Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 апреля 2011 г. N А54-1198/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дучевой М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (г. Рязань; ОГРН 1026201268576, ИНН 6231012050) к индивидуальному предпринимателю Дружину Борису Ивановичу (г. Рязань, ОГРН 304623009200153, ИНН 623004361034)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя Козакевич Н.В., старший государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора, доверенность от 24.03.2011 г., удостоверение.
от ответчика не явился, извещен надлежащим образом.
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Дружина Бориса Ивановича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 4000 руб.
Представители заявителя в судебном заседании указанное требование поддержали.
Индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что Дружин Борис Иванович является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации (лицензия N АСС-62-211851 со сроком действия с 25.06.2002 г. по 24.06.2012 г. л.д. 34).
23.03.2011 г. в 13 час. 30 мин. по адресу: г. Рязань, ул. Стройкова, д. 83 (на основании распоряжения от 10.03.2011 г. N 108) Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области проведена внеплановая проверка (по информации ГИБДД УВД по Рязанской области от 31.01.2011 г. N 24/928) индивидуального предпринимателя Дружинина Б.И.
В ходе выездной проверки Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области было установлено, что индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 4б) Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, а именно:
не разработал графики (расписания) движения автобуса для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства, на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, не обеспечил водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте, чем нарушил требования пунктов 5.2.2., 5.2.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2, пункта 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112;
- в путевых листах не указаны следующие сведения: имя, отчество, индивидуального предпринимателя; имя, отчество водителя; штамп или подпись с указанием инициалов и фамилий лиц, проставляющих показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку, чем нарушены требования пунктов 5. 2), 7. 1), 13 "Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152;
- не обеспечил регистрацию путевых листов в "Журнале регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя" по форме, позволяющей вести контроль за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов, чем нарушил требований пункта 2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", пункта 1.2. Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", пункте 2 Указания по применению и заполнению форм Приложения к Постановлению Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78;
- не указывал на оборотной стороне путевых листов сведения о выполнении рейсов по маршруту N 49, время выполнения рейсов, отсутствует подпись должностного лица. Не проводил контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, чем нарушил требования пункта 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2;
- не выполнил требований по проведению технического обслуживания автобуса (для ГАЗ-3221132: ТО-1 через 10 тыс. км., ТО-2 через 20 тыс. км.), транспортное средство, не имеет документов, выдаваемых исполнителем работ и услуг по техническому обслуживанию автомобилей, о соответствии транспортного средства требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, чем нарушены требования пункта 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 г. N 15, пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- не выполнил требования по проведению технического обслуживания газобаллонного оборудования транспортного средства (государственный регистрационный номер АЕ 918 62), с периодичностью технического обслуживания базового автомобиля, чем нарушил требования пункта 2.5.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 г. N 15, пункта 5.1.1. Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе" Руководящий документ Р3112199-1094-03;
- допустил водителя Мясникова В.А. к перевозке пассажиров на регулярном маршруте N 49 без проведения стажировки водителя, как вновь принятого на работу или переведенного на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок, чем нару шил требования пункта 2.3.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденного Приказом Мин транса Российской Федерации от 30.03.1994 г. N 15;
- допустил водителя Мясникова В.А. к управлению автобусом ГАЗ-322132 (государственный регистрационный номер АЕ 918 62) оборудованному газобаллонным оборудованием, не прошедшего специальную подготовку по программе технического минимума в объеме 40 час., при отсутствии у водителя Мясникова В.А. удостоверения на право вождения газобаллонных автомобилей, чем нарушены требования пунктов 10.1., 10.2 Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе" Руководящий документ Р 3112199-1094-03;
- не составил (для водителя Мясникова В.А.) график работы водителя на линии с установлением времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы, времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного и еженедельного отдыха, чем нарушил требования пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15;
- не вел учет времени, фактически отработанного работниками, водителями автомобиля, по табелю учета рабочего времени утвержденной формы (Т-12, Т-13) с учетом периодов включаемых в рабочее время водителей (подготовительно-заключительного времени, и продолжительности времени проведения медицинского осмотра водителя), чем нарушил требования статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 15, 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15, пункты 1.2., 2 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Вышеперечисленные нарушения отражены в акте внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 23.03.2011 г. N 018-ГГ (л.д. 13-16). С данным актом индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. ознакомлен, копия акта со всеми приложениями получена индивидуальным предпринимателем Дружинным Б.И. 23.03.2011 г.
В этот же день сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области в отношении Дружина Б.И. (в его присутствии) составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000094 (л.д. 9-10) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Индивидуальному предпринимателю Дружину Б.И. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статья 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанным протоколом индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. ознакомлен, копия его получена им 23.03.2011 г. (л.д. 9-10).
24.03.2011 г. Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа органов Российской транспортной инспекции определены и части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637.
Арбитражным судом установлено, что индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. имеет лицензию на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации, выданную Рязанским областным отделением Российской транспортной инспекции от 20.06.2002 г. N АСС-62-211851 (продлена до 24.06.2012 г. л.д. 34).
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности) (пункты 5.2.2., 5.2.3. Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами").
В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" определено, что расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. осуществляет перевозки пассажиров по маршруту N 49 г. Рязани в соответствии с договором N 40 от 02.09.2010 г., заключенным с администрацией г. Рязани. На право выполнения регулярных перевозок по маршруту N 49 "завод ЖБИ-2-завод Автоагрегатов (РЗАА)" автобусом марки ГАЗ-322132 (государственных регистрационный номер АЕ 91862 RUS, оформлена маршрутная карточка N 40/4480. В соответствии с паспортом автобусного маршрута N 49, схемой маршрута и актом замера протяженности маршрута предусмотрено 25 остановочных пунктов. При этом представленное индивидуальным предпринимателем Дружиным Б.И. сводное расписание движения автобусов на маршруте N 49 содержит сведения о времени отправления от начального и конечного пунктов маршрута.
Вместе с тем, индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. не разработал графики (расписания) движения автобуса для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства, на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, не обеспечил водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте, то есть он нарушил требования пунктов 5.2.2., 5.2.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2, пункта 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112.
Подпунктом 2 пункта 5, подпунктом 1 пункта 7, пунктом 13 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" предусмотрено, что сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают, в том числе: для индивидуального предпринимателя фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона. Сведения о водителе включают, в том числе: фамилию, имя, отчество водителя. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Из представленных в материалы настоящего дела путевых листов от 02.03.2011 г. N 66, от 03.03.2011 г. N 67, от 10.03.2011 г. N 71 (л.д. 26-28) следует, что в них отсутствуют сведения: имя, отчество, индивидуального предпринимателя; имя, отчество водителя; штамп или подпись с указанием инициалов и фамилий лиц, проставляющих показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку.
Следовательно, индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. нарушил требования подпункта 2 пункта 5, подпункта 1 пункта 7, пункта 13 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
Пунктом 1.2 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" утверждена, в том числе, форма первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте: "Журнал учета движения путевых листов".
Форма журнала регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя (Приложение N 4) была утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".
Пунктом 2 приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" признан утратившим силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".
В связи с чем, форма журнала регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя, утвержденная приказом Минтранса Российской Федерации от 30.06.2000 г. N 68 не должна применяться индивидуальным предпринимателем в своей деятельности.
Несмотря на это, индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. осуществлял регистрацию путевых листов в "Журнале регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуальной предпринимателя" (л.д. 29-30) по форме, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", признанным утратившим силу.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. нарушил требования Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Пунктом 5.9 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусам" предусмотрено, что владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).
В представленных в материалы настоящего дела путевых листах от 02.03.2011 г. N 66, от 03.03.2011 г. N 67, от 10.03.2011 г. N 71 (оборотной стороне) индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. не указывал сведения о выполнении рейсов по маршруту N 49, время выполнения рейсов, отсутствует подпись должностного лица. Не проводил контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, то есть им нарушены требования пункта 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2.
Владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет: организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84 (пункт 2.5.2. Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте").
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Исходя из сведений, содержащихся в путевом листе от 10.03.2011 г. N 71, пробег автобуса ГАЗ-322132 (государственный регистрационный номер АЕ918) составляет 20760 км.
Выездной проверкой Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области установлено, что индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. не выполнил требования по проведению технического обслуживания автобуса (для ГАЗ-322132 ТО-1 через 10 тыс. км., ТО-2 через 20 тыс. км.). Указанное транспортное средство, не имеет документов, выдаваемых исполнителем работ и услуг по техническому обслуживанию автомобилей, о соответствии транспортного средства требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. нарушил требования пункта 2.5.2. Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте" и пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Пунктом 5.1.1. Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе" Руководящий документ Р3112199-1094-03 предусмотрено, что виды, периодичность и нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт газовой аппаратуры. При техническом обслуживании газобаллонных автомобилей, помимо плановых воздействий, характерных для базовых моделей, возникает ряд работ, связанных с наличием и спецификой газобаллонного оборудования. Для газобаллонных автомобилей включая и автомобили индивидуального легкового автотранспорта установлены следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное обслуживание (СО); техническое освидетельствование газовых баллонов. Работы по ТО-1 и ТО-2 газовой системы питания для ГБА общего пользования выполняются с периодичностью технического обслуживания базовых автомобилей. Сезонное обслуживание газовой аппаратуры совмещается с очередным ТО-2 и выполняется 1 раз в год.
Индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. имеет автобус ГАЗ-322132 (государственный регистрационный номер АЕ 918 62), который оборудован газобалонным оборудованием (свидетельство от 01.07.2009 г. N 194ПД/7 о соответствии переоборудованного для работы на сжиженных нефтяных газах автотранспортного средства требованиям безопасности). По данному автомобилю индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. не осуществил технического обслуживания газобаллонного оборудования, с периодичностью технического обслуживания базового автомобиля.
В этой связи следует, признать, что индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. нарушил требования пункта 2.5.2. Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте" и пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пункта 5.1.1. Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе" Руководящий документ Р3112199-1094-03.
Владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок (пункт 2.3.2. Приказ Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 г. N 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте").
Арбитражным судом установлено, что у индивидуального предпринимателя Дружина Б.И. работает в качестве водителя Мясников В.А., который допущен к перевозке пассажиров на регулярном маршруте N 49 без проведения стажировки водителя, как вновь принятого на работу или переведенного на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок (путевые листы от 02.03.2011 г. N 66, от 03.03.2011 г. N 67, от 10.03.2011 г. N 71). Кроме того, у индивидуального предпринимателя Дружина Б.И. отсутствуют сведения о стаже работы водителя Мясникова В.А., перерывах в водительской деятельности, допусках к видам перевозки пассажиров.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. допустил нарушение требований пункта 2.3.2. Приказ Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 г. N 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте".
В соответствии с пунктами 10.1., 10.2 Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе Руководящий документ Р 3112199-1094-03 к эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей на ГСН допускается персонал, прошедший специальное обучение и сдавший экзамен. После сдачи экзамена водитель получает удостоверение на право вождения газобаллонных автомобилей на ГСН, а слесари и механики на право выполнения работ по ТО и ТР газовой аппаратуры. Обучение организуется администрацией предприятия автовладельца. Должностные лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность независимо от того привело ли это нарушение к аварии или несчастному случаю и могут быть привлечены к дисциплинарной, а также иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством, в зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий. Обо всех авариях и несчастных случаях, связанных с использованием сжиженного нефтяного газа, а также сжатого воздуха администрация предприятия (автовладельцев) обязаны немедленно сообщать местному органу Гостехнадзора Российской Федерации. Расследование аварий и несчастных случаев должно проводиться в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев. На основе "Правил по технике безопасности на автомобильном транспорте" администрация предприятия должна разработать инструкцию по охране труда для каждой отдельной профессии (вида работы) с учетом специфики производства, оборудования и утвердить руководством данного предприятия по согласованию с профсоюзными организациями. К управлению газобаллонным автомобилем допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 ч. Программа предусматривает доведение до обучаемых необходимых сведений и данных об устройстве газобаллонных автомобилей, правил по охране труда и технике безопасности. Водитель обязан: перед выездом на линию произвести осмотр автомобиля с целью обнаружения возможных неисправностей и утечек газа, проверить крепления газовой аппаратуры и баллонов; при обнаружении утечки газа закрыть расходный и магистральный вентиль и откатить автомобиль в безопасное для людей место при появлении запаха во время движения остановить автомобиль, устранить, если возможно, неисправность или сообщить о происшедшем на АТП; производить слив газа на специальной площадке при неработающем двигателе и отключенной бортовой электросети (масса); категорически запрещается сливать газ в помещениях, в непосредственной близи от места стоянки автомобилей или вблизи от источников огня и места нахождения людей; обеспечить въезд и перемещение в помещении для ТО и ТР газобаллонного автомобиля только на бензине; пуск двигателя на ГСН после длительной стоянки (более 3-х суток) производить при открытом капоте; отогревать газовую аппаратуру в зимнее время только горящей водой, паром, горячим воздухом или с применением инфракрасных беспламенных горелок; применение открытого огня недопустимо; в случае пожара на автомобиле выключить зажигание, закрыть расходный вентиль; тушить пожар огнетушителем, песком или струей распыленной воды; во избежание взрыва во время пожара газовой баллон следует интенсивно охлаждать холодной водой, не допуская повышения давления в нем; автомобиль должен быть оборудован огнетушителем, кошмой и специнструментом. Водитель не должен: эксплуатировать автомобиль, у которого истек срок очередного освидетельствования газового баллона; стоять около наполнительного шланга или баллонов во время наполнения баллонов газом, наклоняться к наполнительному вентилю, отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением; подтягивать гайки или соединения, стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам, находящимся под давлением; производить какой-либо текущий ремонт или регулировку газовой системы питания на территории АГЭС или вблизи газозаправщика. Запрещается: хранить автомобиль с неисправной газовой аппаратурой на открытых стоянках с газом в баллонах; представлять и заменять баллон на автомобиле без разрешения лица, ответственного за эксплуатацию транспортного средства; оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытым вентилем на баллоне. Автомобиль должен быть оборудован огнетушителем, кошмой, специнструментом.
Арбитражным судом также установлено, что индивидуальный предприниматель Мясников В.А. допустил водителя Мясникова В.А. к управлению автотранспортным средством ГАЗ-322132 (госдуарственный регистрационный номер АЕ 918 62) оборудованным газобаллонным оборудованием. При этом названный водитель не прошел специальную подготовку по программе технического минимума в объеме 40 час., при отсутствии у водителя Мясникова В.А. удостоверения на право вождения газобаллонных автомобилей.
Следовательно, индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. нарушил требования пунктов 10.1., 10.2 Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе Руководящий документ Р 3112199-1094-03.
В силу пункта 4 Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. не составил в отношении Дружина Б.И. графика работы водителя на линии с установлением времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы, времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного и еженедельного отдыха, то есть нарушил требования пункта 4 Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
В силу статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
На основании пункта 15, 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15, рабочее время водителя состоит из следующих периодов: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Актом внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 23.03.2011 г. 3 018-ГГ (л.д. 13-16), протоколом об административном правонарушении от 23.03.2011 г. серия А-62 N 000094 (л.д. 9-10) подтверждено, что индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. не вел учет времени, фактически отработанного работниками, водителями автомобиля, по табелю учета рабочего времени утвержденной формы (Т-12, Т-13) с учетом периодов заключаемых в рабочее время водителей (подготовительно-заключительного времени, и продолжительности времени проведения медицинского осмотра водителя).
В этой связи, следует признать, что индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. нарушил требования статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 15, 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15.
Невыполнение требований вышеперечисленных федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая предупреждением или наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Представленными материалами настоящего дела подтверждено, что в действиях индивидуального предпринимателя Дружина Б.И. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении от 23.03.2011 г. серия А-62 N 000094 (л.д. 9-10), как доказательство совершения индивидуальным предпринимателем Дружинным Б.И. административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям, установленным статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что индивидуальный предприниматель Дружин Б.И. в течение последнего года был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело N А54-3305/2010) арбитражным судом отклоняется, в связи с отсутствием документального подтверждения данного факта.
Учитывая множественность правонарушений, совершенных индивидуальным предпринимателем Дружиным Б.И., арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя Дружина Б.И. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на него административный штраф в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Дружина Бориса Ивановича, 23.02.1964 года рождения, уроженца г. Новомосковска Тульской области (основной государственный регистрационный номер 304623009200153), проживающего по адресу: г. Рязань, 1 пр. Ломоносова, д. 9/15, кв. 122, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Дружина Бориса Ивановича, 23.02.1964 года рождения, уроженца г. Новомосковска Тульской области (основной государственный регистрационный номер 304623009200153), проживающего по адресу: г. Рязань, 1 пр. Ломоносова, д. 9/15, кв. 122, административный штраф в сумме 3000 руб.
Реквизиты по оплате штрафа:
Получатель УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050
КПП 623401001
Р/с 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 апреля 2011 г. N А54-1198/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru