Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 27 января 2011 г. N А54-4348/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "К" (391021, Рязанская область, Клепиков-ский район, с. Криуша, ОГРН 1026200557570, ИНН 6205100039) к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, г. Москва к Территориальному отделу Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральном округе по Рязанской области, г. Рязань, третье лицо - прокуратура Клепиковского района Рязанской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.07.2010
при участии в заседании:
от заявителя - Я.В.В., генеральный директор, протокол от 25.05.2010, паспорт;
от административного органа (Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе) - не явился, извещен надлежащим образом;
от административного органа (Территориального отдела Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральном округе по Рязанской области) - К.А.Л., начальник территориального отдела, доверенность от 20.12.2010 N 12-10/32497, паспорт;
от третьего лица - С.А.А., помощник прокурора, доверенность от 24.01.2011, удостоверение,
установил: открытое акционерное общество "К" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, г. Москва (далее - РО ФСФР России в ЦФО, административный орган), Территориальному отделу Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральном округе по Рязанской области, г. Рязань о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2010 по делу об административном правонарушении N 168/2010-Ю62-050-001.
Определением суда от 20.12.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне административного органа привлечена прокуратура Клепиковского района Рязанской области (л.д. 102-103).
Представитель (директор) Общества поддерживает заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2010 по делу об административном правонарушении N 168/2010-Ю62-050-001, просит суд применить малозначительность, основания изложены в заявлении (л.д. 3-4).
Представитель административного органа (Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе) в представленном в материалы дела отзыве просит в удовлетворении требований Обществу отказать (л.д. 29-33).
Представитель административного органа (Территориального отдела Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральном округе по Рязанской области) возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель прокуратуры Клепиковского района Рязанской области возражает против требований Общества, доводы изложены письменно (л.д. 112-113, 119-120).
В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: в апреле 2010 года прокуратурой Клепиковского района на основании задания прокуратуры Рязанской области от 02.03.2010 N 7/11-756-08 проводилась проверка соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг. 19.04.2010 из территориального отдела РО ФСФР России в ЦФО по Рязанской области в прокуратуру Клепиковского района поступила информация о том, что ОАО "К" в нарушение ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п.п. 5.1, 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н не представило в регистрирующий орган, в том числе ежеквартальный отчет за 4 квартал 2009 года (л.д.88-89).
В связи с тем, что в действиях ОАО "К" усматривались признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокуратурой Клепиковского района 11.06.2010 в отношении ОАО "К" вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое было направлено для рассмотрения в РО ФСФР России в ЦФО (л.д. 63-66).
22.06.1010 и.о. руководителя РО ФСФР России в ЦФО Е.М.В. по делу N 168-2010-Ю62-050-001 об административном правонарушении, возбужденному в отношении ОАО "К", по материалам дела, представленным зам. прокурора Клепиковского района К.Р.В., назначено дело об административном правонарушении N 168-2010-Ю62-050-001 к рассмотрению на 01.07.2010 в 13 час. 20 мин. в помещении РО ФСФР России в ЦФО по адресу: г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3 стр. 1 каб. 209 (л.д. 62).
Повесткой РО ФСФР России в ЦФО от 22.06.2010 N 394 Общество вызвано на 01.07.2010 в 13 час. 20 мин. в помещение РО ФСФР России в ЦФО по адресу: г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3 стр. 1 каб. 209 (л.д. 60-61).
Определением от 01.07.2010 отложено рассмотрение дела об административном правонарушении N 168-2010-Ю62-050-001 на 29.07.2010 (л.д. 56-57).
Повесткой РО ФСФР России в ЦФО от 01.07.2010 N 410 Общество вызвано на 29.07.2010 в 11 час. 00 мин. в помещение РО ФСФР России в ЦФО по адресу: г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3 стр. 1 каб. 209 (л.д. 54-55,58-59).
29.07.2010 и.о. руководителя РО ФСФР России в ЦФО Ефимовым М.В. вынесено постановление о назначении ОАО "К" наказания в виде административного штрафа в размере 700000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15. 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 40-43). Письмом от 30.07.2010 N 11-10/18429 данное постановление направлено в адрес Общества и получено 20.08.2010 (л.д. 8-10, 37-39).
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 29.07.2010, ОАО "К" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление ОАО "К" подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.
Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Нормативным актом, устанавливающим состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, является Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Согласно п. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется:
а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного вы пуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже (аналогичные требования закреплены в подп. 6.1.1 п. 6.1 Положения).
В силу п. 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Ежеквартальный отчет эмитента облигаций с ипотечным покрытием, являющегося кредитной организацией, в указанный срок представляется также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (п. 5.7 Положения).
Согласно Распоряжению Государственного комитета по управлению государственным имуществом от 26.04.1995 N 607-р, в соответствии с решением Комиссии по внесению изменений в планы приватизации от 2 марта 1995 года пакеты акций акционерных обществ, предназначенных согласно планам приватизации, утвержденным до первого июля 1994 года, продаже на специализированных чековых аукционах, подлежат реализации исключительно на специализированных аукционах по продаже акций. Считать настоящее распоряжение неотъемлемой частью планов приватизации, утвержденных до 1 июля 1994 года.
В соответствии с п. 14 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в открытое акционерное общество, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, п. 3 Рекомендаций Госкомимущества Российской Федерации "Методические рекомендации для государственных предприятий, преобразующихся в акционерные общества", утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.
Поскольку раскрытие информации в форме ежеквартального отчета предусмотрено Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Положением о раскрытии информации, то непредставление эмитентом, являющимся акционерным обществом, созданным при приватизации государственного и/или муниципального предприятия (их подразделений), этого отчета в случае, если планом приватизации предусматривалась возможность отчуждения акций неограниченному кругу лиц, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом субъектом данного административного правонарушения являются юридические лица - акционерные общества, в том числе, созданные в процессе приватизации, план приватизации которых предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Как следует из материалов дела, 01.06.1994 председателем комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области утвержден план приватизации ОАО "К" (в то время государственное предприятие "К") (л.д. 45-48). 30.11.1994 были внесены изменения к плану приватизации АООТ "К" (л.д. 49-52). 11.08.1995 внесены изменения в план приватизации ГП "К" на основании решения комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области от 11.08.1995 N 155 (л.д. 53).
Пунктом 1.4 изменений к плану приватизации от 11.08.1995 установлено, что 20% акций подлежат продаже на специализированном аукционе.
Изменения к плану приватизации от 11.08.1995 ОАО "К" в виде свободной продажи 20% акций (1119 тыс. руб.) предусматривали возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям.
В соответствии с п.п. 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3 Порядка продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе, являющегося приложением к Распоряжению Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 06.10.1994 N 2469-р, при проведении специализированного аукциона удовлетворяются заявки неограниченного круга лиц.
С учетом изложенного, суд считает, что ОАО "К" обязано раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов, поскольку обязанность по раскрытию информации распространяется на эмитента независимо от того были ли данные акции размещены или нет. Данная обязанность находится в зависимости от возможности отчуждения акций эмитента более 500 приобретателями либо неограниченному кругу лиц.
Ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2009 года должен быть представлен в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала, т.е. в срок до 15.02.2010 включительно, то есть последним днем представления ежеквартального отчета за 4 квартал 2009 года является 15.02.2010.
К установленному сроку ежеквартальный отчет за 4 кв. 2009 года Обществом представлен не был (л.д. 67,88).
На основании изложенного выше суд полагает, что в действиях ОАО "К" содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, суд считает, что совершенное ОАО "К" правонарушение является малозначительным, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным решить дело об административном правонарушении. Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Определением от 05.11.2003 N 349-0 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, суды общей и арбитражной юрисдикции вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Таким образом, принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лица лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Между тем, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998, санкции не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 указанной статьи.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения. Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Суд оценил характер и степень общественной опасности совершенного ОАО "К" правонарушения и пришел к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе допущенное Обществом деяние не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствуют вредные последствия. Также судом учтено, что 21.01.2011 Общество представило в территориальный отдел РО ФСФР в ЦФО по Рязанской области ежеквартальные отчеты за 4 кв. 2009 года, 1,2,3 кв. 2010 года, ранее Обществом представлялись ежеквартальные отчеты в территориальный отдел РО ФСФР в ЦФО по Рязанской области за 1,4 кв. 2006 года (л.д.110). Кроме того, как пояснил директор Общества, ОАО "К" находится в тяжелейшем финансовом положении, хозяйственная деятельность не ведется почти год из-за отсутствия сырья и финансов, основная часть имущества арестована службой судебных приставов; все счета в банках так же арестованы; на предприятии остался только один штатный работник - генеральный директор. Директор Общества пояснил в судебном заседании, что в настоящее время Общество изыскивает возможность погасить задолженность Прио-Внешторгбанк (ОАО), город Рязань, обратившемуся с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "К" (391021, Рязанская область, Клепиковский район, с. Криуша, ОГРН 1026200557570, ИНН 6205100039), в связи с чем штраф в размере 700000 руб. не позволит Обществу справиться с проблемой банкротства.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что совершенное правонарушение возможно признать малозначительным. Устное замечание повлечет для нарушителя юридические последствия и даст возможность ему осознать противоправность своего поведения с тем, чтобы не допускать подобного в будущем.
Довод Общества о пропуске срока привлечения к административной ответственности судом отклоняется как неосновательный, поскольку в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в области рынка ценных бумаг составляет 1 год со дня совершения.
С учетом изложенного, постановление РО ФСФР России в ЦФО от 29.07.2010 о назначении ОАО "К" административного наказания в виде административного штрафа в размере 700000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует признать незаконным и отменить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе от 29.07.2010 о назначении открытому акционерному обществу "К" (Рязанская область, Клепиковский район, с. Криуша, ОГРН 1026200557570, ИНН 6205100039) административного наказания в виде штрафа в размере 700000 руб., предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить. Освободить открытое акционерное общество "К" Рязанская область, Клепиковский район, с. Криуша, ОГРН 1026200557570, ИНН 6205100039) от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27 января 2011 г. N А54-4348/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании