Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 13 августа 2010 г. N А54-236/2010С14
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "С"Г", г. Спасск Рязанской области к Министерству природопользования и экологии Рязанской области, г. Рязань третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Х" г. Рязань, Крестьянско-фермерское хозяйство индивидуальный предприниматель А.С.П., г. Спасск Рязанский Рязанской области о признании недействительными торгов
при участии в судебном заседании:
от истца: Ш.В.Н., представитель по доверенности от 11.01.2010, паспорт;
от ответчика: Ю.С.Б., заместитель начальника отдела по доверенности N 6 от 13.01.2010, служебное удостоверение;
от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Х"): С.А.И., представитель по доверенности от 25.05.2010, паспорт;
от третьего лица (Крестьянско-фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя А.С.П.): не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства;
установил: общество с ограниченной ответственностью "С"Г", г. Спасск Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Министерству природопользования и экологии Рязанской области, г. Рязань о признании недействительным открытого конкурса, проводившегося Министерством природопользования и экологии Рязанской области, на право заключения договора по предоставлению рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства на территории Рязанской области по лотам N 15, 17, 18, оформленного протоколом заседания конкурсной комиссии от 16.11.2009 (в части решений по лотам N 15, 17, 18).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 06.05.2010 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Х" и индивидуальный предприниматель - глава крестьянско-фермерское хозяйства А.С.П.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие третьего лица (индивидуального предпринимателя - главы Крестьянско-фермерского хозяйства А.С.П.), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца поддерживает заявленные исковые требования в полном объеме, поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении и возражениях на отзыв ответчика, указывая на необоснованный отказ ответчика в допуске истца к участию в конкурсе на право заключения договора по предоставлению рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области, поскольку истцом был представлен план развития рыбоводного хозяйства, документы представленные в конкурсную комиссию по каждому лоту были пронумерованы, сшиты степлером и заверены печатью. Истцом полностью выполнено требование подпункта г пункта 28 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 136, и представлен расчет плотности посадки рыбы и выхода рыбопродукции за год, который содержался в Рыбоводно-биологическом обосновании организации товарного рыбоводства на каждом водоеме (рыбопромысловом участке) каждого лота. Требования конкурсной комиссии по представлению предложений по планируемому объему разведения (выращивания) водных биоресурсов с разбивкой по годам не предусмотрены конкурсной документацией и являются незаконными. Истец полагает, что он незаконно был не допущен к участию в конкурсе, поскольку предлагал лучшие условия по лотам 15, 17, 18 (протокол заседания конкурсной комиссии от 16.11.2009).
Представитель ответчика против заявленных исковых требований возражает, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и дополнении к отзыву, считая, что представленные истцом заявки с приложенными к ним документами на участие в конкурсе не соответствуют требованиям и условиям, установленным конкурсной документацией и Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства (далее Правил), а именно, подпунктами "а", "в" пункта 15, подпунктом "г" пунктов 28, 29 Правил, в связи с чем истцу было отказано в допуске к участию в конкурсе по лотам N N 15, 17, 18. В планах развития рыбоводного хозяйства, представленных истцом, отсутствовали расчеты планируемых к реализации объемов водных биоресурсов, предложения по планируемому объему разведения (выращивания) водных биоресурсов с разбивкой по годам, документы не были прошнурованы, не пронумерованы, не опечатаны печатью заявителя.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Х" против заявленных исковых требований возражает. Полагает, что Министерством природопользования и экологии Рязанской области при проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыбоводства на территории Рязанской области были соблюдены все нормы законодательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, оценив и исследовав представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 22.09.2009 Министерством издан приказ N 336 об объявлении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области.
В официальном печатном издании "Рязанские ведомости" от 26.09.2009 и на официальном сайте Министерства было размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области.
Заказчиком утверждена конкурсная документация, где в пунктах в) и г) раздела 4 "перечень документов, прилагаемых к заявке" было указано, что к заявке прилагаются:
- документы, подтверждающие показатели объемов разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в тоннах за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса в случае, если этот период менее 4 лет (приложение N 6 к документации);
- план развития рыбоводного хозяйства на заявленный период действия договора с прилагаемым к нему расчетами планируемых к реализации объемов водных биологических ресурсов.
ООО "С"Г", 28.10.2009 подало заявку на участие в конкурсе по лотам N N 15. 17, 18.
Решением конкурсной комиссии от 16.11.2009, оформленным протоколом заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области на лот N 15 (Спасский район, пруд на реке Шитяк у с. Урицкое), на лот N 17 (Спасский район. оз. Лужное), на лот N 18 (Спасский район, оз. Ошково) истцу отказано в допуске к участию в конкурсе ввиду несоответствия заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным подпунктами "а", "в" пункта 15 Правил -отсутствуют в плане развития рыбоводного хозяйства расчеты планируемых к реализации объемов водных биоресурсов, отсутствуют предложения по планируемому объему разведения (выращивания) водных биоресурсов с разбивкой по годам; документы не прошнурованы, не пронумерованы, не опечатаны печатью заявителя - подпункт "г" пункта 28 Правил, абзац 6 раздела 4 конкурсной документации.
Решением конкурсной комиссии от 25.11.2009, оформленным протоколом заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области победителями конкурса по лотам N 15, N 17, N 18 признаны соответственно общество с ограниченной ответственностью "Х" и КФХ ИП А.С.П.
Полагая, что решение конкурсной комиссии от 16.11.2009 в части отказа в допуске к участию в конкурсе общества с ограниченной ответственностью "С"Г" незаконно, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться, в частности, путем проведения торгов в форме конкурса.
Частью 1 статьи 20 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 21 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
При проведении открытого конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципальный заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация в срок, установленный в части 1 настоящей статьи, размещают также на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено муниципальное образование, извещение о проведении такого открытого конкурса.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ). Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (часть 1 статьи 21 Закона N 94-ФЗ).
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе (часть 7 статьи 7 Закона N 94-ФЗ). В силу части 1 статьи 36 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 данного закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона N94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям документации об аукционе.
Из приведенных норм следует необходимость представления участником размещения заказа заявки полностью соответствующей требованиям конкурсной документации.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 136 утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления товарного рыбоводства (далее - Правила).
Под товарным рыбоводством в силу п. 18 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" понимается предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе, выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов. Согласно п. 20 Правил конкурсная документация должна содержать, в частности, перечень документов, прилагаемых к заявке в целях подтверждения сведений, предусмотренных п.п. 27-28 настоящих Правил. Подпунктом пункта 28 Правил предусмотрено, что к заявке на участие в конкурсе прилагается план развития рыбоводного хозяйства на заявленный период.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду Подпункт г пункта 28 Правил
Организатором торгов в рассматриваемом случае выступило Министерство природопользования и экологии Рязанской области (предмет конкурса - право на заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Рязанской области).
Решение о создании конкурсной комиссии для проведения конкурса принималось организатором торгов - Министерством природопользования и экологии Рязанской области. Приказом Министерства природопользования и экологии Рязанской области N 177 от 02.06.2009 утверждены формы конкурсной документации и состав комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства.
Как следует из материалов дела, конкурсная комиссия приняла решение отказать в допуске к участию в конкурсе на лоты N N 15, 17, 18 обществу с ограниченной ответственностью "С" Гавриловская 1" на основании подпунктов "а", "в" пункта 15 Правил (отсутствие в плане развития рыбоводного хозяйства расчетов планируемых к реализации объемов водных биоресурсов, отсутствие предложения по планируемому объему разведения (выращивания) водных биоресурсов с разбивкой по годам; на основании подпункта "г" пункта 28 Правил, абзаца 6 раздела 4 конкурсной документации (документы не прошнурованы, не пронумерованы, не опечатаны печатью заявителя).
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация в соответствии с частями 2-4 статьи 25 настоящего Федерального закона должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе.
Федеральным законом N 308-ФЗ от 30.12.2008 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 94-ФЗ введена часть 2.2 статьи 35, в которой законодательно закреплены основные подходы к оформлению конкурсной документации.
На основании части 2.2 статьи 35 все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа.
Соблюдение участниками размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и все тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений.
Пунктом 29 Правил также предусмотрено, что, документы, направленные заявителем в конкурсную комиссию, должны быть пронумерованы, сшиты и заверены печатью заявителя. Организатор конкурса не вправе требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящих Правил.
Из содержания изложенных правовых норм усматривается, что все листы конкурсной заявки, как единого документа, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и подписаны участником конкурса. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов.
Соблюдение указанных требований в их совокупности гарантирует подлинность представленных документов и сведений, направлено на исключение произвольной замены документов, их утраты.
Из толкования части 2.2 статьи 35 Федерального закона N 94-ФЗ следует, что ненадлежащее оформление заявки на участие в конкурсе является основанием к отказу в допуске к участию в конкурсе. В силу подпункта "в" пункта 15 Правил, основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, предусмотренным пунктами 27-29 настоящих Правил.
Представленные в материалы дела заявки на участие в конкурсе ООО "С "Г" не соответствуют требованиям закона и конкурсной документации, предъявляемым к оформлению: заявки не прошиты, листы заявки скреплены с помощью металлических скоб степлером, документы, приложенные к заявке, никак не скреплены и не сшиты, не пронумерованы и не заверены печатью. Опись документов отсутствует.
В данном случае соединение листов заявки и разрозненных документов степлером не может считаться надлежащей прошивкой, так как данный способ скрепления листов не исключает возможность нарушения целостности заявки и подмены документов, не гарантирует их подлинность и достоверность.
Как следует из материалов дела, конкурсная документация содержит требования о том, что к заявке прилагается план развития рыбоводного хозяйства на заявленный период действия договора с прилагаемыми к нему расчетами планируемых к реализации объемов водных биологических ресурсов. Согласно пункту 2.4. конкурсной документации срок, на который заключается договор составляет 20 лет. Более того, приложение N 5 к конкурсной документации, предполагает представление участником сведений относительно критериев по конкретным лотам (объемы разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса в случае, если этот период менее 4 лет (в тоннах); планируемый объем разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на весь период действия договора с разбивкой по годам (в тоннах); предложение участника конкурса о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет Рязанской области).
В представленном истцом плане развития рыболовного хозяйства (рыболовно-биологическое обоснование) не указан планируемый объем разведения (выращивания) водных биологических ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на весь период действия договора с разбивкой по годам (в тоннах), что не соответствует требованиям конкурсной документации.
При таких обстоятельства суд считает правомерным решение конкурсной комиссии в части отказа в допуске к участию в конкурсе общества с ограниченной ответственностью "С"Г", поэтому оснований для признании недействительным открытого конкурса, проводившегося Министерством природопользования и экологии Рязанской области, на право заключения договора по предоставлению рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства на территории Рязанской области по лотам N 15, 17, 18, оформленного протоколом заседания конкурсной комиссии от 16.11.2009 (в части решений по лотам N 15, 17, 18) не имеется.
В удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 13 августа 2010 г. N А54-236/2010С14
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании