Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 4 июля 2011 г. N А54-2530/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Савиной Н.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Печегиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1036214000404), г. Рязань
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365), г. Рязань
третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, г. Рязань
о признании недействительными решения N 1281/472 от 18.02.2010, требования N 8055 от 20.05.2010 г., а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ступак Е.Н., представитель по доверенности от 24.07.2011;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области: Монетова Е.И., заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 06-21/777 от 15.06.2011;
от Управления Федеральной налоговой службы России по Рязанской области: Денисов И.В., ведущий специалист-эксперт по доверенности N 06-21/777 от 15.06.2011.
установил: муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее заявитель, МУП "РМПТС", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Рязанской области о признании недействительными решения N 1281/472 от 18.02.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, пунктов 1, 2, 3, 4 требования N 8055 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.05.2010 и об обязании возместить в форме возврата в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации на счет Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" НДС в сумме 14120392 руб.
Определением суда от 23.06.2010 производство по делу N А54-2530/2010 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-2433/2010С8. Определением суда от 29.04.2011 производство по делу N А54-2530/2010 возобновлено с 03.06.2011.
В судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования, просил признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области N 1281/472 от 18.02.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование N 8055 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.05.2010 и обязать устранить нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей", вызванные принятием решения N 1281/472 от 18.02.2010, путем возврата в порядке статьи 78 Налогового кодекса российской Федерации муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" НДС в сумме 14120392 руб.
Также заявитель просил признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области N 15-12/1571дсп от 12.05.2010.
Представитель заявителя в судебном заседании отказался от заявленных требований в отношении Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области, заявил ходатайство о привлечении Управления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Судом ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области рассмотрено и в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования в отношении поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
Из материалов дела следует: 17.04.2009 МУП "РМПТС" представило в Межрайонную ИФНС России N 1 по Рязанской области налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 (т. 1, л.д. 90-107).
Согласно представленной налоговой декларации сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период составила 14755482 руб.; общая сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога составила 151808896 руб., в том числе налоговая база и сумма НДС по операциям при реализации товаров 18% 843042895 руб., НДС -151747721 руб., общая сумма налоговых вычетов составила 137053414 руб.
Уточненная декларация N 1 (регистрационный номер 7524472) представлена 28.09.2009. По данной декларации сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 635090 руб. Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога -137688504 руб., в том числе: налоговая база и сумма НДС по операциям при реализации товаров 18% -764596272 руб., НДС -137627329 руб. Общая сумма налоговых вычетов составила 137053414 руб.
Уточненная декларация N 2 (регистрационный номер 7529148) представлена 30.09.2009 г. По данной декларации сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составила 635090 руб. Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога -137688504 руб., в том числе: налоговая база и сумма НДС по операциям при реализации товаров 18% 764596272 руб., НДС -137627329 руб. Общая сумма налоговых вычетов составила 137053414 руб.
На основании указанной уточненной налоговой декларации и представленных Предприятием документов, Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области, на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проведена камеральная налоговая проверка.
В ходе данной проверки установлено, что Предприятие неправомерно уменьшило налогооблагаемую базу для расчета НДС и, соответственно сумму НДС, исчисленного с реализации, на сумму средств, полученных от Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области на возмещение расходов, вязанных с предоставлением мер социальной поддержки некоторым категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, в размере 78446623 руб., в т.ч. НДС-14120392 руб.
Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом камеральной проверки от 19.01.2010 N 4834/117 (т. 2, л.д. 74-75).
По итогам проверки налоговым органом было принято решение от 18.02.2010 N 1281/472 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налогоплательщиков-организацией сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, в виде взыскания штрафа в сумме 2420386,20 руб. Также Предприятию предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 14120392 руб.
Жалоба налогоплательщика на решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области от 18.02.2010 N 1281/472 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области оставлена без удовлетворения (т. 2, л.д. 77-80).
Требованием N 8055 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.05.2010 Предприятию предложено в срок до 09.06.2010 оплатить недоимку по НДС в сумме 14120392 руб. и штраф в сумме 2420386,20 руб.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области от 18.02.2010 N 1281/472 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требованием N 8055 от 20.05.2010, МУП "РМПТС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленные требования (с учетом их уточнения) подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что между МУП "РМПТС" и Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области был заключен договор N 200 от 30.01.2008 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки некоторым категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг (т. 1 л.д. 123-125).
В соответствии с данным договором, Управлением труда в адрес Предприятия в 1 квартале 2009 года были перечислены денежные средства на возмещение расходов по оплате ЖКУ с учетом налога на добавленную стоимость в сумме 78446623 руб., в т.ч. НДС -14120392 руб.
Указанные денежные средства перечислялись на основании представленных МУП "РМПТС" в Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области счетов, счетов-фактур с выделенными в них сумм и расчета фактических расходов, подлежащих возмещению за предоставленные меры социальной поддержки за услуги ЖКХ НДС (т. 2 л.д. 39-40, 42-43, 45-46).
Факт предоставления льгот МУП "РМПТС" отдельным категориям граждан по оплате отопления и подогрева воды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законами Рязанской области подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
В соответствии со статьей 143 НК РФ заявитель является плательщиком НДС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) в пункте 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Порядок и особенности определения базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, установлены в статьях 153, 162 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Следовательно, налоговая база определяется как цена реализованных коммунальных услуг.
Положения указанной выше правовой нормы корреспондируются с пунктом 13 статьи 40 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Поскольку при реализации коммунальных услуг по льготным ценам Предприятие не получает полной оплаты, у нее возникает убыток, который компенсируются путем перечисления бюджетных средств в виде субсидий на ее расчетный счет.
Бюджетные средства не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, они предоставляются в рамках социальной политики государства по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Услуги по отоплению и подогреву воды были предоставлены МУП "РМПТС" населению, а не Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области.
Таким образом, для организаций, предоставляющих населению услуги по государственным регулируемым ценам и с учетом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, облагаемая НДС база должна определяться исходя из тарифов, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. При этом суммы субвенций и субсидий, предоставляемые бюджетами различного уровня, не учитываются при определении налоговой базы.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявитель правомерно исключил из налогооблагаемой базы 78446623 руб., в т.ч. НДС -14120392 руб.
Доводы ответчика о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, являются необоснованными, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Доводы ответчика о том, что Предприятие обязано включить спорную сумму в налогооблагаемую базу, поскольку в счет-фактурах, направленных в Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области, выделены суммы НДС и платежные поручения на перечисление бюджетных средств также содержат выделенный отдельной строкой НДС, суд считает необоснованными.
Получение дотаций (субсидий) не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ), соответственно, налог на добавленную стоимость бюджету не предъявляется (отсутствует). Наличие налога на добавленную стоимость в составе платежа определяется исключительно на основании наличия объекта налогообложения. При выделении бюджетных средств факт реализации отсутствует. Таким образом, указание в платежном поручении НДС в размере 18% не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы налога на добавленную стоимость (указанная правовая позиция подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 30.03.2011 по делу N А54-2433/2010).
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области N 1281/472 от 18.02.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, следует признать недействительным.
Поскольку суд пришел к выводу о правомерном уменьшении заявителем налогооблагаемой базы и включении в состав налоговых вычетов спорных сумм НДС в уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2009 года, требование Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области N 8055 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.05.2010 подлежит признанию недействительным полностью.
В судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отказался от заявленных требований в отношении Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Принимая во внимание, что отказ заявителя от требований не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, арбитражный суд считает необходимым принять заявленный отказ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, производство по делу подлежит прекращению.
Учитывая вышеизложенное, производство по делу N А54-2530/2010 в отношении признания недействительным решения N 15-12/1571дсп от 12.05.2010 Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области следует прекратить.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в сумме 103602 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Прекратить производство по делу N А54-2530/2010 в части требования о признании недействительным решения N 15-12/1571дсп от 12.05.2010 Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области.
2. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 18.02.2010 N 1281/472 о в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным полностью.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей", вызванные принятием решения N 1281/472 от 18.02.2010, путем возврата муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 14120392 руб.
3. Признать требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области N 8055 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.05.2010, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, недействительным полностью.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей", вызванные принятием требования N 8055 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.05.2010.
4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365, г. Рязань, Первомайский проспект, д. 15/21) в пользу муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1036214000404, г. Рязань, ул. Костычева, д. 15А) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
5. Возвратить муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1036214000404, г. Рязань, ул. Костычева, д. 15А) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 103602 руб., уплаченную по платежному поручению N 131 от 26.05.2010.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 4 июля 2011 г. N А54-2530/2010
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru