Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 23 августа 2010 г. N А54-3300/2010С5
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Касимовского межрайонного прокурора (Рязанская область, г. Касимов) к обществу с ограниченной ответственностью "М" (Рязанская область, г. Касимов) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Щ.Е.И. помощник прокурора по Рязанской области, удостоверение.
от общества - И.И.И. - директор, приказ N 1-к от 27.11.2009 г., паспорт; К.Л.П. - представитель по доверенности от 28.06.2010, паспорт,
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратился Касимовский межрайонный прокурор о привлечении общества с ограниченной ответственностью Металлургическая компания "М" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании указанное требование поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "М" заявленные требование Касимовского межрайонного прокурора не оспаривает и указывает на то, что нарушение допущено по незнанию.
Обязуется в последующем подобное нарушение не допускать.
Из материалов настоящего дела следует, что Касимовской межрайонной прокуратурой совместно с ОБЭП ОВД по городскому округу города Касимова и Касимовскому муниципальному району Рязанской области проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью Металлургическая компания "М" требований действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по заготовке, переработке и реализации лома, и отходов цветных металлов.
В ходе данной проверки прокуратурой было установлено, что общество с ограниченной ответственностью Металлургическая компания "М", расположено по адресу: Рязанская область, г. Касимов.
Основными видами деятельности общества с ограниченной ответственностью "М" являются: производство алюминия; производство свинца, цинка и олова; производство меди; производство прочих цветных металлов; производство отливок; оптовая торговля отходами и ломом; обработка отходов и лома цветных металлов; оптовая торговля черными металлами в первичных формах; оптовая торговля машинами и оборудованием; прочая оптовая торговля (Устав общества с ограниченной ответственностью "М" - л.д. 27).
Общество с ограниченной ответственностью "М" имеет лицензию, выданную комитетом по развитию предпринимательства потребительского рынка и услуг Рязанской области от 10.12.2009 г. N 606-0137 (л.д. 43) на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.
При проведении проверки прокуратура констатировала, что общество с ограниченной ответственностью "М" при осуществлении лицензируемой деятельности с лиц, сдающих лом и отходы, письменные заявления не брало. Бланки заявлений, расположены на обратной стороне приемосдаточного акта и заполнены приемщиком общества с ограниченной ответственностью "М". В заявлениях отсутствуют сведения о сдаваемом ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание).
Кроме того, в приемосдаточных актах общества с ограниченной ответственностью "М" подпись лица, ответственного за прием лома и отходов, и подпись лица, ответственного за проверку лома на взрывобезопасность не ставилась. Приемосдаточные акты составлены в одном экземпляре.
Более того, в пункте приема лома и отходов цветных металлов общество с ограниченной ответственностью "М" не имеет книги учета приемосдаточных актов и журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.
Вышеуказанные нарушения отражены в материалах проверки Касимовской межрайонной прокуратуры, по результатам рассмотрения которых (29.06.2010 г.) в отношении общества с ограниченной ответственностью "М" (в присутствии директора данного общества И.И.И.) вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 7-9) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Директору общества с ограниченной ответственностью "М" И.И.И. права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены.
С постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 29.06.2010 г. директор общества с ограниченной ответственностью "М" И.И.И. ознакомлена, копию его она получила - 29.06.2010 г. (л.д. 10).
05.07.2010 г. Касимовский межрайонный прокурор обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Касимовским межрайонным прокурором требование не подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании пункта 81 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов подлежит лицензированию.
В соответствии с лицензией Комитета по развитию предпринимательства потребительского рынка и услуг Рязанской области от 10.12.2009 г. N 606-0137, обществу с ограниченной ответственностью "М" разрешена деятельность по осуществлению заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов.
Одним из основных лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов является соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (пункт 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 г. N 766).
Арбитражным судом установлено, что ряд вменяемых прокуратурой обществу нарушений Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. (в виде отсутствия в приемосдаточных актах подписи лиц, ответственных за прием лома и отходов; составления данных актов в одном экземпляре; отсутствие книги учета приемосдаточных актов и журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов), материалами настоящего дела не подтверждаются.
В соответствии с пунктом 11 вышеуказанных Правил, прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1. Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
Из имеющихся в материалах настоящего дела актов (л.д. 49-75) следует, что в целом они составлены в соответствии с приложением N 1 к Правилам обращения с ломом и отходами цветных металлов и отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г., в том числе подписаны лицом, производившим сдачу, ответственным за прием лома и отходов, содержат оттиск печати общества с ограниченной ответственностью "М".
В то же время в указанных актах действительно отсутствует подпись ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность, что формально свидетельствует о нарушении в указанной части порядка заполнения формы приемосдаточного акта.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "М" на довод заявителя о том, что приемосдаточные акты составляются в одном экземпляре, указал, что ломосдатчики обычно не берут второй экземпляр приемосдаточного акта, предназначенного для них, и вторые экземпляры актов кипой лежат на приемном пункте.
Судом оценены вышеуказанное утверждение прокуратуры и возражения общества в совокупности с материалами дела, в связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии допустимых и безусловных доказательств, подтверждающих, что приемосдаточные акты составляются обществом в одном экземпляре.
В пункте 12 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. N 370 определено, что приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета). Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись: "В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов, и печатью.
В момент проверки книга учета приемосдаточных актов проверяющим не представлена обществом.
Объясняя указанное обстоятельство, приемщик металла общества Н.В.И., пояснил, что книга учета ведется, но в день проверки указанный документ находится у него дома, так как он вносил туда записи (л.д. 24 т. 1).
О фактическом наличии книги учета приемосдаточных актов в пункте приема лома указывает в своем объяснении К.Л.П., главный бухгалтер общества (л.д. 23 т. 1).
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов. Каждая партия отчужденных лома и отходов цветных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов, в котором указываются:
а) наименование и реквизиты грузополучателя;
б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);
в) дата отгрузки;
г) вид лома и отходов цветных металлов;
д) вес партии, перевозимой транспортным средством;
е) номер транспортной накладной (пункты 20-21 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. N 370).
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что в обществе с ограниченной ответственностью "М" имеется как книга учета приемосдаточных актов, так и журнал регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов. Указанные документы обществом ведутся и их оригиналы представлены в судебном заседании на обозрение суда и представителя прокуратуры. Представитель прокуратуры не высказал замечаний по их оформлению.
В этой связи, следует признать что вменяемые обществу нарушения в виде отсутствия в пункте приема лома книги учета приемосдаточных актов и журнала регистрации отгруженных лома опровергаются представленными обществом доказательствами.
В то же время, согласно пункту 7 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. N 370 (далее по тексту - Правил), прием лома и отходов цветных металлов осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность упомянутого лица, место нахождения (проживания), сведения о сдаваемых ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание), основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов, дата и подпись заявителя. После приема и оплаты лома и отходов цветных металлов лицо, осуществляющее прием, производит на заявлении запись с отметкой о приеме, указанием номера приемо-сдаточного акта, который составляется на каждую партию лома и отходов цветных металлов, стоимости сданных лома и отходов и ставит свою подпись. Заявления должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет.
В постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении прокуратура констатировала, что общество с ограниченной ответственностью "М" при осуществлении лицензируемой деятельности с лиц, сдающих лом и отходы, письменные заявления не брало. Данное утверждение прокуратуры не соответствует действительности.
Представленными материалами настоящего дела подтверждается, что бланки заявлений, лиц, сдающих лом и отходы, расположены на обратной стороне приемосдаточного акта.
Однако суд признает, что в указанных заявлениях (л.д. 49-76) не отражены обязательные сведения о сдаваемом ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание). Вместо указания вида лома и его краткого описания - значится "лом б/у". Данное обстоятельство свидетельствует об оформлении заявлении с нарушением пункта 7 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения.
Вместе с тем, утверждение представителя прокуратуры, что обязанность по отражению указанных сведений в заявлении лежит на обществе, противоречит названному пункту 7 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, поскольку такое заявление оформляется исключительно лицом, сдающем лом.
Лицо, принимающее лом, обязано в свою очередь проконтролировать правильность оформления сдатчиком лома заявления и в случае его ненадлежащего оформления, отказать в приеме лома.
В рассматриваемом случае (представителем общества "М" не отрицается), работники общества оказывали лицам, сдающим лом, содействие и заполняли за них заявления. Граждане только заверяли заявление своей подписью.
Соответственно общество, оформляя ненадлежащим образом заявление от лиц, сдающих лом, само нарушало пункт 7 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, неправомерно принимая такое заявление как основание для приема указанного лома.
Таким образом, в действиях общества с ограниченной ответственностью "М" имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 г. N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административной ответственности" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительности судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляется существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены и определяется судом в каждом конкретном случае.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о малозначительности правонарушения, поскольку своими действиями общество не нанесло какого-либо ущерба законным экономическим интересам общества и государства, условия для осуществления законной деятельности приемного пункта лома (организованного в апреле 2010 года) в целом им были созданы.
Так, материалами настоящего дела подтверждается, что в пункте приема лома, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью "М", ведутся книга учета приемосдаточных актов и журнал регистрации отгруженных лома, на основании заявлений лиц, сдающих лом, приемщиками составляются приемосдаточные акты, в соответствии со штатным расписанием общества радиационный контроль и контроль за взрывоопасностью осуществляется приемщиком лома Н.В.И. с учетом имеющихся у него удостоверений N 157/08 и 180/08 (л.д. 76 т. 1). Имевшие место на момент проверки (в июне 2010) недостатки в оформлении приемосдаточных актах устранены, заявления приемщиками принимаются в надлежащем образом заполненном виде. С момента создания общество с ограниченной ответственностью "М" совершило административное правонарушение впервые.
Ссылка представителя прокуратуры на противоправные действия главного бухгалтера общества "М" К.Л.П. при осуществлении руководства в другом обществе с аналогичной деятельностью, судом не принимается во внимание, поскольку личность сотрудника юридического лица не является критерием оценки обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, допущенного юридическим лицом.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить общество с ограниченной ответственностью "М" от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
При этом, арбитражный суд считает, что устное замечание повлечет для общества юридические последствия и даст возможность ему осознать противоправность своего поведения с тем, чтобы не допускать подобного в будущем, в том числе по иным основаниям.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Касимовского межрайонного прокурора Рязанской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью Металлургическая компания "М" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Освободить общество с ограниченной ответственностью "М" от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23 августа 2010 г. N А54-3300/2010С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании