Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 15 ноября 2010 г. N А54-4255/2010С21
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К", г. Рязань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "К", Рязанская область М.Г.В., Рязанская область о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 10.08.2010 N 14-19/7,
при участии в заседании:
от заявителя - Т.А.Г., представитель, доверенность от 01.06.2010, паспорт; Н.Д.Л., директор, приказ N 1 от 16.03.2010, паспорт; З.Д.И., представитель, доверенность от 01.06.2010, паспорт;
от административного органа - Т.И.С., специалист 2 разряда, доверенность N 03-19/33 от 11.01.2010, удостоверение;
от третьего лица (ООО "К") - К.Н.С, представитель, доверенность N 3 от 11.10.2010, паспорт;
от третьего лица (М.Г.В.) - М.Г.В., паспорт.,
установил: Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество, заявитель, ООО "К") обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 10.08.2010 N 14-19/7.
Определением суда от 27.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области привлечено ООО "К" (л.д. 65-66).
Определением суда от 21.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя привлечен М.Г.В. (л.д. 115-117).
Представитель заявителя поддерживает заявленные требования, основания изложены в заявлении (л.д. 2-3, 140-141).
Представитель налогового органа возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве (л.д. 69-74).
Представитель третьего лица (ООО "К") в судебном заседании 11.11.2010 пояснила, что вопросы в отношении использования терминала, установленного на АЗС, решала с М.Г.В., который присутствует в судебном заседании. Доводы ООО "К" изложены письменно (л.д. 105).
Третье лицо (М.Г.В.) пояснил в судебном заседании, что терминал ID 8839267, находившийся в помещении АЗС, расположенной по адресу: Рязанская область, Старожиловский район, д. Кореньки, принадлежит ему, доводы изложены письменно (л.д. 145)
Из материалов дела следует: на основании поручения и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области Л.Н.В. от 22.06.2010 N 14-19/67 (л.д. 50), должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области О.Е.В., К.А.В., в присутствии оператора терминала Ш.А.Н. 23.06.2010 в 13 час. 34 мин. была проведена проверка выполнения ООО "К" Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в помещении АЗС, расположенной по адресу: Рязанская область, Старожиловский район, д. Кореньки, о чем составлен акт проверки выполнения требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 7137 от 23.06.2010 (л. д. 46).
По результатам проверки установлено, что 23.06.2010 в 13 час. 34 мин. в д. Кореньки Старожиловского района в помещении АЗС - оператором Ш.А.Н. при помощи платежного терминала N 8839267, принадлежащего ООО "К", оказана услуга физическому лицу по перечислению денежных средств на счет мобильного телефона на сумму 100 руб. Платежный терминал выдал квитанцию со следующими реквизитами: Корвент ООО, ИНН 6234077514, квитанция: 133, терминал: 8839267, дата: 23/06/2010 13:34, принято 100.00. На квитанции отсутствуют сведения о наличии в терминале контрольно - кассовой техники, что свидетельствует об отсутствии ее в терминале. В результате ООО "К" нарушен пункт 12 статьи 4, пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 103-ФЗ от 03.06.2009, а также нарушены требования статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, пункт 21 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55. Копия акта вручена оператору терминала Ш.А.Н. 23.06.2010. В акте N 7137 от 23.06.2010 указано, что руководитель ООО "К" приглашается в Межрайонную ИФНС России N 7 по Рязанской области по адресу: г. Кораблино, ул. Т., 16, каб. 4 к 10 час. 00 мин. 24.06.2010 для предоставления документов, отсутствующих во время проверки и необходимых для завершения проведения проверки, дачи объяснений по материалам проверки (л.д. 46).
24.06.2010 начальником отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области О.Е.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "К". Копия определения направлена в адрес Общества 24.06.2010 и получена Обществом 28.06.2010 (л.д. 7, 47-48).
Письмом о рассмотрении акта проверки от 24.06.2010 N 14-19/4489 налоговый орган сообщил Обществу о том, что 09.07.2010 Обществу предлагается явиться к 10 час. 00 мин. в Межрайонную ИФНС России N 7 по Рязанской области по адресу: г. Кораблино, ул. Т., 16, каб. 4 для рассмотрения акта проверки от 23.06.2010 N 7137 и составления протокола об административном правонарушении. Данное письмо получено Обществом 28.06.2010 (л.д. 45,48).
09.07.2010 начальником отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области О.Е.В., в отсутствии законного представителя Общества, в отношении ООО "К" составлен протокол об административном правонарушении N 14-19/8 по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный протокол направлен в адрес Общества 09.07.2010 (л.д. 33-34, 36).
09.07.2010 Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении - на 22.07.2010 в 10 час. 20 мин. в помещении налогового органа по адресу: г. Кораблино, ул. Т., 16, каб. 4. Данное определение направлено в адрес Общества 09.07.2010 (л.д. 35-36).
Определением от 22.07.2010 рассмотрение дела об административном правонарушении N 14-19/8 в отношении ООО "К" по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных отложено на 10.08.2010 в 09 час. 30 мин. по адресу: г. Кораблино, ул. Т., 16. Данное определение направлено в адрес Общества и получено Обществом 02.08.2010 (л.д. 10-11, 43-44).
10.08.2010, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 14-19/8 от 09.07.2010, и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области Л.Н.В. вынесла постановление N 14-19/7 о назначении административного наказания - о привлечении ООО "К" к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное постановление направлено в адрес Общества и получено Обществом 16.08.2010 (л.д. 14-16, 37-39).
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания N 14-19/7 от 10.08.2010, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявление Общества подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны: использовать контрольно- кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом; обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации; предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в ред. от 28.11.2009) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов: 1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов; 3) в пользу иностранных юридических лиц; 4) осуществляемых в безналичном порядке; 5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
Согласно пункту 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
В силу статьи 9 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" часть 12 статьи 4 названного закона вступает в силу с 01.04.2010 и соответственно после 01.04.2010 прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 23.06.2010 в 13 час. 34 мин. в д. Кореньки Старожиловского района Рязанской области в помещении АЗС оператором Ш.А.Н. при помощи платежного терминала N 8839267 оказана услуга физическому лицу по перечислению денежных средств на счет мобильного телефона на сумму 100 руб. Платежным терминалом выдана квитанция со следующими реквизитами: Корвент ООО, ИНН 6234077514, квитанция 133, терминал:8839267, дата 23/06/2010 13:34, принято 100.00 (л.д. 49,129-134).
Налоговым органом установлено, что ООО "К" контрольно-кассовую технику в платежном терминале N 8839267 по адресу: Рязанская область, Старожиловский район, д. Кореньки не регистрировало (запрос от 15.07.2010 N 14-27/5075@, письмо Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 16.07.2010 N 14-21/23839@, л.д. 40-41).
В ходе судебного разбирательства налоговым органом направлены запросы в ОАО "М", ОАО "К", ЗАО "О", ЗАО "Е" о предоставлении информации, заключались ли договоры об оказании услуг связи с ООО "К" (л.д. 76-79, 84-87).
Письмом от 14.10.2010 ЗАО "О" сообщила налоговому органу, что межу ЗАО "ОСМП" и ООО "К" 30.03.2010 заключен договор о приеме платежей привлеченным платежным субагентом N 1011451/2241, который является действующим. Платежный терминал N 8839267 зарегистрирован в системе ЗАО "ОСМП" за ООО "К" (л.д. 110).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 01.04.2010 между М.Г.В. и ООО "К" был заключен договор об аренде терминалов самообслуживания N 31, в соответствии с условиями которого ООО "К" был передан терминал, находившийся на АЗС в деревне Кореньки Старожиловского района Рязанской области ID 8646328 (л.д. 17-24).
10.05.2010 между М.Г.В. и ООО "К" заключено дополнительное соглашение к договору N 31 от 10.05.2010, согласно которому терминал самообслуживания ID 8646328 по адресу: деревня Кореньки Старожиловского района Рязанской области исключен из арендуемого имущества и составлен акт приема - передачи арендуемого оборудования к договору N 31 от 01.04.2010 (л.д. 25-26).
Как пояснил в судебном заседании 11.11.2010 М.Г.В., после 10.05.2010 терминал ID 8646328 был демонтирован и вывезен из помещения АЗС. С целью сохранения торгового места, взамен демонтированного терминала самообслуживания (по согласованию с администрацией АЗС) М.Г.В. был установлен РОS-терминал ID 8839267. М.Г.В. полагает, что поскольку в период с 01.01.2010 по 31.03.2010 этот РОS-терминал находился в аренде ООО "К", какой -либо дополнительной идентификации при подключении РОS-терминала к системе приема платежей не требовалось. Также М.Г.В. пояснил, что установка РОS-терминала в помещении АЗС была осуществлена им самостоятельно, без каких - либо согласований с ООО "К". О подключении данного РОS-терминала к системе приема платежей М.Г.В. Общество "К" не уведомлял, в связи с чем ООО "К" не знало о том, что в платежную систему денежные средства поступают в результате работы спорного РОS-терминала.
Следовательно, вывод налогового органа о том, что 23.06.2010 ООО "К" осуществляло налично-денежные расчеты при помощи платежного терминала без применения контрольно - кассовой техники, опровергается материалами дела, поскольку на дату проведения проверки 23.06.2010 РОS-терминал ID 8839267 принадлежал не ООО "К", а М.Г.В.
Суд пришел к выводу, что Общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Отсутствие события либо состава административного правонарушения, в силу прямого указания ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а в соответствии со ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о наложении административного взыскания.
Кроме того, согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 9 Постановления N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В оспариваемом постановлении Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области N 14-19/7 о назначении административного наказания от 10.08.2010 не указана часть статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой Общество привлекается к административной ответственности.
Главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы лиц, участвующих в деле, не влияют на результаты рассмотрения настоящего дела.
Учитывая вышеизложенное, постановление Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области о назначении административного наказания N 14-19/7 от 10.08.2010 является незаконным и подлежит отмене.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области N 14-19/7 от 10.08.2010 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "К", расположенному по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 5, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1106234001642, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб., признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области в порядке, установленном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15 ноября 2010 г. N А54-4255/2010С21
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании