельность оператора по проведению лотереи "П" по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. С., д. 27а (л.д. 28).
ООО "М" в соответствии с агентским договором от 03.09.2009 г. N 78-А от имени ООО "МИ" реализовывает товар для проведения стимулирующей лотереи "П" и проводит розыгрыш призового фонда.
ООО "МИ" на основании договора субаренды от 03.09.2009 г. N Т-78 (л.д. 19-22), предоставляет во временное пользование ООО "М" лотерейное оборудование.
В помещении ООО "М" по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. С., д. 27а установлены 42 терминала.
Согласно условиям стимулирующей лотереи "П", лотерея является тиражной, без выпуска лотерейных билетов. Для розыгрыша призового фонда организатором лотереи создается тиражная комиссия, которая проводит розыгрыш призового фонда тиража с использованием лотерейного оборудования.
В ходе проверки было установлено, что при проведении указанной лотереи посетитель клуба приобретает карту оплаты доступа в Интернет, CD-диски. После оплаты товара техник-администратор пробивает кассовый чек на контрольно-кассовом аппарате, заполняется анкета участника лотереи. Затем оператор с помощью ключа зачисляет призовые баллы согласно внесенной оплаты на терминал, после чего начинается розыгрыш.
Полагая, что ООО "М", в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о ликвидации общества.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Статьей 5 вышеуказанного Закона закреплено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленным настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Таким образом, правовые основания запрета деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены действующим законодательством.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 3 ст. 61 ГК РФ определено, что требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым такое право предоставлено законом.
Согласно рекомендациям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 и Пленума Верховного Суда РФ N 6 от 01.07.1996 г., юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного Закона или иного правового акта.
На основании п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 61 Гражданского кодекса РФ" от 13.08.2004 г. N 84, при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18.07.2003 г. N 14-П, по конституционно-правовому смыслу положений п. 2 ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Приказом Минфина РФ от 08.11.2007 N 100н утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Инструкции в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание:
- о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ;
- об устранении иных нарушений.
При этом, в случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что налоговым органом проведена проверка деятельности ООО "М" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Результаты проверки отражены в акте проверки N 49 от 24.11.2009 г. (л.д. 27).
В названном акте содержится описание сути игры с использованием развлекательного оборудования, указывается на использование развлекательного оборудования внешне сходным с игровым оборудованием, используемым для организации и проведения азартных игр, что налоговым органом расценено как незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.
Предписание о прекращении незаконной предпринимательской деятельности налоговым органом обществу не направлялось.
К административной ответственности общество не привлекалось.
Указанное обстоятельство налоговый орган не отрицает.
Каких-либо иных доказательств проведения ООО "М" азартных игр в материалы дела налоговым органом не представлено.
Экспертиза лотерейного оборудования не проводилась.
Налоговым органом не доказано, что развлекательное оборудование в проверяемом помещении, работает в режиме игрового автомата, а не развлекательного оборудования.
Представленные налоговым органом в материалы дела доказательства не является достаточными для вывода об осуществлении обществом деятельности по проведению азартных игр.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств соблюдения налоговым органом установленного приведенными нормами порядка действий инспекции в случае неустранения организацией нарушений статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" заявителем не представлено.
Арбитражным судом при рассмотрении дела установлено, что в связи с нарушением, по мнению налогового органа законов, каких-либо мер по их устранению, в том числе в виде привлечения в этих целях организатора азартных игр к административной ответственности, а также иных мер, налоговой инспекцией не принималось.
Оценив представленные налоговым органом доказательства, суд пришел к выводу о необоснованности доводов налогового органа о наличии оснований для ликвидации общества, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Выводы суда по данному делу аналогичны выводам, содержащимся в определении ВАС от 16.03.2009 N 2556/09, постановлениях кассационных инстанций от 3 декабря 2009 г. N КГ-А40/12759-09, от 19 февраля 2009 г. по делу N А68-2399/08-101/П и др. и соответствуют сложившейся судебной практике.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Рязанской области, - удовлетворению не подлежат.
Расходы по оплате госпошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя, однако взысканию не подлежат, поскольку в силу статьи 333.37 НК РФ, налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Рязанской области о прекращении деятельности по проведению и организации азартных игр и ликвидации общества с ограниченной ответственностью "М", - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15 апреля 2010 г. N А54-7661/2009С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании