Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 21 июля 2011 г. N А54-2109/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Пласт" (ОГРН 1096234010927, г. Рязань) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области (ОГРН 1046209012541, г. Рязань)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен, заявление о рассмотрении в отсутствии представителя,
от ответчика: Кравцова Г.В., специалист-эксперт по доверенности N 59-01-06/1 от 11.01.2011 г., личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Пласт" (далее ООО "Альянс-Пласт", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Рязанской области (далее ТУ ФСФБН в Рязанской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.05.2011 о назначении административного наказания по делу N 06-07-116/2011.
В судебном заседании от 16.06.2011 г. представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемое постановление следует признать недействительным в силу того, что отсутствует вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Заявитель своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалы дела представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также в указанном заявлении поддерживает заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель административного органа возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что 04.01.2010 г. между Shenzhen Jiaxinda Import Export Cо. Ltd. (поставщик) и ООО "Альянс-Пласт" (покупатель) заключен договор поставки NAPL/01/0110/01. Общая сумма контракта составила 1500000 долларов США (л.д.15-20).
В соответствии с указанным договором поставщик в адрес покупателя поставил товар по грузовой таможенной декларации N 10216100/090710/0074921 на сумму 40350 долларов США с отметкой таможенного органа "Выпуск разрешен" 15.07.2010 г. (л.д.35).
Паспорт сделки N 10010001/2771/0037/2/0 по указанному контракту оформлен в ФКБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО) г. Рязань (далее ФКБ "ЮНИАСТРУМ БАНК") 19.01.2010 г. (л.д.22-23).
Справка о подтверждающих документах на сумму 40350 долларов США с ГТД N 10216100/090710/0074921 представлена в банк 24.08.2010 г.
Письмом от 13.04.2011 N 12-16/2555 законный представитель Общества приглашался в Управление 19.04.2011 к 11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо получено Обществом 13.04.2011 (л.д.51-54).
За несоблюдение установленного срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно за несвоевременное предоставление справки о подтверждающих документах и подтверждающего документа ГТД N 10216100/090710/0074951 в отношении ООО "Альянс-Пласт" в отсутствие законного представителя Общества, уполномоченным лицом административного органа 19.04.2011 г. составлен протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.68-72).
Копия протокола направлена в адрес ООО "Альянс-Пласт" (л.д.73).
Определением от 28.04.2011 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено представителем Общества 28.04.2011 г. (л.д.77).
05 мая 2011 года заместитель руководителя ТУ ФСФБН в Рязанской области в присутствии законного представителя Общества, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 06-07-116/2011, вынес постановление о назначении административного наказания. В соответствии с данным постановлением ООО "Альянс-Пласт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40000 руб. (л.д.78-83).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, административного органа, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества является целью Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ, резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии со ст. 5 Закона N 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации (далее Банк России), являющийся органом валютного регулирования в Российской Федерации, издает в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 года N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", к формам учета и отчетности по валютным операциям отнесена справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2. Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Положением N 258-П установлено, что учет валютных операций и контроль над их проведением осуществляет уполномоченный банк, в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки.
В соответствии с п.п. 2.1., 2.2. Положения N 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ.
Справка о подтверждающих документах составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 1 к Положению N 258-П.
Срок представления подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах в соответствии с п. 2.4. Положения N 258-П (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У, вступившего в силу с 28.10.2008 г.) составляет 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с территории РФ товаров, определяемой отметкой таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления ГТД на бланке установленной формы графа "D"), которые, в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела, подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Справка о подтверждающих документах вместе с документами на сумму 40350 долларов США (ГТД N 10216100/090710/0074951), которые в соответствии с требованиями п. 2.4 Положения N 258-П подлежали представлению в банк ПС не позднее 30.07.2010 г., фактически представлены ООО "Альянс-Пласт" -24.08.2010 г., что не оспаривается заявителем.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем срока, установленного п. 2.4 Положения N 258-П, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит виновность лица в совершении правонарушения.
В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 27.04.2011 г. N 7-П привлечение к административной ответственности не может быть обосновано лишь фактом нарушения установленных правил, а суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления КС РФ следует читать как "от 27.04.2001 г."
Как усматривается из материалов дела, 16.01.2010 г. между ООО "Альянс-Пласт" (покупатель) и ООО "Внешнеторговая компания "Логистика и управление поставками" (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции N ВТК 001, согласно которому экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить услуги, связанные с международной перевозкой неопасных генеральных грузов в прямом или смешанном сообщении, мультимодальными перевозками и железнодорожными перевозками, международными и внутренними автомобильными перевозками.
Услуги по данному договору могут включать в себя, в частности, услуги, связанные с организацией таможенного оформления грузов (л.д.23-33).
Грузовая таможенная декларация N 10216100/090710/0074951 от 15.07.2010 г. была передана ООО "Внешнеторговая компания "Логистика и управление поставками" заявителю 23.08.2010 г., что подтверждается отметкой, выполненной в тексте сопроводительного письма (л.д. 34).
Факту передачи указанной ГТД предшествовала длительная переписка заявителя с Обществом "Внешнеторговая компания "Логистика и управление поставками", представленная заявителем в материалы дела (л.д. 123-127).
Из анализа указанной переписки арбитражный суд делает вывод, что заявитель предпринял все возможные меры для своевременного получения документов, подтверждающих выпуск товара на сумму 40350 долларов США совместно с ГТД.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что нарушение ООО "Альянс-Пласт" срока предоставления документов, связанных с проведением валютных операций произошло по причине того, что ГТД 10216100/090710/0074951 была получена им от ООО "Внешнеторговая компания "Логистика и управление поставками", оказывающего заявителю услуги по организации таможенного оформления грузов на основании договора транспортной экспедиции N ВТК 001 только 23.08.2010 г., в связи с чем заявитель не мог в установленный законодательством срок представить банку справку о подтверждающих документах на сумму 40350 долларов США по ГТД 10216100/090710/0074951 от 15.07.2010 г., а представил ее на следующий день 24.08.2010 г., после получения необходимых документов.
С учетом указанных обстоятельств арбитражный суд пришел к выводу о том, что Общество принимало все необходимые меры по предоставлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и справки о подтверждающих документах, а причины, по которым произошло нарушение сроков, не связаны с действием или бездействием заявителя, а были вызваны объективными обстоятельствами, на которые указанное лицо не могло повлиять.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства и свидетельствующих о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения, административным органом в материалы дела не представлено.
Следовательно, вина общества в совершении указанного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ административным органом не доказана, поэтому оснований для привлечения его к ответственности у административного органа не имелось.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражный суд отмечает, что ООО "Альянс-Пласт" предприняты все зависящие от него меры в целях соблюдения требований законодательства, а именно своевременного предоставления в ФКБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" справки о подтверждающих документах на сумму 40350 долларов США с ГТД N 10216100/090710/0074921.
В силу п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая вышеизложенное, постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области N 06-07-116/2011 от 05.05.2011 г. о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Пласт" в виде штрафа в размере 40000 рублей в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным и подлежит отмене, а требование заявителя удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области от 05.05.2011 г. о назначении административного наказания по делу N 06-07-116/2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Пласт" (ОГРН 1096234010927, г. Рязань, ул. Петрова, д. 10) к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей признать недействительным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 июля 2011 г. N А54-2109/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru