Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 6 мая 2010 г. N А54-1525/2010
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Рязанского района, г. Рязань к индивидуальному предпринимателю К.Ю.Н., Рязанская область о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.П.А., помощник прокурора, удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности - К.Ю.Н., предприниматель, паспорт.
установил: прокурор Рязанского района (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю К.Ю.Н., Рязанская область (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель прокурора поддерживает требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы изложены в заявлении (л.д. 2-4).
В судебном заседании 06.05.2010 предприниматель пояснил, что документы, подтверждающие легальность слабоалкогольной продукции - коктейля "Ягуар", представить не может, так как они отсутствуют.
Из представленных материалов следует: прокуратурой Рязанского района в рамках проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район с сотрудниками Рязанского РОВД была проведена деятельность магазина "Продукты", расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Александрово, ул. Ц. и принадлежащего предпринимателю К.Ю.Н. (договор аренды здания магазина от 17.11.2009, л.д. 12-13).
По результатам осмотра места происшествия, проведенного в присутствии понятых, с участием продавца магазина предпринимателя К.Л.Е. инспектором ГБППР Рязанского ОВД С.А.В. составлен протокол осмотра места происшествия от 25.03.2010 (л.д. 5-7).
В ходе проверки и осмотра магазина "Продукты", расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Александрово, ул. Ц. и принадлежащего предпринимателю К.Ю.Н., установлено, что магазин представляет собой одноэтажное здание из красного кирпича общей площадью 20 кв. м. Вдоль стены напротив входа расположены стеклянные стеллажи, на которых находятся макаронные изделия, чай, кофе, консервы, хлебо-булочные изделия, пиво, коктейли, в частности коктейль Ягуар, 0,5 л., РСТ АЕ 67, произведенный ООО "Ю", г. Тверь, ул. П., 84 с ценником, указывающим на стоимость товара 52 руб. На расстоянии 0,5 метра перед стеллажом находится холодильник - витрина с колбасной и молочной продукцией и прилавок с весами и кассовым аппаратом на нем.
В соответствии со ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по протоколу осмотра места происшествия от 25.03.2010 произведено изъятие слабоалкогольной продукции, принадлежащей предпринимателю К.Ю.Н. (л.д. 5-7). Изъята одна банка слабоалкогольного коктейля Ягуар, 0,5 л., РСТ АЕ 67, произведенного ООО "Ю", г. Тверь, ул. П., 84 по цене 52 руб. за одну банку.
29.03.2010 заместитель прокурора Рязанского района А.Р.А., рассмотрев материалы проверки соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, вынес в отношении предпринимателя К.Ю.Н. постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления от 29.03.2010 вручена предпринимателю К.Ю.Н. 29.03.2010 (л.д. 9-10).
02.04.2010 прокурор Рязанского района обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением. Определением суда от 05.04.2010 заявление прокурора принято к производству.
Оценив материалы дела, выслушав доводы представителя прокурора и предпринимателя, суд находит, что предприниматель К.Ю.Н. подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд исходит из следующих обстоятельств.
К.Ю.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Рязанского района 11.02.1998 за N Р2576, основной государственный регистрационный номер 304621535500025 (л.д. 15).
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 27.12.2009) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции (статья 1 Закона).
Пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (в ред. от 16.06.2006) утверждены: форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных и медицинских организациях; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; несовершеннолетним; без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без соответствующих лицензий; без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона; с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции; как бесхозяйное имущество; без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции. Изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Хранение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено их изъятие.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 139 раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006 N 80 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции", на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Отсутствие сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, товаротранспортной накладной, справки к товаротранспортной накладной, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, удостоверения качества, является основанием для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям влечет, согласно ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Нахождение и реализация алкогольной продукции в магазине без надлежаще оформленных документов образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в силу ст.ст. 492, 494 Гражданского кодекса Российской Федерации является предложением к продаже. Факт нахождения алкогольной продукции в магазине "Продукты" свидетельствует о реализации слабоалкогольной продукции. Нахождение слабоалкогольной продукции в магазине "Продукты" без надлежаще оформленных документов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим предпринимателя от ответственности за административное правонарушение по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, именно предприниматель обязан обеспечить контроль за работой продавца, с которым заключено трудовое соглашение, и именно он несет ответственность за неисполнение продавцом этой обязанности.
Несоблюдение законодательства об обороте алкогольной продукции существенно нарушает охраняемые общественные интересы.
Факт нахождения слабоалкогольной продукции в магазине "Продукты", расположенном по адресу: Рязанский район, с. Александрово, ул. Ц. без документов, подтверждающих легальность слабоалкогольной продукции, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2010 (л.д. 9-10), протоколом осмотра места происшествия от 25.03.2010 (л.д. 5-7), объяснениями продавца предпринимателя К.Л.Е. от 25.03.2010 (л.д. 8), объяснениями предпринимателя К.Ю.Н. от 29.03.2010 (л.д. 11) и не опровергнут предпринимателем в ходе судебного разбирательства.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Прокурор в целях осуществления надзора за законодательством и на основании поступившей информации о фактах нарушения закона вправе проводить проверки. В соответствии с ч. 4 п. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса и выносится в сроки, установленные ст. 28.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 28.11.2009) прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 29.03.2010 (л.д. 9-10), протокол осмотра места происшествия от 25.03.2010 (л.д. 5-7), составленный с участием понятых, как доказательства совершения лицом административного правонарушения, соответствуют требованиям, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вменяемое предпринимателю К.Ю.Н. правонарушение и вина предпринимателя подтверждены материалами дела. Кроме того, согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N102-ФЗ (ред. 31.12.2005)) поставка и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. от 20.11.2008), при определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина предпринимателя К.Ю.Н. в совершении правонарушения имели место и подтверждены материалами дела, арбитражный суд считает, что предпринимателя К.Ю.Н. следует привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в минимальном размере 4000 рублей. Изъятая у предпринимателя слабоалкогольная продукция: одна банка слабоалкогольного коктейля Ягуар, 0,5 л., РСТ АЕ 67, произведенного ООО "Ю", г. Тверь, ул. П., 84 по цене 52 руб. за одну банку, подлежит конфискации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя К.Ю.Н., родившегося 20.03.1957 в пос. Краснооктябрьский Сокулукского района Республики Кыргызстан, проживающего по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Александрово, ул. Р., д. 5, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Рязанского района 11.02.1998 за N Р2576, основной государственный регистрационный номер 304621535500025, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя К.Ю.Н., родившегося 20.03.1957 в пос. Краснооктябрьский Сокулукского района Республики Кыргызстан, проживающего по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Александрово, ул. Р., д. 5, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Рязанского района 11.02.1998 за N Р2576, основной государственный регистрационный номер 304621535500025, штраф в размере 4000 рублей для перечисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК Минфина России по Рязанской области (Управление федеральной службы судебных приставов по Рязанской области)
ИНН 6234011182
КПП 623401001
р/с 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 322 1 16 17000 01 0000 140
3. Конфисковать у индивидуального предпринимателя К.Ю.Н., родившегося 20.03.1957 в пос. Краснооктябрьский Сокулукского района Республики Кыргызстан, проживающего по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Александрово, ул. Р., д. 5, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Рязанского района 11.02.1998 за N Р2576, основной государственный регистрационный номер 304621535500025, следующую слабоалкогольную продукцию, изъятую на основании протокола осмотра места происшествия от 25.03.2010 и находящуюся на хранении в Рязанском РОВД:
- одну банку слабоалкогольного коктейля Ягуар, 0,5 л., РСТ АЕ 67, произведенного ООО "Ю", г. Тверь, ул. П., 84 по цене 52 руб. за одну банку.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 6 мая 2010 г. N А54-1525/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании