Определение Рязанского областного суда
от 7 сентября 2011 г. N 33-1787
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.В.,
судей Споршевой С.В., Яковлевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ЗАО "Касимовхолод" на решение Касимовского городского суда Рязанской области от 28 июня 2011 года, которым постановлено:
Иск Соловьевой Н.П., действующей в том числе в качестве законного представителя несовершеннолетней Соловьевой М.С., и Соловьевой Е.С. к Администрации МО-ГО г. Касимов и ОАО "Касимовхолод" "о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации" удовлетворить.
Признать за Соловьевой Н.П., Соловьевой Е.С. и несовершеннолетней Соловьевой М.С. в равных долях (по 1/3 доле каждому) право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнаты "1" и "2" общей площадью ... кв. м в доме <адрес>.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., судебная коллегия установила:
Соловьева Н.П., действующая также от имени несовершеннолетней Соловьевой М.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Соловьева Е.С. обратились в суд с иском к Администрации МО-ГО г. Касимов и ОАО "Касимовхолод" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска истцы указали, что Соловьева Н.П. с 1984 года занимает жилые помещения в здании, находящемся на балансе ОАО "Касимовхолод" по адресу ... (комната "1" и "2") общей площадью ... кв. м. Указанные комнаты были предоставлены ей, как работнику Касимовского завода холодильного машиностроения. Соловьевы Е.С. и М.С. являются ее дочерьми.
Истицы обратились к ответчикам с заявлением о передаче им указанных помещений в собственность в соответствии с законодательством о приватизации жилья, но в удовлетворении их заявлений было отказано по мотиву того, что данное жилое помещение является общежитием ОАО "Касимовхолод" и не подлежит приватизации.
Считают, что имеют право на приватизацию занимаемых жилых комнат на основании ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Полагают, что отсутствие решения Администрации г. Касимова о передаче в муниципальную собственность жилых помещений в общежитии, не может служить основанием для отказа в приватизации жилья, в связи с чем просили признать за ними и несовершеннолетней Соловьевой М. в равных долях право собственности на указанные жилое помещение.
Решением суда исковые требований удовлетворены.
В кассационной жалобе ЗАО "Касимовхолод" просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение своих законных прав и интересов постановленным решением, поскольку решением Арбитражного суда Рязанской области, вступившим в законную силу, сделан вывод о возникновении у общества права собственности на спорное общежитие на основании приватизации.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Соловьева (ранее ФИО1) Н.П. с 01.09.1981 г. по 03.09.1985 г. работала на Касимовском заводе "Холодмаш", правопреемником которого являлось с 1993 года АООТ "Касимовхолод", (впоследствии - ОАО "Касимовхолод"). 05.07.1984 года ей, как работнику предприятия, было предоставлено для проживания жилое помещение - комната "3" в общежитии, расположенном по адресу: ..., в которую она вселилась. Затем ее переселили в комнату "1", поскольку она проживала одна, и комната "3", площадь которой была больше, понадобилась для семьи другого сотрудника. Впоследствии истица вступила в брак, у нее родилась дочь и ей была предоставлена дополнительно освободившаяся соседняя комната "2".
Соловьева Н.П. зарегистрирована по месту жительства в комнатах "1"-"2" с 18.08.1985 г. Ее дочери Соловьева Е.С. и несовершеннолетняя Соловьева М.С. проживают в указанных жилых помещениях с момента рождения: Соловьева Е.С. зарегистрирована с 22.12.1987 г., Соловьева М.С. - с 22.06.1994 г.
Все указанные лица до настоящего времени проживают в данных помещениях, оплачивают коммунальные платежи. Задолженности по оплате жилья за ними нет. Право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения не использовали.
21 января 1993 года Касимовский завод холодильного машиностроения, в хозяйственном ведении которого находилось указанное общежитие, преобразован в АООТ "Касимовский завод холодильного машиностроения" в порядке приватизации государственного имущества (затем в ОАО "Касимовхолод").
В соответствии с планом приватизации данного предприятия, утвержденным председателем Рязанского областного Комитета по управлению государственным имуществом по Рязанской области 30.12.1992 года, указанное общежитие не было включено в уставной капитал создаваемого акционерного общества "Касимовский завод холодильного машиностроения". Вопрос о его передаче в муниципальную собственность вместе с другим жилым фондом, находящимся на балансе ОАО "Касимовхолод", поднимался руководством ОАО, но не был решен до настоящего времени.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: ... являлось общежитием. На основании распоряжения Министерства химического и нефтяного машиностроения от 22 марта 1984 года N оно было передано с баланса Касимовского индустриального техникума на баланс Касимовского завода "Холодмаш". Согласно плану приватизации, а также на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области N от 05.08.1997 г. жилой фонд АООТ "Касимовхолод" подлежал передаче в муниципальную собственность, но здание общежития в списке объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не было указано. Общежитие осталось на балансе ОАО "Касимовхолод".
При таких обстоятельствах районный суд пришел к правильному выводу о том, что здание общежития, расположенное по адресу: ..., при приватизации предприятия подлежало передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 4 Жилищного Кодекса РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд. То есть общежитие, содержащее в себе жилые помещения, является жилищным фондом.
Порядок приватизации предприятий устанавливался Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статья 1 которого содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих приватизации, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда.
Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в силу статьи 1 которого, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
При этом, районный суд верно указал, что приведенными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления Верховного Совета РФ следует читать как "N 3020-1"
Статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статья 7 Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Проанализировав нормы материального права и установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не включение спорного общежития, в нарушение действующего законодательства, в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, а также бездействия Администрации МО-ГО г. Касимов при решении вопроса о принятии данного здания в муниципальную собственность не должно влиять на жилищные права истцов, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах районный суд обоснованно удовлетворил исковые требования о признании права собственности в порядке приватизации на спорную комнату.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылка кассатора на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27 мая 2011 года не может являться основанием для отмены постановленного решения, поскольку при рассмотрении дела в арбитражном суде вопрос о законности включения спорного общежития в уставный капитал акционерного общества при его приватизации не рассматривался, и в решении арбитражного суда отсутствуют выводы по указанному обстоятельству.
Кроме того, указанное решение арбитражного суда в силу ч. 3 ст. 61 ГПК РФ не имеет преюдициального значения для данного дела.
При рассмотрении спора нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Касимовского городского суда Рязанской области от 28 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Касимовхолод" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 7 сентября 2011 г. N 33-1787
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru