Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 21 марта 2011 г. N А54-6347/2010
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дучевой М.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" (Рязанская область, Кораблинский район, п. Ибердский; ОГРН 1056216002677; ИНН 6217006707) к Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу (г. Москва)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.12.2010 г. N 06-13/227/5ю
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Целихов И.Е., генеральный директор, протокол от 13.12.2010 г. N 02/10, паспорт.
от административного органа - не явился, извещен надлежащим образом.
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 01.12.2020 г. N 06-13/227/5ю.
Представитель заявителя в судебном заседании указанное требование поддержал.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" осуществляет деятельность по производству, хранению и поставка произведенного этилового спирта ректификованного из пищевого сырья, в том числе головной фракции этилового спирта на основании лицензии N 068196 сроком действия с 27.06.2007 г. по 01.06.2011 г.
Сотрудником Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу выявлен факт непредставления обществом с ограниченной ответственностью декларации N 2 об объемах использования этилового спирта и декларации N 7 об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей за 3 квартал 2010 г. по вышеуказанной лицензии.
15.11.2010 г. по данному факту сотрудником Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования 3 06-13/227/1 и извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении (на 23.11.2010 г. в 12 час. по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т., д. 34, стр. 21). Указанные документы направлены в адрес общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" заказным письмом - 15.11.2010 г. (л.д. 29-30.).
Кроме того, в этот же день, в адрес общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" также направлена срочная телеграмма о явке руководителя общества для составления протокола об административном правонарушении (на 23.11.2010 г. в 12 час. по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т., д. 34, стр. 21 (л.д.32).
23.11.2010 г. сотрудником Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округа в отношении общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" (в присутствии представителя данного общества - бухгалтера Сурковой В.В., доверенность от 22.11.2010 г. N 2) составлен протокол об административном правонарушении N 06-13/227/310 (л.д. 33-34), в котором отражено существо административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном протоколе отражено, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 01.12.2010 г. по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 21 "А", ком. 904 (л.д. 34). Аналогичный текст уведомления отражен в срочной телеграмме от 24.11.2010 г.
Копия протокола об административном правонарушении от 23.11.2010 г. N 06-13/227/310 получена - бухгалтером общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" Сурковой В.В. (доверенность от 22.11.2010 г. N 2) - 23.11.2010 г.
01.12.2010 г. и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округа вынесено в отношении общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" (в отсутствие представителя данного общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении) постановление N 06-13/227/570.
В соответствии с данным постановлением общество с ограниченной ответственностью "Ибер-спирт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначен штраф в размере 30000 руб.
Не согласившим с постановлением от 01.12.2010 г. N 06-13/227/570 общество с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее по тексту - Положения) Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Федеральной налоговой службы в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
На основании пунктов 5.4.1 и 5.7 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171 ФЗ), организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме оборота алкогольной продукции.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее Положение N 858).
Согласно пункту 3 Положения N 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (далее - лицензии), а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции (далее - организации).
Организации представляют соответствующий комплект деклараций (приложения с N 1 по N 7) по каждому виду продукции.
В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно- правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 данного Федерального закона, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи.
Каждый вид произведенной продукции классифицируется (указывается) в соответствующем виде деятельности и на данный вид деятельности получается соответствующая лицензия. В тоже время обладатель лицензии, обязан осуществлять декларирование по данной (конкретной) лицензии.
При этом Служба (п. 5.4.1) осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 октября 2009 г. N 810 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы" данный пункт вступил в силу с 10.11.2009 г.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 26 "О внесении изменений в Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пунктом 5.2.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154, Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка было поручено разработать и утвердить: порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; формат и порядок представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Данный Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции был утвержден Приказом Росалкогольрегулирование N 24н от 15.03.2010 г.
В декларациях отражаются объемы произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, включая продукцию, разлитую в потребительскую тару и подготовленную к разливу, и отвечающей требованиям, указанным в утвержденных в установленном порядке документах на соответствующий вид продукции.
Декларирование объемов производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и объемов использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется организациями по формам деклараций, предусмотренных Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 858.
Организация заполняет декларации по формам N 1-7 в зависимости от вида осуществляемой деятельности за отчетный квартал либо месяц, при этом лицензируемый вид деятельности указан непосредственно в лицензии, например у заявителя это - производство, хранение и поставка произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья).
Организации использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 2.
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме выше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.
В пункте 4 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 858, установлено, что декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Арбитражным судом установлено, что заявитель не представил в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу декларации N 2 об объемах использования этилового спирта и декларации N 7 об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей за 3 квартал 2010 г.
Таким образом, в действиях общества с ограниченной ответственностью "Иверд-спирт" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения, как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены критерии, по которым то или иное правонарушение можно признать малозначительным.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Из обстоятельств дела следует, что декларации N 7 и N 2, которые следовало подать обществу, являлись нулевыми. Данный факт административный орган не опровергает.
Кроме того, Приказ Росалкогольрегулирование N 24н, которым утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, издан 15.03.2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 23.08.2010.
Срок подачи деклараций установлен - до 10.10.2011.
Ранее к обществу требования о предоставлении нулевых деклараций не предъявлялись. Сведения о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" к административной ответственности отсутствуют. Нарушение допущено обществом вследствие ошибочного толкования нового нормативного акта, отсутствия официальных разъяснений по его применению и единообразной судебной практики.
Учитывая вышеизложенное, степень вины правонарушителя, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, арбитражный суд считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить общество с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
При этом арбитражный суд считает, что освобождение в рассматриваемой ситуации от ответственности повлечет для общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" также юридические последствия и даст возможность ему осознать противоправность своего поведения с тем, чтобы не допускать подобного в будущем, в том числе по иным основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округа от 01.12.2010 г. N 06-13/227/5ю о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Иберд-спирт" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях, в виде наложения штрафа в размере 30000 руб. признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 марта 2011 г. N А54-6347/2010
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru