Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 октября 2010 г. N А54-4139/2010С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к индивидуальному предпринимателю Б.В.Д., г. Ряжск Рязанской области о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ж.Г.С., государственный инспектор, доверенность от 19.05.2010;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом;
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Б.В.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала требование о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Индивидуальный предприниматель Б.В.Д. в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление признал факт совершения административного правонарушения. В соответствии со ст. 156, ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие предпринимателя, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области N 222 от 09.08.2010 сотрудником административного органа проведена проверка индивидуального предпринимателя Б.В.Д. с целью недопущения и пресечения причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В ходе проверки установлено, что деятельность по перевозке пассажиров на основании лицензии N АСС-62-213622 индивидуальным предпринимателем Б.В.Д. осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, а именно:
1. Предприниматель не создает условий и не организовывает повышение профессионального мастерства водителей (К.В.В., Б.Г.Н., Л.В.В.) по соответствующим учебным планам и программам занятий с водителями, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, о чем свидетельствует отсутствие свидетельств о проведении занятий, чем нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, п. 2.3.5 Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 года N 15;
2. Б.В.Д. к перевозке пассажиров допущено 2 водителя: К.В.В. и А.И.И., работающие на транспортных средствах, оборудованных газобаллонным оборудованием (ГБО): ГАЗ-322132 г/н СЕ732 62 и г/н СЕ733 62, использующих в качестве моторного топлива -компримированный природный газ (КМГ), не имея свидетельств на право управления газобаллонными автомобилями, чем нарушены требования п.11.2 РД Р 3112199-1095-03 "Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе";
3. Проверкой путевой документации за июль и август месяцы 2010 года установлено: на оборотной стороне путевых листов отсутствует информация о времени отправления и прибытия автобусов по графику, о фактическом времени отправления и прибытия. Другие документы, подтверждающие ведение контроля выполнения рейсов, у предпринимателя отсутствуют. Предпринимателем не проводится контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, чем нарушены требования п. 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2;
4. При заполнении путевых листов предприниматель не выполняет требований по применению "Обязательных реквизитов" и не соблюдает "порядок заполнения путевых листов". В путевых листах за июль и август месяцы 2010 года отсутствуют сведения:
- имя и отчество медицинского работника, проводившего послерейсовый медицинский осмотр, чем нарушены требования п.16 "Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152;
5. Согласно поступившей информации УВД по Рязанской области от 25.06.2010 N 2620 водители предпринимателя нарушили Правила дорожного движения при перевозке пассажиров на коммерческой основе на территории Ряжского муниципального района Рязанской области, а именно:
- водитель автобуса ГАЗ-322132 г/н СЕ736 62 21.06.2010 перевозил пассажиров сверх установленного количества (ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ);
- водитель автобуса ГАЗ-322132 г/н СЕ732 62 23.06.2010 перевозил пассажиров сверх установленного количества (ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ).
В связи с чем, предпринимателем не обеспечен учет данных о допущенных водителями нарушениях Правил дорожного движения. В личных карточках водителей данный учет отсутствует, документальное подтверждение учета не представлено, чем нарушены требования п. 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27.
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя N 055-РЮ от 16.08.2010.
По результатам проверки в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Б.В.Д. составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000228 от 16.08.2010, в котором представитель признал факт совершения административного правонарушения.
Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что к индивидуальному предпринимателю Б.В.Д. подлежат применению меры административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Минтранс России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Б.В.Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией муниципального образования Ряжский район Рязанской области 04.04.2001 за номером 40, о чем Межрайонной ИМНС России N 7 по Рязанской области 23.12.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304621435800110. Деятельность по перевозке пассажиров индивидуальный предприниматель Б.В.Д. осуществляет на основании лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек N АСС-62-213622.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Пунктом 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, установлено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя (для водителя-предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок). Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.
В силу п. 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет, в том числе организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
В п. 11.2.1 Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе РД 3112199-1095-03 (далее по тексту - Руководство) определено, что к управлению газобаллонными автомобилями допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 ч. Программа предусматривает доведение до обучаемых сведений и данных об устройстве газобаллонных автомобилей, правил по охране труда и безопасности.
В силу п. 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).
В соответствии с пунктом 16 приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Согласно п. 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, организация осуществляет учет данных водителей об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения.
Факт нарушения указанных нормативных актов и совершения административного правонарушения не оспаривается предпринимателем и подтвержден протоколом серии А-62 N 000228 от 16.08.2010, представленными в материалы дела документами.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на предпринимателей, приравненных в силу ст. 2.4 упомянутого Кодекса к должностным лицам, - от трех до четырех тысяч рублей.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий, вина предпринимателя в нарушении ряда лицензионных требований доказана, что является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности.
Поскольку индивидуальный предприниматель Б.В.Д. ранее привлекался к административной ответственности по аналогичным нарушениям норм материального права (решение Арбитражного суда Рязанской области от 31.03.2010 по делу N А54-1094/2010 С20 - в части не проведения учета и контроля выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием; не обеспечения надлежащего заполнения путевых листов; не организации контроля выполнения работниками обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения), суд расценивает данное обстоятельство, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как отягчающее и считает необходимым наложить на нарушителя максимальный размер штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса - 4000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Б.В.Д., 17.05.1957 года рождения, уроженца г. Углегорск Сахалинской области, проживающего по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, Кооперативный пер., д. 12, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304621435800110, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Б.В.Д., 17.05.1957 года рождения, уроженца г. Углегорск Сахалинской области, проживающего по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, Кооперативный пер., д. 12, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304621435800110, административный штраф в размере 4000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области) ИНН 6231012050 КПП 623401001
Расчетный счет 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Решение, вступившее в законную силу может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 октября 2010 г. N А54-4139/2010С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании