Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 31 марта 2010 г. N А54-1094/2010С20
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области к индивидуальному предпринимателю Б.В.Д., Рязанская область, г. Ряжск о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом;
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Б.В.Д., Рязанская область, г. Ряжск о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился.
Индивидуальный предприниматель Б.В.Д. в судебное заседание не явился, отзыв на заявление административного органа не представил, требование заявителя не отклонил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: на основании Распоряжения УГАДН по Рязанской области N 057 от 26.02.2010 г. (л. 8), старшим государственным инспектором В.Н.В. проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Б.В.Д. условий лицензирования и транспортного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом.
В ходе проверки установлено, что деятельность по перевозке пассажиров (на основании лицензии N АСС-62-213622, действующей с 05.02.2005 г. по 04.02.2010 г. (л.д. 37) индивидуальным предпринимателем Б.В.Д. осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- не обеспечено предоставление перерыва водителям автобусов через 4 часа после начал работы между двумя частями рабочего дня;;
- не проводится учет и контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, осуществляющим регулярные автобусные перевозки;
- не обеспечен учет неисправностей транспортных средств и их устранения;
- не обеспечено надлежащее заполнение путевых листов;
- не организован регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя или специально назначенных должностных лиц.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 012-ВН от 11.03.2010 г., который вручен законному представителю индивидуального предпринимателя Б.Т.В. (доверенность N 3 - л.д. 5) под роспись (л.д. 16-20).
11.03.2010 г., в присутствии представителя предпринимателя Б.В.Д. составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000096 (л.д. 6-7), в котором имеется отметка представителя предпринимателя о том, что с протоколом ознакомлена, согласна.
Осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к выводу, о наличии оснований для применения административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности " N 128-ФЗ от 08.08.2001 г., деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Федеральный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Б.В.Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером (л.д. 40).
В соответствии с выданной предпринимателю Б.В.Д. лицензией (регистрационный номер АСС-62-213622), условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии:
обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм (л.д. 37).
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В ходе проведенной проверки выявлены, подтверждены документально и не опровергаются предпринимателем нарушения лицензионных требований.
Согласно п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15, водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Судом установлено, что водителя автобусов, работающих на регулярном городском автобусном маршруте N 2 "ул. Волгоградская - Поликлиника" по расписанию движения автобусов составленного для 3 и 6 выходов рабочий день разделе на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня установлен через 6 ч. 34 мин. и 5 ч. 59 мин., а не через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня составляет 1 час, и он включен в рабочее время водителей (Табель учета рабочего времени водителей за февраль 2010 г. - л.д. 21; расписание движения автобусов по маршруту N 2 для 3 и 6 выходов - л.д. 26-28).
Следовательно, положения п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15, предпринимателем нарушены.
В нарушение п. 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2, индивидуальным предпринимателем не проводится учет и контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, осуществляющим регулярные перевозки. Так, на оборотной стороне путевого листа за февраль 2010 г. (л.д. 29-34) не указывается время отправления по графику и фактически, а также не представлены иные документы, подтверждающие выполнение данного требования.
Согласно п. 4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, организации и водители - предприниматели обязаны: обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Как установлено судом, по информации начальника ОГИБДД по Ряжскому муниципальному району от 10.02.2010 г. N 492 транспортные средства ЗИЛ 325010 гос. N СВ 715, ГАЗ-322132 гос. N СЕ 343, ГАЗ-332132 гос. N СЕ 342 (л.д. 9-15) осуществляли перевозку пассажиров 09.02.2010 г. с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена. Таким образом, ИП Б.В.Д. не обеспечил соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности движения и допустил к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. 12, 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. N 152, в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при оформлении путевых листов предпринимателем нарушен порядок их ведения, в частности, при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, в путевых листах водителей не проставлены время, имя, отчество медработника; в заглавной части путевого листа в хронологическом порядке не указан номер путевого листа (л.д. 29-36).
Следовательно, положения п.п. 12, 16 указанного Положения предпринимателем нарушены.
Согласно п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются: закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации; регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации; назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей; проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
Как установлено судом, в соответствии с п.п. 1, 2 Должностной инструкции (л.д. 22) механик Л.В.В. обеспечивает исправное состояние подвижного состава и выпуск его на линии; выявляет причины неисправностей и принимает меры к их устранению. По информации начальника ОГИБДД по Ряжскому муниципальному району от 10.02.2010 г. N 492 (л.д. 9-15) транспортные средства ЗИЛ 325010 гос. N СВ 715, ГАЗ-322132 гос. N СЕ 343, ГАЗ-332132 гос. N СЕ 342 осуществляли перевозку пассажиров 09.02.2010 г. с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена. Следовательно, механик Л.В.В. не выполнил п.п. 1, 2 Должностной инструкции и выпустил технически неисправные транспортные средства, а ИП Б.В.Д. не организовал регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечении безопасности движения со стороны руководителя или специально назначенных должностных лиц (служб) организации, чем нарушено требование п. 2.2 указанного выше положения.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000096 от 11.03.2010 г., как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д. 6-7).
Факт совершения правонарушения индивидуальный предприниматель Б.В.Д. не отрицает, о чем свидетельствует объяснение его представителя, содержащееся в протоколе (л.д. 6-7).
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на предпринимателей, приравненных в силу статьи 2.4 упомянутого Кодекса к должностным лицам, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
С учетом совершения административного правонарушения ИП Б.В.Д. впервые, арбитражный суд при рассмотрении вопроса о мере ответственности считает возможным применить к индивидуальному предпринимателю Б.В.Д. административный штраф в размере нижнего предела, установленного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - 3000 руб.
Руководствуясь ч. 3 ст. 14.1, ст.ст. 2.4, 4.2, 23.1, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.ст. 167-170, 202, 206 АПК РФ, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Б.В.Д., 17.05.1957 г., уроженца г. Углегорска Сахалинской области, зарегистрированного по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, пер. К., д. 12, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304621435800110, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Б.В.Д. административный штраф в размере 3000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области), ИНН 6231012050, КПП 623401001, Р/с 40101810400000010008, ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, БИК 046126001, ОКАТО 61401000000, КБК 10611690040040000140.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 31 марта 2010 г. N А54-1094/2010С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании